ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 103,27 3,24
EUR 108,56 2,36
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

План развития нефтегазохимии в РФ не выполнен

Показательно, что наша страна добывает более 1 млрд т.н.э. углеводородов в год. Вместе с тем, мощности пиролизных установок по этилену в РФ не превышают 3-4 млн т (меньше, чем в Германии, Японии, Корее, и даже Иране).
До 2021 года в РФ будут построены лишь две новые пиролизные установки по этилену: мощностью 1,5 млн тонн на площадке СИБУРа - «Запсибнефтехиме» и мощностью 1 млн тонн на «Нижнекамскнефтехиме» (ТАИФ). Второй этап пиролиза на НКНХ может быть реализован после этого срока. Восточный НХК «Роснефти» и Амурский ГХК СИБУРа лишь после 2022 года смогут реализовать свои проекты мощностью 1,2 и 1,4 млн тонн соответственно. Саянский ГХК, Каспийский ГХК ЛУКОЙЛа и Балтийский НХК Газпрома пока являются высокорисковыми проектами «на бумаге».
 
В России общие объемы субсидий отрасли снизились за 3 года с 71 млрд до 45 млрд рублей. Из-за падения цен на нефть исчезла субсидия по сжиженным углеводородным газам (СУГ). Главным бенефициаром субсидий в российской нефтехимии оказался «Нижнекамскнефтехим» (группа ТАИФ), который получил в 2017 году 13,1 млрд рублей. Следом за ним расположился СИБУР, получивший 7,2 млрд на развитие заводов «Томскнефтехим» и «Сибур-Кстово». «Ставролен», принадлежащий ЛУКОЙЛу, получил 6,6 млрд руб., «Роснефть» - 4,9 млрд, а «Газпром нефтехим Салават» - 3,1 млрд.
 
Налоговый маневр принес нефтехимической отрасли дополнительный доход из-за вычета по акцизам - с 2,8 до 9,2 тыс. руб на тонну в 2017 году. Возможны различные сценарии продолжения налогового маневра, у каждого из которых свои риски.
К примеру, Минфин может склониться к идее одномоментной отмене акцизов. Это приведет к резкому снижению рентабельности нефтегазохимических производств и убыточности новых проектов. Однако это маловероятный сценарий; если все останется на своих местах, то это более справедливый вариант, считает он
 
ПЕРЕНЯТЬ ОПЫТ КИТАЯ И ИРАНА
Ключевое преимущество российской нефтехимии заключается в низкой стоимости сырья.
США имеет доступ к сырью в результате «сланцевой» революции и новым технологиям. Евросоюз, Япония и Южная Корея ориентируются на специальную химию высоких переделов, но слабо обеспечены сырьем. Китай и Индия конкурентны благодаря высокому спросу на своих внутренних рынках, а Сингапур – из-за выгодного географического положения.
 
Россия может использовать мировой опыт для стимулирования производства отдельных продуктов, например, этана. Потенциал добычи «жирных» компонентов в Западной Сибири мог бы вырасти на 11% к 2030 г (с 73 до 81 млн тонн этана в год), но рост тормозится отсутствием инфраструктуры.
 
Инструменты развития инфраструктуры универсальны, но не учитывают особенностей нефтехимии, отмечают в VYGON Consulting. Среди предлагаемых мер господдержки – обнуление федеральной части налога на прибыль, снижение региональных налогов, ускоренная амортизация.
 
Нефтегазохимические предприятия могли бы получать в аренду земельные участки без торгов, участвовать в субсидиарных программах. Государству следует улучшать условия софинансирования инфраструктуры (как в Саудовской Аравии, Иране и Китае), совершенствовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), повышать доступность долгового финансирования. Тот же Иран субсидирует вспомогательные предприятия кластеров, а КНР установила льготные арендные платы и тарифы на электроэнергию для нефтегазохимических предприятий.
 
НУЖНЫ НЕРЫНОЧНЫЕ МЕРЫ
Помочь отрасли может широкое внедрение системы налоговых кредитов, как в Канаде. Однако при этом сохраняется проблема высокой инвестиционной нагрузки компаний.
Возможно и прямое госфинансирование инфраструктуры в обмен на обязательства предприятий выделять этан.
Государственное регулирование цен на этан и СУГ могло бы снизить инвестиционную нагрузку на компании и гарантировать для них доступ к сырью. Однако такая нерыночная мера может привести и к противодействию бизнеса.
 
Григорий Выгон предлагает организовать совместную работу «Татнефтехиминвест-холдинга», предприятий нефтехимического комплекса, VYGON Consulting и Минэнерго и Минфином по ряду направлений. Сторонам следует провести анализ уровня прямых и косвенных государственных субсидий НХК в Европе и на Ближнем Востоке. Нужно оценивать конкурентоспособность отечественной нефтехимической отрасли при поставках на экспорт и внутренний рынок, анализировать активы компаний при разных сценариях продолжения налогового маневра и т.д.
 
VYGON Consulting активно сотрудничает с ПАО «Татнефть» и профильными федеральными госорганами. Среди проектов, в которых приняла участие данная компания – разработка вычетов затрат на ГРР, методики экономической оценки запасов углеводородов, меры стимулирования нефтепереработки (совместно с ЛУКОЙЛом, Газпром нефтью, Минфином России и Минэнерго России), концепция национального аудита запасов. Выгон участвовал в разработке налоговых маневров, введении НДД, новой классификации запасов, Энергостратегии-2035, Стратегии ВМСБ и Генеральной схемы развития нефтяной промышленности.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Власть"

Материалов нет

Наверх