Геополитическая напряженность раскрыла уязвимые места в глобальной энергетической системе. Региональные конфликты лишь подчеркивают необходимость эффективной политики и инвестиций для ускорения перехода к безопасным технологиям. Международное энергетическое агентство напоминает о необходимости быстрого развития мощностей «чистой» энергетики.
Последняя версия World Energy Outlook 2024 агентства призывает к критическим решениям, поскольку приближается период избыточных поставок нефти и газа, а растущий спрос на электроэнергию меняет взгляды на проблемы энергетической безопасности. Рыночные тенденции, нарастающая геополитическая неопределенность, новые технологии, поступательно развивающийся переход к «чистой» энергии и растущее воздействие изменения климата меняют представления о сущности безопасных энергетических систем. Фрагментация рынков на фоне разворачивающегося геополитического противостояния ставит под вопрос возможность эффективного энергетического перехода и адаптации глобального сообщества к климатическим изменениям.
Согласно прогнозам МЭА, избыток поставок нефти и сжиженного природного газа станет очевидным во второй половине 2020-х годов, наряду с избыточными производственными мощностями для некоторых ключевых технологий «чистой» энергии, в частности, солнечных фотоэлектрических систем и аккумуляторов. «Во второй половине этого десятилетия перспектива более обильных — или даже избыточных — поставок нефти и природного газа, в зависимости от того, как будет развиваться геополитическая напряженность, перенесет нас в совершенно другой мир энергии, нежели тот, который мы наблюдали в последние годы во время мирового энергетического кризиса. Это подразумевает понижательное давление на цены, что дает некоторое облегчение потребителям, которые сильно пострадали от скачков цен. Передышка от давления цен на топливо даст политикам возможность сосредоточиться на увеличении инвестиций в переход на «чистую» энергию и отмене неэффективных субсидий на ископаемое топливо. Государственная политика и выбор потребителей будут иметь огромные последствия для будущего энергетического сектора и для борьбы с изменением климата», — отмечает исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.
Основываясь на сегодняшних политических реалиях, источники с низким уровнем выбросов будут генерировать более половины мировой электроэнергии до 2030 г., а спрос на все три вида ископаемого топлива — уголь, нефть и газ — достигнет пика к концу текущего десятилетия. «Чистая» энергия беспрецедентными темпами завоевывает энергетические системы мира, но ее внедрение далеко не равномерно по технологиям и рынкам. Контуры новой электрифицированной энергетической системы становятся все более заметными по мере роста мирового спроса на электроэнергию.
«В предыдущих прогнозах развития глобальной энергетики МЭА ясно дало понять, что будущее мировой энергетической системы — электричество, и теперь это видно всем. В истории энергетики мы стали свидетелями века угля и века нефти, и теперь стремительно движемся в век электричества, который определит развитие будущей мировой энергетической системы и будет все больше основываться на «чистых» источниках электроэнергии. Как и во многих других мировых энергетических тенденциях сегодня, Китай играет важную роль в происходящем. Будь-то инвестиции, спрос на ископаемое топливо, потребление электроэнергии, внедрение возобновляемых источников энергии, рынок электромобилей или производство чистых технологий, сейчас мы находимся в мире, где почти каждая энергетическая история по сути является историей Китая. Только один пример: расширение китайской солнечной энергетики сейчас идет такими темпами, что к началу 2030-х г. — менее чем через десять лет — только генерация солнечной энергии Китаем может превысить общий спрос на электроэнергию в Соединенных Штатах сегодня», – утверждает Фатих Бироль.
Рост мирового спроса на электроэнергию ускоряется. Миру необходимы гораздо большие инвестиции в новые энергетические системы, особенно в электросети и хранилища энергии. Сегодня на каждый доллар, потраченный на возобновляемую энергию, 60 центов тратятся на сети и хранилища, что подчеркивает, насколько важна вспомогательная инфраструктура. Сегодня ее развитие не успевает за переходом на «чистую» энергию. Разворачивание современной городской инфраструктуры требует быстрого роста инвестиций в сети и хранилища. Многие энергосистемы в настоящее время уязвимы к росту экстремальных погодных проявлений, что делает приоритетными усилия по укреплению их устойчивости и цифровой безопасности.
Решения правительств, инвесторов и потребителей слишком часто закрепляют недостатки в уже существующей энергетической системе. Отражая неопределенность в современной энергетике, WEO-2024 включает анализ чувствительности к скорости, с которой могут расти возобновляемые источники энергии и электромобильность, насколько быстро может вырасти спрос на СПГ и как волны тепла, политика эффективности и рост искусственного интеллекта могут повлиять на спрос на электроэнергию в будущем.
Исходя из сегодняшних политических установок, глобальные выбросы углекислого газа должны достичь пика в ближайшее время, но отсутствие резкого снижения после этого означает, что мир находится на пути к повышению глобальной средней температуры на 2,4 °C к концу столетия, что значительно превышает цель Парижского соглашения по ограничению глобального потепления до 1,5 °C. В докладе подчеркивается неразрывная связь между рисками энергетической безопасности и изменением климата. Во многих регионах мира экстремальные погодные явления, усиленные десятилетиями высоких выбросов, уже создают серьезные проблемы для безопасной и надежной работы энергетических систем, включая усиливающиеся волны тепла, засухи, наводнения и штормы.
По мнению МЭА, нужно построить новую энергетическую систему, чтобы она прослужила долго, подчеркивает WEO-2024, которая ставит во главу угла безопасность, устойчивость и гибкость. Отсутствие доступа к энергии остается самым фундаментальным неравенством в сегодняшней энергетической системе, при этом 750 млн человек — в основном в странах Африки к югу от Сахары — не имеют доступа к электричеству и более 2 млрд человек — без чистого топлива для приготовления пищи.
/МЭА/
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Энергетическая инфраструктура"
Материалов нет