ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 80,72 0,69
EUR 94,51 0,26
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Европа боится второй волны пандемии. Но остался ли вирус прежним?

Парадокс августа 2020-го: число заразившихся растет, а смертность падает

Данные, осмыслить которые еще предстоит: число летальных исходов от COVID-19 в Западной Европе летом снизилось в 2–3 раза. Но общее число заболевших выросло, притом в некоторых странах — рекордными темпами. Эпидемиолог из Сингапура Пол Тамбьях полагает, что речь идет о новой разновидности заболевания — не менее цепкой, чем ее предшественница, но все же не настолько смертельной. Это значит: говорить о второй волне преждевременно, но и исключать ее пока не следует.

Шаг вперед, два назад

Все зависит от того, как интерпретировать данные противоречивой медицинской статистики, отчасти пугающей, но не менее и обнадеживающей. В Испании доля умерших от числа заразившихся по сравнению с маем сократилась вдвое — 6,6% вместо 12%. У диагностированных недавно — положение еще лучше. Среди них только 3% нуждаются в госпитализации и лишь 0,5% — в интенсивной терапии. Летальность в этом срезе сократилась до 0,3%.  

В Великобритании опасность умереть от коронавируса устойчиво идет на спад. В третью неделю августа скончались 95 человек и обнаружены 7 тыс. новых случаев (в первую неделю апреля все выглядело иначе: 7 тыс. смертей и 45 тыс. случаев). Сокращение происходит буквально на глазах: между поздним июнем и началом августа летальность снизилась на 55%. Другая оценка еще выше — на 80%.

И только число заразившихся не дает европейцам возвратиться к прежней жизни. 1 сентября в Нидерландах оно достигло максимума с мая. В Испании четырьмя днями ранее — также максимума с того же самого месяца. Во Франции 28 августа заболеваемость поднялась до еще не виданных в стране величин — 7379 случаев в сутки.

Двусмысленное положение, в котором оказались западноевропейские страны, вызывает противоречивую реакцию у эпидемиологов. "Похоже, что вирус теперь уже не такой сердитый", — считает британский доктор из госпиталя Доброй Надежды в Саттон-Колдфилде Рон Дэниэлс. Другой борец с эпидемией, сотрудник Национального университета Сингапура Пол Тамбьях, предложил научное объяснение этому явлению. Новый штамм COVID-19 D614G, с точки зрения Тамбьяха, менее летален. Это значит: коронавирусная инфекция, может быть, перейдет в число заболеваний второго ряда, сопоставимых с сезонным гриппом. С такой трактовкой, правда, категорически не согласен другой ученый, Эрик Вольц из Имперского колледжа в Лондоне. Его исследования штамма D614G никакого снижения угрозы не выявили.

Открыться нельзя закрыться

Неопределенность научных выводов открывает дорогу половинчатым мерам, часть из которых скопирована с большого локдауна весны 2020 года, но смягчена отсутствием главной угрозы того времени — опасности переполнения больниц. Пионер в области "новых ограничений" — Франция. В конце августа премьер Жан Кастекс обнародовал программу запретов на местах, затрагивающих столицу, ее пригороды и еще департаменты, в которых число заразившихся резко идет вверх. Таких 21, то есть приблизительно каждый пятый в стране.

Пример задает столица. Строгий масочный режим —  перспектива для Парижа на все обозримое будущее, и выглядит она весьма спартански. За снятие средства санитарной защиты установлен серьезный штраф, а послабления не предусмотрены даже для курильщиков. Единственные, кто может рассчитывать на снисхождение, — бегуны и мотоциклисты: считается, что ни те ни другие не успевают передавать коронавирус на своем пути.

Меры, принятые в шотландском Глазго, еще более суровы. Шотландское правительство ввело запрет... на прием гостей в частных жилищах. Рассчитано его действие только на две недели, однако в дальнейшем может быть и продлено. В Испании, где уровень заболеваемости самый высокий среди стран Старого Света, право определять параметры новых, местных, локдаунов передано регионам. Чаще всего они останавливаются на запрете массовых собраний: в Каталонии — для групп свыше десяти человек, в Мурсии — более шести.

Чья власть, того и вера

Переход локдаунов на локальный уровень делает Европу похожей на лоскутное одеяло: в зависимости от региона и медицинских сводок ношение масок, перчаток и пользование санитайзером может рассматриваться как личное дело каждого или, наоборот, как серьезное правонарушение. Пример в этом отношении задала Германия: большинство федеральных земель ввели штрафы за игнорирование санитарной защиты, а Бавария даже установила их в повышенном объеме. Зато эту инициативу бойкотировала Нижняя Саксония, где денег со скептиков COVID-19 решили не брать. 

Те же противоречия — на западе Европы. На фоне того, что масочный режим вводят в Париже, в Нидерландах от него отказываются: Амстердам и Роттердам сделали необязательным ношение средств защиты в своих исторических центрах. Правда, власти допускают, что при ухудшении обстановки могут вернуться ко всей линейке прежних антикоронавирусных запретов.

Отсутствие единообразия в борьбе с инфекцией на рубеже лета и осени 2020 года объяснимо. Оно соответствует опасениям экономистов, предостерегающих от глобальных запретительных мер, если только в них не будет срочной эпидемиологической необходимости. ВВП стран ЕС, как ожидают, сократится на 8%, а это значит, новый большой локдаун стал бы для Европы очень серьезным испытанием на прочность. На этом фоне премьеры двух стран, более всего задетых возобновлением эпидемии, — Франции и Испании — почти одновременно объявили, что новый большой локдаун в их планы не входит.

Угроза с востока

"Стоит ожидать, что в ближайшие месяцы некоторые вещи будут тяжелее, чем летом" — с таким предостережением в августе обратилась к своим соотечественникам канцлер ФРГ Ангела Меркель. Возможно, ее тревожная осторожность — результат чтения новостей с востока. В то время, как Европейский союз опасается новой волны COVID-19, его балканские соседи на деле переживают самую острую вспышку этого заболевания за все время. В особенности она затронула территории непризнанного края Косово, Черногорию и Северную Македонию. Новости из стран ЕС, находящихся по соседству, — Болгарии, Румынии, Греции, Хорватии — также неутешительны: везде заболеваемость коронавирусом находится около рекордных значений. Для Западной Европы такое положение дел означает угрозу нового закрытия внутренних границ Шенгенской зоны. В августе на это уже решилась Венгрия — наименее пострадавшее государство поблизости от Балкан. Решение знаковое — и вызвавшее тревогу в европейских столицах.

Усилить разрушительное воздействие пандемии может и наступление холодов, при которых коронавирус распространяется повышенными темпами, а молодежь, заболеваемость среди которой выросла в последние месяцы, охотнее общается со старшим поколением. Время сказать пандемии "прощай" для Европы еще, похоже, не наступило.

Игорь Гашков

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Коронавирус"

Материалов нет

Наверх