СК возбудил уголовное дело по заявлению «дочки» «Роснефти» из-за поставки грязной нефти по трубопроводу «Дружба». Некачественная нефть привела к порче оборудования Куйбышевского НПЗ, утверждает «Роснефть»
Почему «Роснефть» инициировала уголовное дело
В деле о грязной нефти, попавшей в экспортный трубопровод «Дружба» в апреле 2019 года, появились новые пострадавшие. Это Куйбышевский НПЗ (КНПЗ) «Роснефти», следует из копии постановления Следственного комитета по Самарской области о возбуждении уголовного дела по факту приведения в негодность оборудования из-за поставки загрязненной органическими хлоридами нефти (копия есть у РБК).
Уголовное дело возбуждено 16 мая по ст. 215.3 (самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность) по факту приведения в негодность связанных с магистральным нефтепроводом «Транснефть-Дружба» объектов, расположенных на НПЗ, группой лиц по предварительному сговору, следует из документа. О преступлении 15 мая сообщил в следственные органы генеральный директор завода Сергей Чепурнов.
В постановлении сказано, что повреждены установки первичной и вторичной переработки нефти, изомеризации, каталитического реформинга. Нефть была поставлена на переработку в резервуары НПЗ по нефтепроводу «Транснефть-Дружба» через узел приема «Лопатино». Изначально нефть поступила в период с марта по апрель 2019 года через узел слива и компаундирования нефти ООО «Нефтеперевалка» в Самарской области, указано в документе.
Копию постановления передал РБК управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров, адвокат одного из фигурантов дела о загрязнении нефти — Романа Трушева (экс-владельца компании «СамараТрансНефть-терминал»), после того как лично ознакомился с этими материалами в суде.
«15 мая Куйбышевский НПЗ подал в правоохранительные органы заявление о том, что ему также причинен ущерб в связи с попаданием на завод нефти с хлорорганикой, хотя ранее в СМИ завод утверждал, что в апреле был остановлен на плановый ремонт и нефть с хлором не брал», — отметил Егоров. По словам адвоката, возбужденное по заявлению гендиректора КНПЗ уголовное дело в дальнейшем было объединено в единое производство с другими делами по загрязнению нефти в «Дружбе», фигурантами которого являются несколько связанных с «Нефтеперевалкой» сотрудников, топ-менеджеров и владельцев. Также в деле фигурируют шесть сотрудников дочерних структур «Транснефти», два из которых находятся под подпиской о невыезде. Егоров добавил, что потенциально его подзащитному добавлен еще один эпизод, связанный с ущербом по загрязнению нефти: теперь в уголовном деле появились потерпевшие со стороны «Роснефти». «Это, безусловно, не улучшает нашу процессуальную позицию», — отметил защитник. Адвокат посылал запросы на Куйбышевский НПЗ по этому делу, но ответов на них пока не получил.
«Насколько мне известно, новых обвиняемых в последнее время в деле не появлялось. Нам известно о двух сотрудницах «Транснефти», проходящих по делу как свидетели и находящихся под подпиской о невыезде», — пояснил РБК представитель «Транснефти» Игорь Демин.
Заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина Владимир Капустин сказал РБК, что переработка нефти с превышением хлорорганики могла привести к поломке указанного гендиректором завода оборудования. «Размер ущерба зависит от того, как долго велась переработка загрязненной нефти. Хлорорганика в нефти приводит к коррозии оборудования на НПЗ. Если загрязненная нефть перерабатывалась хотя бы месяц, то теплообменная аппаратура нуждается практически в полной замене, а это серьезный ущерб», — сказал эксперт. По его словам, оборудование нельзя сразу купить: его требуется изготовить на заказ, что занимает несколько месяцев. По его данным, когда ранее нефть с хлорорганикой была выявлена на заводе ТАНЕКО, из строя пришлось вывести теплообменники: за замену одной позиции оборудования заплатили 120 млн руб. Капустин утверждает, что ущерб реально доказать документально, предъявив поврежденное оборудование.
Каков ущерб «Роснефти»
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев подтвердил РБК, что Куйбышевский НПЗ понес ущерб в связи с поступлением грязной нефти в нефтепровод «Дружба». «Загрязненная нефть поступала на завод в течение недели — с 12 по 17 апреля, о чем мы неоднократно информировали транспортную компанию. Нефть поступала из нефтепровода «Дружба», со станции «Лопатино». Куйбышевскому заводу был нанесен ущерб. В настоящее время приняты меры по ликвидации его последствий», — сказал он РБК.
