ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,59 0,02
EUR 100,27 -0,14
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

А мог ли Алексей Улюкаев помешать приватизации "Башнефти"?

Согласно сообщению Следственного комитета Российской Федерации бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев оказал прямое влияние на решение о допуске "Роснефти" к приватизации "Башнефти".

"По версии следствия, Улюкаев незаконно потребовал от представителя ПАО "НК "Роснефть" в качестве взятки денежные средства за законную выдачу положительного заключения и оценки в отношении сделки по приобретению ПАО "НК "Роснефть" государственного пакета акций ПАО АНК "Башнефть". При этом обвиняемый высказал угрозы, используя свои служебные полномочия, создать в дальнейшем препятствия для деятельности компании", - отмечало в сообщении СК РФ, распространенном во вторник.

Речь идет о том, что Улюкаева подозревают в получении взятки в размере $2 млн от "Роснефти" за положительное заключение и оценку, которая и позволила крупнейшей нефтяной компании участвовать в сделке.

Примечательно, что правительство около года не могло определиться относительно возможности участия "Роснефти" в приватизации госпакета акций "Башнефти", а окончательное решение принималось на уровне президента и премьер-министра. Также остается неясной ситуация с тем положительным заключением, которое подготовил Улюкаев, так как о нем ранее ничего не было известно, а в ходе суда, когда бывшего министра отправили под домашний арест, эта информация также не упоминалась.

Отдельно стоит отметить, что процедура допуска "Роснефти" к приватизации вообще остается непонятной. До конца сентября многие чиновники говорили, что эта нефтяная компания не должна иметь возможности покупать госпакет акций "Башнефти". Сам же Улюкаев сохранял нейтральную позицию, называя "Роснефть" ненадлежащим покупателем.

Более того, министр тогда собирался инициировать принятие директивы для "Роснефтегаза", чтобы помешать сделке.

Но в сентябре глава МЭР заявил, что "Роснефть" все же будет допущена до приватизации "Башнефти", поскольку с юридической точки зрения "Роснефть" не является государственной напрямую.

Весь вопрос в том, что с точки зрения регулятивных основ министр экономического развития никак не мог помешать приватизации. С одной стороны, как отмечают многие эксперты, решение принималось на уровне президента и премьера, с другой – МЭР вообще имеет небольшой вес в части принятия решений относительно нефтегазовой сферы.

В большинстве случаев эти вопросы находятся в ведении Минфина и Минэнерго, тогда как сотрудники Минэкономразвития даже не участвуют в рабочих совещаниях, пишет газета "Ведомости".

При этом сама процедура приватизации прошла крайне быстро, после того как было решено допустить "Роснефть". Кроме того, акции "Башнефти" были выведены из-под действующего законодательства, поэтому продажа была осуществлена без торгов.

5 этапов приватизации "Башнефти"

◾30 сентября вице-премьер Игорь Шувалов сообщил о возобновлении процедуры приватизации госпакета акций "Башнефти".

◾6 октября правительство России утвердило директиву о покупке "Роснефтью" приватизируемого контрольного пакета акций "Башнефти". Соответствующую директиву получили профильные ведомства.

◾9 октября Улюкаев сообщил, что его ведомство подготовило проект распоряжения правительства о продаже 50,08% "Башнефти" компании "Роснефть", которая единственная сделала юридически обязывающее предложение по цене выше стоимости, которую определил оценщик.

◾11 октября глава кабинета министров России подписал распоряжение о продаже "Роснефти" 50,08% акций "Башнефти".

◾12 октября средства, полученные от заключения этой сделки, поступили в бюджет РФ. Контрольный пакет акций "Башнефти" в количестве 88 951 379 штук (50,0755% уставного капитала) выкупила "Роснефть". Сумма сделки составила 329,690 млрд руб.

В самом механизме заявок на торги есть некоторое участие Минэкономразвития, при этом кроме "Роснефти" реальных заявок вообще не было. После того как "ВТБ Капитал", являющийся инвестиционным консультантом правительства, разослал приглашения другим компаниям принять участие в приватизации, никто, кроме "Роснефти", не отправил ответную заявку с офертой.

