ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 78,59 -0,73
EUR 92,81 -0,05
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Поляки наобещали Европе кубометры газа. Но кое о чем забыли

МОСКВА, 23 дек. Варшава планирует заметно расширить газовую инфраструктуру и построить еще один терминал СПГ на Балтике. Цель — стать главным хабом для экспорта. Однако, предупреждают аналитики, у проекта есть несколько серьезных проблем.

id="2063863771-1">"Логичный шаг"

Польша рассчитывает закрепить за собой статус основного экспортного узла для Центральной и Восточной Европы — после того как ЕС полностью откажется от российского топлива.

Решение о строительстве нового терминала может быть принято в первом полугодии 2026-го.

Как указывает Bloomberg, этот проект — часть стратегии по наращиванию мощностей. Сейчас есть СПГ-терминал в Свиноуйсьце на 8,3 миллиарда кубометров газа в год. Плавучий FSRU на 6,1 миллиарда намерены запустить в 2028-м. Его уже полностью законтрактовала польская компания Orlen.

id="2063863771-2">Энергетическая устойчивость

С экономической точки зрения терминал на балтийском побережье весьма перспективен.

"В условиях дефицита трубопроводных поставок инфраструктура не справляется. Дополнительные миллиарды кубов регазифицированного энергоносителя позволят свободнее оперировать на спотовом рынке. Это поможет наполнить ГТС Украины, Словакии, Чехии и Венгрии", — поясняет Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.

И Словакия с Венгрией, не имеющие выхода к морю, получат доступ к альтернативным источникам ресурсов, добавляет эксперт.

id="2063863771-3">СПГ из США

В 2024-м Варшава импортировала из Катара 1,79 миллиона тонн СПГ. Среди других партнеров — Норвегия, Нигерия, Тринидад и Тобаго, Египет, Экваториальная Гвинея.

Теперь поляки рассчитывают как можно быстрее стать общеевропейским центром поставок газа из-за океана.

"Учитывая, что Европа потребляет более 500 миллиардов кубов в год, возможность эффективного импорта и перераспределения стала стратегическим преимуществом, которое Польша сейчас и использует", — отмечает Евгений Сумароков, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве России.

id="2063863771-4">Это дорого

Отказ от российского газа подстегнет спрос на американский.

Но это куда дороже. И даже в ЕС не всем по карману.

Как уточнял ранее экс-глава ЕЦБ Марио Драги, заокеанский СПГ стоит в Европе на 60-90 процентов больше, чем в США, и это без учета расходов на логистику и регазификацию. В докладе "Конкурентоспособность ЕС: взгляд в будущее" экономист указывал на то, что энергетика стала одной из ключевых проблем региона и ситуация ухудшается из-за утраты трубопроводных поставок из России.

К 2024 году розничные и оптовые цены на голубое топливо в Европе превосходили американские в три-пять раз. А стоимость электроэнергии — особенно в промышленном секторе — двукратно. В результате Старый Свет утратил конкурентоспособность по сравнению с США и Китаем, впал в зависимость от импорта и сырья, и технологий.

id="2063863771-5">Инфраструктура и конкуренция

Впрочем, у польских планов закрывать сверхпотребности ЕС есть ряд препятствий.

Как отмечает Bloomberg, процесс способна серьезно застопорить бюрократия: согласование и утверждение маршрутов, технологических решений, испытаний может тянуться долго.

Нет уверенности и в том, что немецкие и нидерландские хабы согласятся уступить полякам значительную часть внутреннего рынка. Это мощный кластер СПГ-инфраструктуры, ведущие логистические узлы.

"Первенство остается за ними, на подходе — греческие, хорватские и литовские терминалы. Станет ли политическое руководство ЕС способствовать возникновению полноценного газового хаба в Польше? Вряд ли", — рассуждает Марышев.

Есть также инфраструктурные и логистические трудности.

Как поясняет Mупегну Нзусси Кевин Грас, эксперт в области мировой экономики и менеджмента в нефтегазовом деле, пропускная способность внутренних газопроводов из Польши на юг и восток, в ту же Словакию и Украину, недостаточна для крупномасштабного транзита. Требуется дорогостоящая модернизация.

Действующие терминалы в Германии, Нидерландах, Хорватии, Греции, а также будущие плавучие в Эстонии и Финляндии — это децентрализованная система, уточняет экономист. А в ЕС такое поощряют.

Таким образом, роль Польши скорее сведется к диверсификации и дополнению общеевропейской сети терминалов и газовых коридоров. Ни о какой монополии не может быть и речи. Но шансы стать "периферийным" поставщиком для части Центральной и Восточной Европы у Варшавы есть.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок газа"

Материалов нет

Наверх