ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 76,97 -0,98
EUR 89,90 -0,69
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Суд Амстердама арестовал активы GNME в рамках спора инвесткомпании с кувейтскими корнями и правительства Курдистана

Москва, 12 авг - Окружной суд Амстердама арестовал активы зарегистрированной в Нидерландах Gazprom Neft Middle East (GNME), через которую Газпром нефть работала в Иракском Курдистане.
Об этом 12 августа 2025 г. сообщили Ведомости со ссылкой на материалы дела.

Эхо чужого спора

Активы GNME нидерландский суд арестовал по запросу компании Alcazar Capital Partners, зарегистрированной на Каймановых о-вах и являющейся инвестиционной дочкой кувейтской Agility. Истец считает, что у GNME есть имущество, причитающееся Региональному правительству Курдистана (РПК). Таким образом Alcazar стремится обеспечить исполнение обязательств РПК перед ней.

Спор между Alcazar и РПК возник из-за кредита на 250 млн долл. США, выданного в 2007 г. Alcazar в адрес компании Korek Telecom для уплаты сборов местному регулятору в сфере телекоммуникаций. Правительство Курдистана выступило гарантом по этому кредиту. Когда Korek не смогла вернуть кредит, РПК тоже отказалось рассчитаться с Alcazar.

В 2021 г. суд в Кувейте обязал РПК выплатить 490 млн долл. США, но Торговый суд в Эрбиле (столица Курдистана) запретил подобный платеж.

На следующем этапе Alcazar начала добивается исполнения решения кувейтского суда в других юрисдикциях, в т.ч. в Нидерландах:

  • в ноябре 2024 г. суд Амстердама наложил арест на активы GNME, включая права требования и движимое имущество,
  • в декабре судебный пристав оставил постановление по единственному зарегистрированному адресу GNME,
  • в январе 2025 г. пристав вручил постановление по адресу проживания должностного лица GNME, на что юрист GNME ответил, что компания не признает наличия у нее каких-либо обязательств, поскольку, с ее точки зрения, арест не был наложен и документы не были вручены надлежащим образом,
  • в конце января Alcazar подала в амстердамский суд иск о признании и приведении в исполнение кувейтского решения против РПК. В ответ должностное лицо GNME уведомило Окружной суд, что компания не владеет никакими финансовыми и материальными активами где-либо, кроме Курдистана, а деньги хранит на банковских счетах исключительно в Курдистане и России.
  • 1 апреля то же должностное лицо GNME сообщило суду, что компания не выплачивает РПК никаких сумм в рамках соглашения о разделе продукции (СРП), а любые суммы, причитающиеся властям, автоматически засчитываются в счет их задолженности перед GNME по договорам купли/продажи нефти, которую им поставляет компания. Задолженность РПК перед GNME на тот момент составляла 117 млн долл. США, а платежи компании по СРП не превышают 5 млн долл. США/год.

Alcazar попросила Окружной суд обязать GNME под угрозой штрафа предоставить документы о подлежащих аресту активах и выплатах правительству Курдистана. Также компания затребовала документы, подтверждающие суммы, которые могли быть выплачены GNME правительству Курдистана или третьим лицам в его интересах в нарушение ареста.

GNME в ответ повторила, что не производила никаких платежей в адрес РПК, кроме взаимозачета. Однако суд не посчитал эти доводы основательными и обязал GNME предоставить заявление третьей стороны и документы. Суд подчеркнул, что без актуальных документов невозможно оценить, действительно ли существует право на зачет и остаются ли какие-либо средства после него.

Эксперты отмечают, что в случае признания судом Амстердама GNME держателем активов РПК, он может разрешить Alcazar обратить на них взыскание. Если активов в Нидерландах у GNME не обнаружится, то Alcazar придется искать их где-то еще и признавать решение суда Кувейта там.

GNME

Газпром нефть через дочернюю Gazprom Neft Middle East B.V. вошла в нефтегазовые проекты в Иракском Курдистане - Shakal (Шакал) и Garmian (Гармиан).

Основным проектом был блок Garmian и расположенное на нем месторождение Саркала (Sarqala) в южной части Иракского Курдистана. В этом проекте у Газпром нефти было 40%, у канадской WesternZagros - также 40%, а оставшиеся 20% - у регионального правительства Курдистана. В феврале 2016 г. Газпром нефть стала оператором проекта, используя иракскую площадку как возможность для наработки технологического опыта. Однако и проект был привлекателен и экономически - запасы месторождения Саркала оцениваются в 50 млн т нефти, причем нефть месторождения легкая, плотностью 40° API.

Первая нефть на блоке Гармиан была получена в 2011 г., а коммерческая отгрузка сырья началась в 2015 г. с вводом в эксплуатацию скважины Sarqala-1. К концу 1го полугодия 2021 г. на месторождении было пробурено уже 4 скважины, но дальнейшей информацией по проекту компания уже не делилась.

В Иракском Курдистане GNME также начала осваивать блок Shakal, где у компании было 80%, а оставшаяся часть - у правительства Курдского региона. На блоке Шакал выполнен большой объем сейсморазведочных работ, пробурены 2 скважины (Shakal-2 и Shakal-3), проведен капремонт скважины Shakal-1.

Также у Газпром нефти в Иракском Курдистане был проект Halabja, однако в 2017 г. по результатам сейсморазведки компания решила отказаться от разработки этого блока, посчитав, что риски по проекту слишком высокие.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"

Материалов нет

Наверх