В компаниях отмечают, что им этого сделать не предлагали, поэтому они ждали новостей. Между тем, наличие "Роснефти" в изначальных списках, по которым высылались предложения участия в приватизации, было согласовано с директором департамента Минэкономразвития Оксаной Тарасенко, но это происходило еще летом, когда многие склонялись к тому, что "Роснефть" не будет допущена, а Алексей Улюкаев скорее занимал позицию противников допуска этой компании, а не сторонников.

Реакция на задержание Улюкаева Чиновники и коллеги Алексея Улюкаева отмечают, что обвинения не выглядят правдоподобно и ссылаются на необходимость тщательного рассмотрения дела.

Так, например, руководитель РСПП Александр Шохин сказал, что вопросов в части мотивации этой взятки и самого ее факта слишком много.

"Бывает так, что высокопоставленные чиновники не без оснований задерживаются за получение взятки. В случае с Улюкаевым очень много вопросов, по крайней мере вопросов, связанных и с мотивацией этой взятки, и с самим фактом - было, не было или это подозрение в том, что это могло быть, - сказал Шохин в эфире Business FM. - Как можно было после завершения всей сделки, когда президент месяц назад на форуме "Россия зовет!" сказал, что сделка рыночная, что предложение было со стороны правительства, и он, президент, согласился с этим вариантом приватизации "Башнефти", спустя месяц угрожать "Роснефти" и вымогать взятку?

Надо быть безумцем, чтобы спустя месяц, после того как одобрение сделки, и формальное юридическое, и политическое, состоялись, угрожать "Роснефти" чем-то и вымогать $2 млн у Игоря Ивановича Сечина, фактически одного из самых влиятельных людей в нашей стране. Это надо было бы тогда Алексея Валентиновича не СКР задерживать, а представителям Кащенко. Поэтому, мне кажется, с содержательной точки зрения это обвинение, мягко говоря, еще несильно доказанным и рациональным.

Другое дело, что действует, к сожалению, часто принцип: был бы человек, а статья найдется. Потом надо иметь в виду: Улюкаев 25 лет в политике, а его представляют каким-то мальчиком, который вообще действует в этом пространстве так, как будто впервые попал туда. Не укладывается у меня в голове, что человек такого уровня, не только министр, но с таким большим опытом и чиновной, и политической жизни, может попасть в такого рода ситуацию".

Глава "Роснано" Анатолий Чубайс отреагировал менее эмоционально и назвал случившееся шоком.

"Для нас, знающих Алексея Улюкаева больше 30 лет, случившееся - абсолютный шок. Но если все же попробовать убрать эмоции и даже естественное человеческое сочувствие товарищу в беде, подумать о сути, а не о политике, то стоит вспомнить одно золотое правило - послушай обе стороны, - написал он на своей странице в Facebook. - Одна говорит: Улюкаев угрожал "Роснефти" и вымогал взятку (видимо, я что-то перестал понимать в этом мире). Но другой-то пока мы вообще не услышали!"

Глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что СК РФ должен дать разъяснения по делу, а также не исключил возможности ошибки. Он также отметил, что по "делу "Роснефти - Улюкаева" пока слишком много вопросов".

"Мы понимаем, что в работе даже правоохранительных органов бывают ошибки, у нас нет полного доверия к некоторым шагам. Я знаю на опыте других чиновников, которые отпускались после ареста, и все обвинения с них снимались. У нас такая практика в России есть. В этой связи мы все сегодня ждем дальнейших шагов и разъяснений от Следственного комитета.

Арест такого высокого чиновника, который отвечал за экономическую политику, взаимодействие с бизнесом, - это большая трагедия, серьезное событие, оно, конечно, влияет на работу правительства. Это серьезный сбой в работе правительства.

Пока мы не понимаем, как это произошло, почему это произошло на территории "Роснефти". Трудно себе представить, чтобы кто-то с "Роснефтью" хотел спорить.

Я здесь не вижу политической подоплеки и противодействия приватизации. "Роснефть" преимущественно государственная компания, решение о приватизации принимало государство. Государство всячески участвовало в этом. Я думаю, что Улюкаев не принимал окончательного решения по поводу "Башнефти". Какую бы он не имел позицию, окончательное решение принимает или председатель правительства, или президент. У меня большие сомнения, что Улюкаев мог сильно помешать или повлиять на это решение. За что он, собственно, хотел получить какое-то вознаграждение - у меня пока есть вопросы".

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Власть"

Материалов нет

Наверх