Леонтьев также подтвердил факт подачи гендиректором КНПЗ заявления о возбуждении уголовного дела, связанного с ущербом заводу. «В интересах предприятия подано заявление о возбуждении уголовного дела гендиректором завода. Он также передал материалы, находящиеся в распоряжении предприятия, которые могут способствовать выявлению причин попадания грязной нефти на завод и виновных в этом инциденте», — сказал он. Он не стал называть сумму ущерба, причиненного заводу.
Источник РБК, близкий к компании, утверждает, что, несмотря на то что ущерб заводу был нанесен, угрозу полного выхода оборудования из строя удалось избежать благодаря действиям работников предприятия по защите оборудования от повышенной коррозии. Другой собеседник РБК, знакомый с оценкой ущерба, говорит, что речь идет о 1,2 млн руб. Представитель «Роснефти» отказался комментировать эту сумму.
«Куйбышевский НПЗ получал от «Транснефти» нефть по трубопроводу «Дружба» до 19 мая 2019 года в объеме от 10 тыс. до 20 тыс. т в сутки. После этого завод встал на плановый ремонт, в котором находится до сих пор.Каким же образом он проработал месяц на поврежденном оборудовании?» — заявил пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, отвечая на вопрос РБК.
На вопрос, доводили ли КНПЗ или «Роснефть» до «Транснефти» информацию об ущербе оборудованию завода и предъявляли ли его размер, Демин ответил: «Нет. Требования не заявлялись, есть ли у них ущерб и от чего — нам не известно». Пресс-секретарь «Транснефти» уточнил, что на совещании 3 июня грузоотправители запросили время до конца лета на подсчет и предъявление ущерба. Все требования должны быть урегулированы в рамках заключенных договоров.
Следователь СК Самарской области Андрей Родичкин, который ведет это дело, не ответил на звонок РБК.
Кто виноват в загрязнении нефти
По трубопроводу «Дружба» российская нефть поставляется на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а также транспортируется через Белоруссию, Польшу и Украину в Европу. 19 апреля «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества нефти, поступающей в его участок трубопровода. Оказалось, что в трубе был в десятки раз превышен показатель содержания органических хлоридов. По версии Следственного комитета, грязная нефть была загружена в нефтепровод через узел учета Самара — Унеча для сокрытия хищений. По разным оценкам, загрязненными оказались 3–5 млн т нефти. Чистая нефть вновь стала поступать по «Дружбе» 2 мая.
В мае Следственный комитет заявил, что в деле шесть подозреваемых, два из которых затем были объявлены в международный розыск — экс-владелец компании «СамараТрансНефть-терминал» Роман Трушев и бывший гендиректор этой компании Роман Ружечко. По версии следствия, через узел учета нефти Самара — Унеча, который ранее принадлежал СТНТ, загрязненное сырье попало в систему «Транснефти». Гендиректор самарской компании «Нефтеперевалка» (в 2018 году выкупила этот узел учета) Светлана Балабай, ее заместитель Рустам Хуснутдинов, а также гендиректор «Петронефть Актива» (компания ранее принадлежала Трушеву) Владимир Жоголев и заместитель директора «Магистрали» Сергей Баландин находятся в СИЗО. Через неделю после ареста, 15 мая, Баландин признал вину, написав заявление о явке с повинной, но это не помогло его адвокатам добиться освобождения менеджера.
11 июня в деле появились четыре новых фигуранта, сотрудники «Транснефть-Дружбы», по решению суда они отправлены по домашний арест. Дмитрий Никишов — заместитель начальника куйбышевского районного управления нефтепровода «Дружба» по товарно-транспортным операциям, Роман Якушев — начальник одного из отделов этого управления, Роман Гладков — начальник приемно-сдаточного пункта «Лопатино», через который, по версии следствия, грязная нефть могла попасть в «Дружбу», а Владимир Матюхин — инженер этого пункта, уточнял тогда представитель «Транснефти».
Дополнительная информация
- Автор: Людмила Подобедова
- Источник: РБК
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"
Материалов нет