ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

“Северный поток-2”: европейская жадность борется с американской русофобией

История, связанная с реализацией проекта “Северный поток-2” еще далеко не закончена и пока не всем хорошо понятно, чем она все-таки завершится, хотя ее развязка уже совсем близко. На самом деле — это отчасти и история борьбы европейской жадности с американской русофобией.

Удивительно, но Европа, которая на самом деле экономически заинтересована в строительстве газопровода «Северный поток-2», то и дело пытается, как говорится, отморозить себе уши — создает рассчитанные на публику страшилки, в которых определены и главные пострадавшие — Украина в целом, или рядовой украинский потребитель.

Так, некоторые аналитики уже подсчитали, что в этом году из-за решения Стокгольмского арбитража, который обязал Украину покупать у «Газпрома» 5 млрд кубометров газа с 2018 года (и до истечения оного в конце 2019-го), европейские компании потеряют миллиард долларов. Точнее, это будут недополученные доходы по поставкам «голубого топлива» на Украину. В частности, об этом сообщило агентство Bloomberg.

По политической логике Запада решение арбитража должно было быть другим, хотя, прими Стокгольмский арбитраж другое решение, то его репутация была бы подмочена надолго, поскольку стало бы совсем уж очевидным фактом «замыливание» принципиальных вопросов спора «Газпрома» и «Нафтогаза». А суть его достаточно проста: есть контракт, в которым прописаны условия закупок Украиной российского газа, в нем существуют соответствующие бизнес-формулировки, принятые в международной практике, а также есть факт, что Украина нарушила условия контракта. И что должен был сделать арбитраж в Стокгольме? Выбрать политическую конъюнктуру? Или стратегическую перспективу? В итоге выбрал второй вариант, несмотря на давление многих сокрытых от глаз общественности влиятельных «политических наблюдателей», которые были совсем не заинтересованы в том, чтобы «Газпром» получил хоть какие-то преференции. Тем не менее, это произошло, хотя арбитраж и так смягчил в данном споре все, что было можно. В результате европейские компании, закупавшие в России большие объемы газа ввиду того, что Киев прекратил импортировать российский газ, теперь подсчитывают потенциальные убытки, хотя еще не так давно в их бизнес-планах никаких прибылей от такого рода деятельности не значилось. А “виртуальные” убытки действительно есть, поскольку закупали они в России газ дешевле, чем затем продавали Украине по реверсным схемам.

И что интересно: главным поставщиком газа из Европы на Украину вдруг оказалась французская компания Engie, продававшая через Словакию «голубое топливо». И ирония судьбы еще в том, что Engie является акционером “Северного потока-2”.Ранее эта компания взяла на себя обязательства по финансированию проекта. Получается совсем уж забавная история: французская компания получала свою довольно существенную маржу от продажи российского газа на Украину, но можно сказать и так, что эти средства затем инвестировала в так ненавистный для многих европейских стран российский проект. То есть в газопровод, который, как признали на Западе, «убьет» газотранспортную систему (ГТС) Украины.

Но на этом странности не заканчиваются: Engie — это не просто акционер “Северного потока- 2”. Хоть и пугливый, но эта компания все же достаточно громко критикует противников проекта, пытающихся его заблокировать по политическим соображениям (правда, они сей факт отрицают и говорят, что именно Россия использует проект в политических целях). Свежий пример: на этой неделе на Гайдаровском форуме президент Engie Жерар Местралле заявил, что компания намерена продвигать проект несмотря на все те вызовы, которые перед ним возникли.

“Мы являемся партнерами по Nord Stream 2, мы поддерживаем и будем продолжать поддерживать его при любых условиях”, – заявил он, отметив, что в компании хорошо проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что реально “Северный поток-2” не должен попасть под санкции США. При этом во французской компании уверяют, что руководствуются разъяснениями американского Госдепа, который вроде как официально заявил, что ограничения якобы не будут распространяться на проекты, которые были запущены до 1 августа 2017 года (в августе 2017 года в США был принят антироссийский законопроект). На самом деле сегодня никто так и не знает, как в реальности сложится ситуация и насколько далеко США зайдут в своей русофобии и желании наказать Россию. Понятное дело, что США очень сильно лукавят, когда говорят, что санкции накладывают, чтобы наказать РФ за ее политические амбиции, но на самом дела за пазухой у них лежит вполне конкретный шкурный экономический интерес (в том числе и пропихивание в Европу своего сжиженного газа). Но это уже тема отдельного разговора.

Но вернемся все-таки в Европу, в которой по вопросу строительства «Северного потока-2» до сих пор идут жаркие дискуссии и споры. Политические амбиции — это одно, а экономические — другое. Поэтому в Европе уже долго и нудно варится блюдо под названием «Мухи с котлетами» (или наоборот – «Котлеты с мухами»). Например, Германию никак нельзя назвать большим поклонником России во многих политических процессах. Точнее, в настоящее время она является резким критиком РФ в политической сфере. Но финансы и экономика — это святое. У Германии есть свои очень серьезные резоны покупать газ именно с этого проекта, против которого резко выступает Брюссель. Это и немецкое желание получить более низкие цены на российское «голубое топливо», и планы отказаться от угольной генерации (потребуется больше российского газа) и т. д.

Поэтому Германия, где, впрочем, также хватает противников «Северного потока-2», на официальном уровне пока горой стоит за «Северный поток-2», постоянно одергивая и Брюссель, и Польшу и многих других членов европейского содружества, которые очень хотят остановить проект. Что также вызывает очень много споров — вплоть до того, что Германия, дескать, подрывает европейское содружество. Поэтому Берлин и выступает против многих инициатив Еврокомиссии (ЕК), цель которых заблокировать проект — или, по меньшей мере, отсрочить его как можно дольше.

Германии открыто заявляет, что в ЕК не смогли представить “никаких объяснений или понятных аргументов, которые показали бы, как предложенные изменения могут способствовать целям энергетического союза”. То есть, “официальные немцы” очень сильно против того, чтобы «Северный поток-2» ЕК «подогнала» под положения Третьего энергетического пакета, который действительно способен загубить проект. Юристы немецкого правительства полагают, что эти требования “не применимы ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права”. Так что, немецкая бюрократия упорно защищает интересы немецких энергетических концернов, которые в этом проекте задействованы.

На самом деле и шансы США протолкнуть блокировку этого проекта были бы куда выше, если бы в этом были заинтересованы американские банки. С политической элитой США, которая не устает метать молнии в Россию, все и так уже ясно, а вот банкиры любят считать деньги. А американские банкиры в этом понимают как никто лучше в мире. Поэтому и прагматично смотрят на ситуацию, умеючи обходя указания Госдепа.

Так, в самый разгар антироссийской истерии в США, в ноябре 2017 года, банк JP Morgan Chase и японские Mizuho Bank Ltd. и Sumitomo Mitsui Banking Corp. выдали “Газпрому” кредит – миллиард евро. О чем-то это да говорит, поскольку примерно в это же время, а может, даже чуть раньше, Вашингтон наконц-то сбросил забрало и открыто заявил, что всячески будет препятствовать строительству «Северного потока-2». Все – ставки сделаны.

Чем в итоге закончится эта «битва бульдогов под ковром» скоро узнаем. Но она обязательно придет к своему логическому знаменателю.

Дополнительная информация

  • Автор: Олег Мироненко

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Трубопроводный транспорт"

Материалов нет

Наверх