ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,59 0,02
EUR 100,27 -0,14
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Труба Хо Ши Мина

Из-за коронавирусной истерии/прострации прошло незамеченным важное событие — 45-летие окончания Вьетнамской войны. Один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, занимающий существенное место в новейшей истории Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, а также США, продолжался 20 лет и унес жизни, по разным подсчетам, от 1,3 до 4,2 млн человек.

Как и во всех военных конфликтах новейшего времени, во Вьетнамской войне топливный фактор играл значительную роль. Сосредоточимся и мы на этом важном аспекте.

Эскалация напряженности

В июле 1954 года завершилась восьмилетняя война вьетнамцев против французского колониального господства. Согласно Женевским мирным соглашениям, территория Вьетнама была временно разделена по 17-й параллели (там была создана демилитаризованная зона) на две части. Северный Вьетнам перешел под контроль коммунистов и стал называться Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ), а Южный Вьетнам остался под властью назначенной французами местной администрации. 

Ровно через год руководитель Южного Вьетнама Нго Динь Дьем заявил, что не будет выполнять Женевские соглашения и проводить всеобщие выборы, а будет строить жесткое антикоммунистическое государство. Еще через три месяца Дьем провозгласил себя первым президентом Республики Вьетнам. Естественно, северянам все это очень не понравилось, и они руками своих многочисленных сторонников на юге немедленно начали гражданскую войну (на коммунистическом сленге — «освободительную борьбу») в Южном Вьетнаме.

В январе 1959 года XV пленум ЦК Партии трудящихся Вьетнама принял решение подразжечь затухающую войну в Южном Вьетнаме. 19 мая того же года, в день рождения вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина, главнокомандующий Народной армии Вьетнама Во Нгуен Гиап приказал сформировать специальную транспортную группу, перед которой была поставлена задача прокладки маршрута на юг для транспортировки оружия, боеприпасов, материалов, продовольствия и переброски армейских подразделений с целью боевой поддержки партизанского движения.

В декабре 1960 года был создан прокоммунистический Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, объединивший разрозненные партизанские группировки, и гражданская война заполыхала уже в полную силу. В 1963 году «дядюшка Хо» подлил в этот костер большое количество керосина — на юг в полном составе была переброшена северо-вьетнамская пехотная дивизия. Спустя 5 лет основные боевые действия на юге велись почти исключительно подразделениями Народной армии ДРВ. Ежедневно им требовалось 200 тонн различных военных грузов, которые перебрасывали на юг части транспортной группы.

Велосипеды, слоны и грузовики

Военные грузы шли из ДРВ на юг по территории Лаоса и Камбоджи. В Вашингтоне и Сайгоне этот путь называли «тропой Хо Ши Мина», в Ханое — «маршрутом Труонг Сон», а в народе — «дорогой длиной десять тысяч миль». Этот маршрут представлял собой комплекс переплетенных между собой троп и дорог общей протяженностью около 12 тыс. миль на площади в 1700 кв. миль. Расстояние между северной и южной оконечностями маршрута составляло 600 миль; носильщик с грузом в 25 кг проходил это расстояние за месяц. Была только одна проблема — примерно половину ноши составлял рис, предназначенный для питания самого носильщика. Потребовалось срочно найти более технологичное решение для транспортировки грузов по тропе Хо Ши Мина.

Первым логистическим решением стало масштабное применение велосипедов, на которые можно было нагрузить до 100 кг полезного груза. Следующим шагом стало использование слонов, способных тащить вдвое больше. Правда, со слонами возникли серьезные проблемы. Во-первых, прирученных животных было мало, во-вторых, их тоже нужно было кормить (при этом, как известно, слон потребляет еды значительно больше, чем вьетнамский носильщик), а в-третьих, при налетах американской авиации слоны впадали в панику, нередко затаптывая своих погонщиков.

Оставалось одно – пожертвовать секретностью и выпустить на тропу грузовики. Вскоре на юг пошли ГАЗы, ЗиЛы и их китайские копии. В 1965 году по тропе Хо Ши Мина проходило уже до 30 машин в сутки. Встал вопрос: как обеспечить автомобильные части топливом? Первоначально служба тыла вьетнамской армии направила на тропу полтысячи носильщиков, которые должны транспортировали топливо… в пластиковых пакетах. Быстро выяснилось, что топливо сильно нагревается солнцем, и после нескольких случаев самовозгорания бензина его переноска была прекращена.

Тщетная предосторожность

В итоге было решено проложить на юг нефтепродуктопровод. Эта задача была поручена военному инженеру Фан Ту Куангу. Куанг был одним из ведущих вьетнамских нефтяников — он служил комиссаром Топливного управления Народной армии Вьетнама, а в 1960 году руководил бурением на скале Донг Хо, где впервые в истории Вьетнама открыл, разработал и ввел в эксплуатацию нефтяное месторождение нефти. Впоследствии Куанг получил звание генерал-майора.

Вскоре проект прокладки трубопровода длиной 5 тыс. км был готов. Трубу предстояло проложить в сложнейших горных условиях на высоте до тысячи метров от уровня моря. Реализовывать проект предстояло бойцам 18-го отряда дорожных работ, первой вьетнамской трубопроводной части.

Поскольку соответствующего опыта у вьетнамцев не было, они обратились за помощью к Советскому Союзу, однако Москва проявила совершенно не свойственную для тогдашних советско-вьетнамских отношений сдержанность и осторожность. Такая неожиданно умеренная для советских товарищей позиция объяснялась просто — часть трассы трубопровода проходила по территории Лаоса и Камбоджи, где формально не должно быть ни северо-вьетнамских, ни советских военных. Соответственно, СССР отказался направить во Вьетнам требуемое количество сварщиков, труб и насосных станций.

