Западные санкции против России запустили процесс создания нового механизма торговли на нефтяном рынке. Глобальный рынок пока не разрушен, но он серьезно меняется под давлением принятых запретов и ограничений.
Раньше считалось, что нефтяной рынок чуть ли не идеал и подобный механизм торговли нужно создать на газовом рынке. Идеологами этого процесса были Европа и США. Это подавалось под соусом, что лучшей модели торговли энергетическим сырьем и придумать нельзя. Торговля нефтью велась практически круглосуточно - на бирже Сингапура, потом Лондона, потом Нью-Йорка. Работа и фьючерсная торговля "физической" нефтью. На рынке также работали свои надежные перевозчики, страховщики, трейдеры. Все функционировало как хорошие европейские часы.
Создали этот механизм импортеры нефти, но и добывающим странам вроде было комфортно. Западные консалтеры давно убедили российских нефтяников в том, как удобно быть частью глобального нефтяного рынка: просто достать нефть из земли да довезти ее до порта. А дальше не думай. Швейцарский трейдер найдет покупателя, греческий судовладелец ее перевезет, а британский страховщик даст страховое покрытие. Глобальная машина завертелась, а ты получай свою маржу. Сейчас эту систему начали ломать под соусом наказания одной страны. Создатели системы решили: а давайте мы Россию возьмем да и из этого комфортно работающего механизма выкинем.
Однако Россия - слишком заметный участник глобальной нефтяной торговли, чтобы его можно было просто так выкинуть. Сразу же меняется структура спроса и предложения и возникает нервозность у азиатских покупателей. Они понимают, что если России не будет на рынке, цена пойдет вверх. Европа заберет себе недостающие объемы с Ближнего Востока и Африки, банально платя премию к рынку.
Запад начал действовать по принципу Тараса Бульбы - "я тебя породил, я тебя и убью". И сам начал уничтожать модель нефтяного рынка, которая де-факто позволяла Западу этот самый рынок контролировать.
Но теперь Запад явно переоценил свои силы. Запустив демонтаж старого рыночного механизма и заставив и страны ОПЕК+, и азиатских импортеров (включая Китай и Индию) думать о новых механизмах и правилах торговли нефтью.
Сейчас происходит "великое переселение нефти по планете", которое является признаком демонтажа глобального рынка. Усиливается привязка поставщика к покупателю. Рынок краткосрочных контрактов, когда ты мог направить товар в любой регион при наличии танкеров, на самом деле будет уходить в прошлое. Связи между продавцами и покупателями будут усиливаться. Потому что одни покупатели будут считать определенных продавцов политически неправильными. Думается, что начнется еще и история с арестом танкеров. Судоходные маршруты будут более четкими, постоянными. Такие поставки, не исключено, будут нуждаться и в военно-морском сопровождении. Очень быстро будет происходить переход к расчету в национальных валютах. Не за горами и создание новой системы ценообразования.
Будут появляться национальные страховые компании. Будет окончательно сформирован незападный танкерный флот для перевозок. Появятся новые механизмы и в ценообразовании, и в страховании рисков. Задача России - не ждать, когда тот же Китай сам сформирует под себя выгодную ему систему торговли. Не повторить той же ошибки, которую мы уже сделали. Тогда просто роль США перейдет к Китаю - страховать нефть будут китайские компании, возить - китайские танкеры, расчеты производиться в юанях. И цены будут определяться где-нибудь на Шанхайской бирже.

Было колоссальной ошибкой, что мы не начали создавать свой танкерный флот раньше. Сейчас надо действовать в логике "не было бы счастья, да несчастье помогло". Дело в том, что наш прежде основной рынок сбыта углеводородов - Европа - действительно намерена отказаться от нефти и газа.
Наши зеленые визионеры поспешили принять устремления Европы за общемировой тренд. Что, в общем-то, не удивительно. Европейцы действительно мастера в том, чтобы навязывать свою картину мира остальному человечеству. Увы, и наши регуляторы давно уже взяли на вооружение чужой взгляд на будущее энергетики, исходя из необходимости любыми путями и России идти курсом ускоренного энергоперехода. Я уже неоднократно пытался доказать, что для России это просто самоубийственная стратегия. Наши углеводороды еще долго будут востребованы - но европейский рынок был тупиковым с точки зрения будущего. Ограничение потребления нефтепродуктов и газа вполне вписывается в зеленый курс Брюсселя.
В масштабе всего мира окончательно оформятся два энергетических полюса. Один полюс - энергетических авангардистов. Это сторонники агрессивного энергоперехода, те, кто считает, что эпоха углеводородов прошла. Но все четче заявит о себе и второй полюс. Лагерь энергетических консерваторов, который будет считать, что главное все-таки доступные и относительно дешевые энергоносители. В первую очередь, это Индия и Китай, которым необходимо поддержать развитие экономики нужным количеством энергии и топлива.
Долгие годы Россия интеллектуально поддерживали лагерь энергетических авангардистов, что было откровенным чудачеством (ну это все равно как Бразилия прекратила бы играть в футбол и стала бы яростно поддерживать хоккей, заявив, что распускает сборную по футболу, потому что верит теперь в перспективы национальной команды по перемещению шайбы на льду). Теперь пора срочно становиться одними из лидеров энергетического консерватизма.
Подготовил Сергей Тихонов
Дополнительная информация
- Автор: Константин Симонов (глава Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета)
- Источник: Российская газета
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Рынки"
Материалов нет