ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Минэнерго: В РФ к 2035 году вдвое увеличится добыча "трудной" нефти

В России доля трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ) с каждым годом увеличивается, и сейчас она превышает 65 процентов от общего объема. Скорее всего, за счет преимущественной отработки легкоизвлекаемых запасов доля "трудной" нефти продолжит расти.

Экономика такой добычи устроена сложно: она, например, требует налоговых стимулов, так как компании тратят на ее разработку в 2,2 раза больше средств, чем при работе на традиционных объектах. О том, что сегодня принято считать трудноизвлекаемыми запасами нефти в России, какова рентабельность и перспективы их добычи, какую поддержку компаниям оказывает государство в добыче "трудной" нефти, "Российской газете" рассказал заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

Кирилл Валентинович, какого рода запасы нефти в России сегодня принято считать трудноизвлекаемыми?

Кирилл Молодцов: В настоящее время в законодательстве не определено такое понятие, как трудноизвлекаемые запасы нефти, то есть ТРИЗ. Как правило, к основным характеристикам ТРИЗ относят высокую себестоимость и сложные комбинированные процессы извлечения нефти.

На практике в работе мы опираемся на положения Федерального закона N213-ФЗ от 2013 года, а также статью 342 Налогового кодекса РФ, которые предусматривают применение к ставке налога на добычу полезных ископаемых понижающего коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти. Согласно указанным критериям, ТРИЗ включают в себя нефть баженовской, абалакской, хадумской, доманиковой и тюменской свит, а также нефть, добываемую из продуктивных отложений с низкими установленными показателями проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта. В некоторых случаях к ним также добавляются высоковязкая и сверхвысоковязкая нефть.

Отмечу, что уникальной особенностью Баженовской свиты, определяющей ее промышленную ценность, является высокая насыщенность нефтью, отличающейся хорошим качеством: легкая, малосернистая и без других вредных примесей, в связи с чем требует меньше затрат на первичную и глубокую переработку.

Что касается сверхвязкой нефти, на сегодняшний день геологические запасы сверхвязкой нефти и природных битумов в России составляют, по данным World Energy Council, 55 миллиардов тонн. Сосредоточены они, главным образом, в Волго-Уральской, Восточно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях. Наиболее активно осуществляется разработка месторождений сверхвязких нефтей и битумов в Татарстане. Отмечу, что для добычи сверхвязкой нефти предусмотрена специальная налоговая льгота - нулевая ставка НДПИ.

Сколько в недрах России кроется "трудной" нефти? Есть смысл разрабатывать эти запасы?

Кирилл Молодцов: Разработка ТРИЗ имеет большой потенциал для развития нефтяной отрасли: сегодня темпы отбора запасов из низкопроницаемых коллекторов в России составляют менее одного процента, при этом значительные ресурсы, оцениваемые экспертами на уровне 11-22 миллиарда тонн, не разведаны.
Разработка запасов "трудной" нефти сохранит текущий объем добычи и сделает экономику в целом более конкурентоспособной

Кстати, на месторождениях с ТРИЗ добыча в 2016 году возросла на 12,1 процента по сравнению с 2015 годом и составила 37 миллионов тонн (включая добычу из залежей, отнесенным к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктовым отложениям - полтора миллиона тонн). В 2017 году ожидаем рост добычи на месторождениях с ТРИЗ до 38-39 миллионов тонн (по баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктовым отложениям - 1,6 миллиона тонн).

Насколько сегодня оправданы работы по освоению ТРИЗ для добывающих структур и государства, есть ли в принципе сегодня у них возможность получать прибыль в этом секторе?

Кирилл Молодцов: Безусловно, разработка запасов нефти в баженовской свите требует значительных капитальных затрат и связана с повышенным инвестиционным риском. По оценке специалистов ряда компаний, средние удельные текущие затраты на добычу нефти из отложений баженовской свиты примерно в 2,2 раза выше затрат при разработке традиционных объектов.

Вместе с тем, освоение запасов баженовской свиты выглядит привлекательнее ряда альтернативных направлений, ориентированных на поддержание нефтедобычи, например, северного шельфа восточнее Урала и новых слабо освоенных районов Восточной Сибири. В регионе, где эта свита простирается, уже есть вся необходимая инфраструктура, поэтому можно рассчитывать на меньшие затраты и сниженный ущерб для окружающей среды.

Какие проблемы в расширении добычи ТРИЗ в России можно выделить? Решаемы ли они на нынешнем этапе технологического и организационного развития нефтегазодобычи?

Кирилл Молодцов: Технологический портфель нефтяных компаний состоит сегодня из сотен проектов, направленных на максимизацию нефтеотдачи на традиционных месторождениях, а также на обеспечение доступа и возможности эффективной разработки трудноизвлекаемых запасов. В частности, компании работают над такими технологиями, как совершенствование конструкции горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пластов (МГРП), интегрированный инжиниринг, строительство высокотехнологичных скважин, совершенствование системы бассейнового моделирования в сложных геологических зонах.