Долгая дорога в джунглях

Тем не менее, в середине 1968 года вьетнамцы приступили к строительству трубы. Голь на выдумку хитра — для строящейся магистрали Куанг наладил массовое производство 6-дюймовых пластмассовых труб, которые транспортировались к месту укладки… вручную. Готовые участки трубопровода либо подвешивались к деревьям, либо закапывались,  насколько это позволяла почва горной местности. Через каждые 100 метров устанавливались запорные вентили, чтобы трубу можно было перекрыть в случае повреждений огнем противника. 

К концу года трубопровод был готов. Прокачка дизельного топлива, бензина и керосина первоначально велась по одной и той же трубе, но затем трубопровод разветвился аж до 6 ниток. 

Труба начиналась близ порта Винь, затем шла на юго-запад к деревне Чепон, расположенной на стыке границ Лаоса и Вьетнама, где размещалась основная логистическая база Народной армии ДРВ на тропе Хо Ши Мина. Далее трубопровод шел в район Муонг Нонг, где находился основной склад ГСМ, через который за период войны прошло 10 тыс. грузовиков. К 1974 году вьетнамцы протянули трубу до границы Камбоджи и Южного Вьетнама.

За 6 лет работы трубопровода по нему было прокачано более 270 тыс. тонн горючего. Объем солидный, но мощности трубопровода все равно не хватало. Вьетнамцам приходилось прибегать к «военным хитростям» — в частности, сплавлять заполненные топливом бочки по лаосским рекам, текущим на юг. 

Подрывные операции

Южновьетнамская и, соответственно, американская разведка знали о существовании тропы Хо Ши Мина с самого начала ее строительства в 1959 году, однако информацией о существовании трубопровода они не располагали вплоть до конца 1969 года. После того, как авиаразведка обнаружила трубу на территории Лаоса, американские стратегические бомбардировщики B-52 перепахали около километра трубопровода фугасными бомбами. Прокачка топлива была временно приостановлена, но потом возобновилась, и применение бомбардировщиков в борьбе с вьетнамским трубопроводом было признано неэффективным.

Задача борьбы с транспортировкой топлива была поставлена подразделению армии США, носившему безобидное название «Группа исследований и наблюдения» (Studies & Observation Group, SOG). Группа, существование которой Пентагон официально признал лишь в 80-х годах, занималась глубинной разведкой и тайными операциями. Треть SOG составляли бойцы армейского и военно-морского спецназа и морпехи, две трети — наемники из племен горного Вьетнама. 

Длительное время SOG не удавалось выйти к трубопроводу из-за высокой плотности патрульных подразделений — транспортная группа имела в своем составе целую пехотную дивизию для защиты тропы. Наконец, одной из разведгрупп удалось обнаружить в долину Ашау насыпной холм, из которого выходила труба. Полагая, что перед ними насосная станция, группа сообщила в штаб операции координаты для авиаудара. Той же ночью «Фантомы» отбомбились по цели: пламя охватило площадь в несколько десятков гектаров, были уничтожены трубы, коммуникации, насосное оборудование и более десятка грузовиков. 

Перекачка была остановлена, но ненадолго. В дальнейшем на подрыв трубы были брошены еще несколько групп SOG, но эти атаки, в основном, закончились неудачно, так как охрана магистрали была существенно усилена.

Удар «Полузащитника»

В мае 1972 года авиация США начала операцию Halfback («Полузащитник»), направленную на срыв масштабного наступления Народной армии Вьетнама на юге. Американские самолеты заминировали гавань Хайфона, главного вьетнамского порта, в связи с чем Минморфлот СССР остановил отправку во Вьетнам танкеров с нефтью и нефтепродуктами. Одновременно бомбардировщики B-52 подвергли массированным ударам склады ГСМ на тропе Хо Ши Мина. В результате у северо-вьетнамцев возник острый дефицит топлива.

Правительство ДРВ обратилось к советскому и китайскому руководству с просьбой о срочной помощи. Несмотря на огромные сложности во взаимоотношениях Москвы и Пекина в тот период (дело было после боестолкновений на острове Даманский), решение было найдено: советские танкеры начали прибывать в порт Хуанг Ту в южно-китайской провинции Гуандон. Оттуда китайцы отправляли топливо железнодорожными составами в приграничный вьетнамский город Ланг Сон.

Уже известному нам Фан Ту Куангу было приказано в кратчайшие сроки проложить трубопровод к Ланг Сону. Самым сложным на трассе был отрезок в горах к северо-востоку от Ханоя – трубы, резервуары и насосы пришлось забрасывать туда вертолетами. Несмотря на все сложности, 80-километровый горный участок трубопровода был проложен всего за 15 дней.

Это был последний случай, когда поставки ГСМ на юг ставились под угрозу — в последующие три года прокачка топлива шла без сбоев. Помимо прочего, это дало возможность командованию Народной армии Вьетнама направить на юг механизированные и бронетанковые части. Символом триумфа вьетнамских трубопроводчиков стал танк, утром 30 апреля 1975 года снесший ворота сайгонского Дворца независимости, где ожидали своей печальной участи президент и правительство Республики Вьетнам. Сайгон пал и вскоре был переименован в Хошимин. Объединение Вьетнама под эгидой ДРВ было завершено.

Александр Бырихин,
Григорий Волчек

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Трубопроводный транспорт"

Материалов нет

Наверх