ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Россия и Саудовская Аравия могут построить новый трубопровод для Египта

Россия может стать участником перспективного проекта по строительству нефтепровода для государственной египетской компании EGPC. Партнёром Москвы готов выступить суверенный фонд Мубадала из Саудовской Аравии.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с арабским суверенным фондом Мубадала рассматривает возможность строительства нефтяного трубопровода для Egyptian General Petroleum Corporation (EGPC), сообщил Лайфу источник в российско-египетской межправкомиссии. По его словам, объём инвестиций в проект может составить порядка $200 млн. Точное место строительства, а также условия и сроки осуществления проекта ещё обсуждаются.

Представитель фонда Мубадала отказался от комментариев. В РФПИ и EGPC не ответили на запрос Лайфа.

Вполне вероятно, что РФПИ и саудиты решат проложить нефтепровод от порта Айн-Сохна до порта Саид на Средиземном море, где Россия и Египет в феврале этого года договорились о создании индустриальной зоны. В таком случае его протяженность может составить около 200 км. Почему именно такой маршрут выбран? Всё упирается в один из главных активов EGPC — компанию Sumed Pipelines.

Корпорация владеет 50% её акций. Она транспортирует чёрное золото по маршруту, который идёт из порта Айн-Сохна в Суэцком проливе до порта Сиди-Керир в Средиземном море. Протяжённость нефтепровода, состоящего из двух ниток, составляет около 320 км. По нему компания в период с 1977 по 2004 год прокачала порядка 2,17 млрд баррелей. В среднем это более 80 млн "бочек" в год.

Помимо EGPC у компании есть и другие акционеры. Доли по 15% находятся в руках крупнейшей в мире нефтяной корпорации Saudi Aramco, Кувейта, и IPIC из Абу-Даби. У Катара самый скромный пакет — 5%.

Египтяне гордятся тем фактом, что через Sumed Pipelines в Европу отправляется около 75% нефти из Персидского залива. Это самый большой показатель за последние годы. В 2012 году доля составляла 67%. Среди клиентов SР весь цвет мирового нефтяного производства и торговли — ExxonMobil, Total, Chevron, Saudi Aramco, Shell, Glencore, Trafigura и т.д.

Сейчас суперкрупные танкеры (водоизмещением более 320 тыс. т), которые перевозят сырьё этих клиентов, доходят до порта Айн-Сохна, там разгружаются, и уже далее чёрное золото прокачивается через египетский нефтепровод в порт Сиди-Керир на Средиземном море. Там его снова грузят на танкеры и отправляют потребителям. Путь от Сиди-Керира до голландского Роттердама занимает чуть более девяти дней. Небольшие танкеры идут через Суэцкий канал, который способен пропускать гружёные корабли водоизмещением до 240 000 тонн.

Более крупным судам, супертанкерам, путь сквозь африканские врата в Европу заказан. В этом случае поступают так: выгружают часть веса на суда, принадлежащие каналу, и загружают его обратно уже на другом конце канала.

Новый проект мог бы увеличить объёмы транспортировки саудовской нефти из Персидского залива через Египет. Это было бы и быстрее, и дешевле, чем гонять танкеры в Европу по маршруту, огибающему мыс Доброй Надежды на самом юге Африки.

Основными интересантами новой трубы вполне могут быть египетские предприятия. Дневная добыча в стране постепенно идёт в рост. В прошлом году она поднялась на 9 тыс. баррелей — до 723 тыс. в день, сообщает BP в своём обзоре нефтяного рынка за 2015 год. Но этого объёма предприятиям не хватает — два года назад страна решила увеличивать экспорт нефтепродуктов.

— Основные центры нефтедобычи сейчас сосредоточены на северо-востоке страны, вдоль побережья Красного моря. Добыча постепенно растёт, и новые объёмы нужно как-то транспортировать заводам-потребителям, они как раз очень заинтересованы в росте поставок. Впрочем, если труба будет достаточной мощности, она будет актуальна и для транспортировки нефти в средиземноморские порты, так как Суэцкий канал очень загружен и на нём нередко образуются "пробки", — сообщил Лайфу топ-менеджер одной из египетских нефтехимических компаний. — В Египте ведётся много разговоров на тему строительства нефтепроводов, и большая часть проектов призвана доставить нефть для экспорта в Европу.

Другой эксперт предполагает, что саудовцы и египтяне хотят вернуться к теме возрождения трансаравийского нефтепровода, отмечая, что в Каире периодически возникают разговоры на тему строительства трубы в Саудовскую Аравию через порт Шарм-эль-Шейха.

В середине ХХ века саудовцы запустили нефтепровод из Аль-Кайсума на побережье Персидского залива — в ливанский Сидон, служивший важной частью мировой торговли ещё со времен древней Финикии. Протяжённость этого трубопровода составила 1214 км. Мощность — 500 тыс. баррелей в сутки (182,5 млн баррелей в год). Это почти в два раза больше, чем сейчас можно прокачивать через нефтепровод Sumed. Чёрное золото поставлялось с месторождения Абкаик.

В 1976 году часть трансаравийского нефтепровода севернее Иордании окончательно перестала функционировать. Произошло это после израильско-египетского конфликта 1967 года. В конце 1990 года его эксплуатация совсем прекратилась. А сейчас он непригоден для транспортировки нефти. Реконструкция  трансаравийского нефтепровода ещё в 2005 году оценивалась экспертами в сумму от $100 до $300 млн.

Тем не менее нефтепровод до сих пор остаётся потенциально интересным для экспорта нефти, потому что затраты на транспортировку с его помощью могли бы быть на 40% ниже, чем при транспортировке на танкерах до портов в Суэцком канале или через сам канал, как это делается сейчас. В возрождении трансаравийского пути была заинтересована и Иордания.

Возможно, египетяне хотят соединить часть этого нефтепровода с трубопроводной системой Sumed, не исключает ещё один собеседник Лайфа, близкий к ситуации. А возможно, что нефтепровод до Айн-Сукна могут построить от порта Янбу на Красном море. Он уже соединён газо- и нефтепроводами, по которым транспортируются углеводороды из Саудовской Аравии.

Правда, есть одно важное "но". В случае если всё-таки инвесторы задумаются соединять нефтепроводом Янбу и Айн-Сохна, то суммой в $200 млн, скорее всего, обойтись не получится, полагает собеседник Лайфа, — расстояние между ними превышает 400 км.

Вложиться в проект могла бы "Роснефть". Косвенно об интересе корпорации свидетельствует тот факт, что в мае сообщалось о её заинтересованности в строительстве углеводородного терминала в зоне Суэцкого канала.  В настоящий момент через российское  торговое представительство ведётся подготовка переговоров компании с администрацией Суэцкой экономической зоны, говорил торговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин. В мае "Роснефть" поставила в египетский порт Айн-Сохна первую партию СПГ из Катара. 

Дополнительная информация

  • Автор: Эльдар Ахмадиев

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Трубопроводный транспорт"

Материалов нет

Наверх