Таким образом, внедрение новых технологий позволяет сегодня увеличить степень доступа к ресурсной базе, которая еще вчера считалась нерентабельной из-за сложного геологического строения и где традиционные технологии оказывались неэффективными.

Какова доля добычи "трудной" нефти в России? Она может вырасти за счет новых мер стимулирования?

Кирилл Молодцов: В общероссийской добыче нефти доля ТРИЗ пока относительно невелика - 7,2 процента. Но, как мы видим, объем их добычи ежегодно растет.

Заложенный в проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года сбалансированный сценарий прогноза добычи нефти и газового конденсата в России, опирающийся на базовый сценарий проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года, предполагает увеличение добычи нефти с месторождений ТРИЗ к 2035 году до 82 миллионов тонн в год, из них 44,6 миллиона тонн - это те запасы, которые уже включены в проектно-технологическую документацию, еще 37,5 миллиона тонн - это новые запасы, которые еще нужно прирастить.

Предполагается, что разрабатываемые отечественные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии освоения ТРИЗ станут ключевыми для развития отрасли через 5-10 лет и позволят обеспечить прирост рентабельно извлекаемых запасов и сохранение объемов добычи нефтяного сырья, а также дать толчок к экономическому росту и конкурентоспособности российской экономики в целом.

Технологии обкатают на полигонах

Кирилл Валентинович, как государство сегодня стимулирует разработку месторождений с ТРИЗ?

Кирилл Молодцов: Например, для стимулирования реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр с содержанием трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья к ставке НДПИ применяется понижающий коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти. При добыче нефти из конкретной залежи участка недр, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых значение данного коэффициента принимается равным нулю.

Кроме того, минэнерго в соответствии с Планом мероприятий по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК на период до 2018 года включило проект создания комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты в перечень национальных проектов по внедрению инновационных технологий и современных материалов в энергетике.

Проект предусматривает создания комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования, которые обеспечат вовлечение в разработку более 760 миллионов тонн извлекаемых запасов углеводородов баженовской свиты на территории ХМАО и ЯНАО. Реализация проекта направлена на разработку и внедрение российских инновационных технологий и высокотехнологичного оборудования для разведки и разработки сланцевых месторождений. Проект позволит гарантировать технологическую независимость страны в области разведки и разработки нетрадиционных запасов нефти и газа.

Сейчас актуальные направления развития технологий добычи ТРИЗ - опытно-промышленные испытания уже доступных технологий с целью их адаптации для российских геологических условий, а также внедрение вновь разрабатываемых технологий. Для апробации инновационных технологий добычи нефти из баженовских и абалакских отложений на территории Восточно-Панлорского участка недр, находящегося в нераспределенном фонде, минприроды подписало Соглашение о сотрудничестве в области геологии и недропользования с правительством ХМАО, в рамках которого создается научный полигон "Баженовский".

На данный момент в России этап опытно-промышленных испытаний почти отсутствует, а для развития направления нужны технологические полигоны. Когда они у нас появятся?

Кирилл Молодцов: Минприроды и Республика Татарстан уже заключили соглашение о создании полигонов по разработке и внедрению новейших технологий поиска, разведки, разработки и освоения ТРИЗ, где основными направлениями научно-исследовательских и опытно-промышленных работ стали битуминозная нефть и нефть из доманиковых отложений.

На стимулирование освоения трудноизвлекаемых запасов нефти направлены изменения в Федеральный закон "О недрах" (разработаны минприроды и согласованы с минэнерго). Законопроектом предлагается закрепить отдельный вид пользования недрами для создания полигонов отработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, а также определить порядок предоставления такого права пользования недрами.

Кроме того, напомню, что минэнерго и минфин провели работу над концепцией новой налоговой системы в нефтяной отрасли, основанной на налоге на дополнительный доход от добычи нефти (НДД), при котором объектом налогообложения выступает свободный денежный поток проекта разработки месторождения. Введение налогообложения недропользователей в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений позволит обеспечить более правильный и рациональный подход к пользованию недрами.

По нашей оценке, переход нефтяной отрасли на НДД позволит повысить уровень рентабельности разработки участков недр, обеспечить приток инвестиций в разработку истощенных и нетрадиционных запасов, стимулировать применение методов увеличения нефтеотдачи и вовлечь в разработку месторождения и залежи на месторождениях, не разрабатываемых в условиях действующей системы налогообложения, что, как следствие, позволит увеличить объем добываемой нефти и стимулировать КИН. Рассчитываем, что новый налоговый режим вступит в силу с 1 января 2019 года.

 

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх