ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

“Газпром” играет на рынке СПГ в Индии вдолгую

Российский «Газпром» начал поставки в Индию сжиженного природного газа (СПГ). Однако свободных объемов собственного СПГ у российского газового холдинга нет. Откуда он его берет и зачем это делает?

В настоящее время «Газпром» в рамках долгосрочного контракта открыл новую веху энергетического сотрудничества с Индией, поставив в эту страну в начале этой недели первую партию сжиженного газа. Его получила индийская государственная нефтегазовая компания Gail. Согласно контракту с Gazprom Marketing & Trading, эта компания планирует ежегодно покупать у «Газпрома» 2,85 млн тонн СПГ. Индийская сторона отмечает, что недавно в газовый контракт от 2012 года были внесены коррективы, объемы закупок и цены изменены, а в перспективе Индия намерена импортировать газ и с проекта «Ямал СПГ».

Сначала планировалось, что «Газпром» будет поставлять в Индию ежегодно 2,5 млн тонн СПГ через пять-шесть лет, но затем объемы поставок были увеличены до 3,5 млн тонн, а сам контракт стал н 20-летним, а 23-летним. Причем объемы газпромовского экспорта будут каждый году увеличиваться, а стоимость СПГ привязали к ценам на нефть марки Brent, а не к ценам на нефть на индийских терминалах.

Получается, что Россия открыла для себя новый и очень перспективный рынок для поставок «голубого топлива». Ежегодно спрос на этот вид топлива в Индии растет, причем довольно быстрыми темпами. И он будет увеличиваться и дальше, так как эта страна активно занялась электрификацией и газификацией, исключив из источников сырья уголь.

В действительности первую партию СПГ с «Ямал СПГ» на энергетический рынок Индии в марте этого года поставило трейдинговое дочернее предприятие НОВАТЭКа.

Но у «Газпрома» нет в наличии газа для Индии. Тогда откуда он его взял? Некоторые эксперты, как, например, Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности считает, что этот СПГ может быть вовсе не российского производства, он может покупаться на внешнем рынке, а затем перепродаваться в Индию. Где был куплен недавно — пока это не раскрывается. В Катаре или в Австралии — не суть важно, так как схемы поставок СПГ отличаются от продаж трубопроводного газа. И одни могут быть довольно сложными.

Что приобретает «Газпром», продавая чужой газ?

«Как государственная компания ты должен действовать в интересах основного собственника. А интересы государства в том, чтобы компания развивала добычу в России и продавала российский газ», – отмечает Юшков.

Прежде «Газпром», когда подписывал контракт с Индией, возможно, рассчитывал на Штокманское месторождение, но с ним пока не сложилось – проект так и не заработал. Со Штокмана были связаны планы поставлять СПГ даже в США, но затем, когда в Штатах началась сланцевая революция, у них своего газа стало с избытком. Может быть, российский газовый холдинг планировал продавать СПГ с завода «Владивосток СПГ», мощность которого должна была составить 10–15 млн тонн ежегодно. Однако сроки реализации этого проекта были перенесены на более отдаленную перспективу, правда, это уже будет проект не крупнотоннажного, а среднетоннажного производства.

В итоге можно констатировать факт, что сегодня «Газпрому» явно не хватает своего СПГ, чтобы выполнять долгосрочный контракт с Индией. Да – есть завод «Сахалин-2», но практически все его мощности законтрактованы по прямым контрактам в Японию и Южную Корею, остается примерно 1 млн тонн сжиженного газа. Этого объема мало, чтобы покрыть рынок Индии, выполнив взятые обязательства. Поэтому, отмечает Юшков, «Газпром» скупает СПГ или на свободном рынке, или у российских конкурентов.

Есть у «Газпрома» и контракт на закупку 2,5 млн тонн в год СПГ с «Ямала СПГ» у НОВАТЭКа для перепродажи. Есть и восьмилетний контракт с африканского проекта Cameroon FLNG. Теоретически и тот, и другой газ может попадать в Индию.

«Возможно, Газпром пытается таким образом развивать торговлю на свободном рынке, хочет показать, что он не только производитель газа, но и умелый продавец. И его трейдерские компании в основном успешные, в плюсе. Газпромовский трейдер сгенерирует выручку, и через дивиденды выплаты достанутся государству. Но вряд ли там большие суммы», – отмечает Юшков, подчеркивая при этом, что основная цель — долгосрочная перспектива в развитии российско-индийских отношений. По его мнению, это имидживый проект, который позже принесет свои дивиденды.

Поскольку с поставками трубопроводного газа в Индию не складывается, то такой вариант сотрудничества вполне логичен. С трубопроводным газом все сложнее — ни одна схема поставок российского трубопроводного газа в Индию не является рабочей, поскольку сопряжена и с рисками, и с высокой себестоимостью поставок. Да и через Китай поставлять газ в Индию едва ли возможно — Китай попросту не даст «вскармливать» конкурента. Строить газопровод в Индию через Афганистан также большого смысла не имеет. Существуют и другие схемы возможных поставок, но пока на них ставку никто не делает. И велика вероятность, что трубопроводный газ из России до Индии никогда так и не дойдет.

Однако индийский рынок России очень нужен. В среднесрочной перспективе российские мощности СПГ вырастут, поскольку будет реализовано несколько крупных проектов, а к началу 2030-х годов производство СПГ в России может увеличится до 60–80 млн тонн, если все пойдет по плану. Но пока у России несколько крупных проблем, связанных с производством СПГ. Прежде всего, это отсутствие собственных технологий для крупнотоннажного производства СПГ. Есть проблемы и с транспортировкой сжиженного газа. Также никуда не делись и санкционные риски — пока ограничительные меры российского СПГ не касаются, но кто даст гарантии, что через какое-то время санкции не затронут и российский СПГ.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок газа"

Материалов нет

Наверх