ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 80,72 0,69
EUR 94,51 0,26
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

«Нефтестроительная дочка» ГУЛАГА

Как в 1950-е годы строили Пермский НПЗ (продолжение публикации «Советское Прикамье - от первого промысла до первого бензина»).

Великая Отечественная война при всем своем трагизме послужила мощным драйвером развития советской нефтянки. Сделанные в военные годы крупные открытия (Шугуровское в Татарии и Туймазинское в Башкирии) показали, что термин «второй Баку» в отношении Волго-Уральской нефтяной провинции имеет реальный характер. Об этом в статье «От эйфории до энтропии», опубликованной в издании «Нефтянка»  пишут Григорий ВОЛЧЕК и Алексей МИХАЙЛОВ. ИА Девон приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

В первые послевоенные годы стало ясно, что переход центра советской нефтедобычи с Каспия на Волгу и Каму произойдет гораздо раньше, чем предполагалось. Это стало понятно на фоне открытия в районе Альметьевска гигантского Ромашкинского месторождения и ряда других крупных геологических находок. Соответственно, встал вопрос об ускоренном развитии нефтепереработки. Активное восстановление разрушенного войной народного хозяйства требовало существенного увеличения производства и поставок горюче-смазочных материалов.

В связи с этим 1 сентября 1949 года было издано постановление Совета Министров СССР о строительстве сразу нескольких НПЗ на территории нового крупного нефтяного района — в Перми, Сызрани, Волгограде, Саратове, Кстово (Горьковская область) и т.д.

ПЕРМСКИЕ ЛАГПУНКТЫ На протяжении двух лет выполнение этого постановления шло с большим трудом ввиду отсутствия ресурсов, в первую очередь, рабочей силы. Вопрос решился в характерном для того времени стиле. По постановлению Совмина от 2 октября 1951 года из Главпромстроя МВД, строительного подразделения ГУЛага, был выделен новый специализированный главк.

Им стало Главное управление лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива (Главспецнефтестрой). Новое «дочернее предприятие» ГУЛага было полностью сориентировано на строительство предприятий по выпуску ГСМ и моторных масел.

К моменту начала строительства Пермского НПЗ в регионе уже давно работали два небольших завода этого профиля — Верхнечусовской и Краснокамский. Пермяки, знали толк в нефтепереработке и имели солидный кадровый костяк для организации соответствующего производства. Техническую помощь пермякам оказывали опытные производственники из Узбекистана — с Ванновского (Алтыарыкского) НПЗ, построенного еще в 1906 году.

Под строительство будущего пермского НПЗ и «приданной» ему теплоэлектроцентрали была выделена обширная и относительно ровная территория в районе деревни Осенцы в 10 км от тогдашнего центра Перми. Дополнительные логистические преимущества этой площадке давали близость к Каме, где был оборудован «технический» причал. Неподалеку проходил главный путь Транссибирской железнодорожной магистрали, а также Казанский тракт, по которому при большом желании и терпении можно было доехать не только до Казани, но и до Москвы.

В начале 1951 года Главпромстрой организовал два лагпункта в деревнях Балатово (на нынешней улице Беляева) и Осенцы. Вскоре «командированные» зеки Главпромстроя и солдаты специально созданного военно-строительного отряда буквально забили первые колышки на месте будущих нефтеперегонных установок. Полностью утвержденного проекта завода на тот момент еще не было. Впрочем, строительство огромных заводов без детальных технических проектов в то время было распространенной практикой.

Спустя полгода ускорились темпы строительства и расширился его масштаб. На полпути от завода до города началось строительство жилого микрорайона, названного по имени Балатово. Через год главная улица получила название Мира, вторая по значимости — Нефтяников. Еще через пятилетку произошло маленькое чудо. Через весь микрорайон и вплоть до самых дальних проходных строящегося предприятия, окруженного полями пригородного колхоза, прошел трамвайный маршрут №2. Он до сих пор остается одним из самых протяженных в Перми — около 25 км.

В январе 1953 года распоряжением союзного Совмина мощность строящегося завода, первоначально рассчитанного на переработку 3 млн тонн нефти, была увеличена вдвое. Сырьевая база осталась прежней — нефть Прикамья, Татарии и Башкирии. Была создана первая дирекция строящегося завода во главе с директором Краснокамского НПЗ Николаем Литвиновым. Спустя год он передал бразды правления другому опытному нефтепереработчику — Михаилу Мельникову.

КИТАЙСКИЕ ТЕМПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА После смерти Сталина в марте 1953 года, Главспецнефтестрой МВД был ликвидирован. Его производственные структуры, включая дирекцию строящегося Пермского НПЗ, были переданы по отраслевому назначению — в Министерство нефтяной промышленности СССР. Вскоре основной контингент строителей завода вышел на волю в результате «бериевской» амнистии. Эти решения, при всей своей гуманности, лишили большую пермскую стройку рабочих рук. Темпы строительства снова резко замедлились.

На этот раз решение острой проблемы было не силовым, а креативным. В Пермь завезли несколько тысяч «посланцев братского Китая». Квалификация их была очень низкой, но зато трудолюбие и дисциплина — отменными. Сначала китайцам поручали только малоквалифицированные работы, но впоследствии  доверили более сложные ремесла — кладочные, плотницкие, монтажные, малярные, штукатурные.

Спустя 10 лет на фоне резкого обострения советско-китайских отношений все рабочие-китайцы были спешно эвакуированы на родину. Их огромный вклад в строительство ПНПЗ по указанию идеологических инстанций было предписано забыть. Существенным рабочим контингентом были и молодые люди, приехавшие на промплощадку в Осенцах по призыву обкома ВЛКСМ.

Проект возведения завода получил статус ударной комсомольской стройки. Самый крупный строительный городок стал называться Комсомольским (впоследствии переименован в Первомайский). Кроме того, по выходным дням «в порыве трудового энтузиазма» на стройку приезжала поработать пермская молодежь.

НА МЕСТЕ КОЛХОЗНЫХ ПОЛЕЙ К осени 1958 года, спустя 7 лет после начала строительства, основные заводские объекты, а также крупная ТЭЦ-9 — первенец централизованного теплоснабжения Перми — были построены и готовы к пуску. Производственные установки и техпроцесс были отечественными. Технологии базировались на принципиальных схемах термического крекинга, разработанных великим инженером Владимиром Шуховым.

Головным изготовителем базового оборудования выступил Подольский завод имени Серго Орджоникидзе (ЗиО). В ходе строительства было перемещено 8 млн кубометров грунта, собрано около 100 тыс. кубометров железобетонных блоков, залито 32 тыс. кубометров монолитного бетона, смонтировано 8 тыс. тонн металлоконструкций, проложено 2 тыс. км технологических трубопроводов.

Обширное пространство за городской чертой полностью преобразилось — на месте колхозных полей и деревенских огородов вырос огромный производственный комплекс, а также полноценный микрорайон с благоустроенными пятиэтажными домами, магазинами, детскими садами, школами, поликлиникой и домом культуры «Нефтяник»…

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"

Материалов нет

Наверх