ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 76,97 -0,98
EUR 89,90 -0,69
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Трамп и нефтяной прессинг на Европу

У Вашингтона — своя претензия к «коалиции желающих»: ее звенья все еще ввозят углеводороды из РФ через заднюю дверь

Участники злополучной (по своей бесплодности) парижской встречи с целью «выжимания» неких гарантий безопасности для Киева позвонили в Белый дом с коллективным, и притом отчаянным, посланием: «Мы, мол, апеллируем к Америке потому, что сами уже сделали в Старом Свете все возможное для спасения Украины». «Нет, далеко не все, — таков был смысл реакции Дональда Трампа. — Вы не прекратили закупки сибирской нефти, газа, а также продуктов их переработки в третьих странах».

Ссылка — на «черное золото» и «голубое топливо». Почему?

По словам неназванного чиновника республиканской администрации, президент общался по телефону весьма решительно. Как добавляет немецкая Bild, беседа прошла в повышенных тонах. Имея ввиду нефть и газ, в первую очередь сжиженный, — Трамп говорил на сей раз с провалившими домашнее задание партнерами «форсированно-боевым тоном. И ведь все это — на фоне очень уж слабого прогресса на пути к окончанию вооруженного конфликта». 

Так или иначе, из всех аргументов против незрелых, путаных, «сырых» и безрезультатных затей (по обеспечению безопасности для едва выживающего днепровского режима) Белый дом ударно применил один. Это — осужденная из-за Атлантики неискренность и непрозрачность ЕС в ключевых вопросах формирования своего энергобаланса. Что, конечно, совсем не случайно, ибо российский фактор в смысловой эволюции этой темы по-прежнему ощутим.

Всего лишь за год, по данным должностного лица, цитируемого многими новостными лентами, РФ получила на рынках континента миллиарды евро от продаж нефтепродуктов. Правда, газа, которого поступило в Старый Свет в 2021-м в объеме 45% от регионального импорта, было Россией продано в ЕС в 2024-м на уровне 19%. Нынче же, в 2025-м, эта планка составит всего 13%. 

Увы, сказались санкции недругов. Но все равно речь по-прежнему идет о живых деньгах. Причем их приток, что известно советникам г-на Трампа, полностью не оборвется как минимум до 2028-го. Но не потому ли выданная хитрыми европейцами прогнозная веха приурочена к 2028-му, что именно тогда в США стартует новая кампания по выборам президента; и в Брюсселе понадеются на долгожданный для европейских элит провал республиканцев? 

Думается, такие календарные совпадения никак не могут импонировать стареющему, но все еще амбициозному американскому политику из «узкого круга далеко не ограниченных» миллиардеров и опекунов большой нефти.   

США, кстати, и сами не хотят полного разрыва с ТЭК России

Ясно г-ну Трампу и то, что не столько старушка Европа, сколько Америка вынуждена, вопреки призывам к фронтальной атаке на топливно-сырьевой блок экономики РФ, обсуждать возможности перезапуска диалога с Москвой в сфере ТЭК. Дело тут не только в том, что самая обширная держава Евразии дает 10% мировой нефтедобычи, а запасы газа в России и вовсе безграничны; и без этих слагаемых непредсказуемо пошатнулась бы мировая энергетика.

Осуждая европейцев (пусть и с немалой долей театральности) за их далеко не полный отказ от углеводородов Арктики и Сибири, Трамп в то же время не может наказать таким же отказом еще и отечественных «мейджоров» ведь они помогли ему из Техаса и Северной Дакоты в прорыве к власти… А после недавнего саммита в Анкоридже сложилась тем более парадоксальная ситуация. Ибо вовсе отвергнуть путинские предложения по восстановлению топливно-сырьевых связей на Дальнем Востоке — все равно что вытащить многие миллиарды долларов из кошельков своих же нефтегазовых магнатов.

Целесообразно ли для Трампа, к примеру, отбросить идею рассмотрения свежего шанса на возврат гигантской ExxonMobil в нефтегазовый мегапроект «Сахалин-1»? Или разве резонно было бы не прислушаться к повторно прозвучавшей с трибуны 10-й сессии ВЭФ во Владивостоке инициативе по налаживанию тесного взаимодействия между Москвой и Вашингтоном в реализации апстрим- и даунстрим-программ в самом северном штате США?

Да, по словам Путина, у нас есть более эффективные технологии добычи и сжижения газа, чем те, которыми располагают некоторые американские партнеры. «Они это знают, — сказал далее президент, — и на уровне участников экономической деятельности, компании, готовы к сотрудничеству. Не от нас зависит — мы тоже готовы. Но, если там будут политические решения, мы будем двигаться и по этому пути, и в Арктике можем совместно работать».

Севморпуть не нравится Брюсселю, но Вашингтон пассивен

Между прочим, именно этот арктический аспект больше всего заставляет американскую сторону извилисто лавировать в контактах с недовольной Европой. Та ведь, как известно, вторит, что она не приемлет Севморпуть в его «монопольно-кремлевской трактовке». Но в том-то и дело, что у заполярной, в том числе танкерной, трассы есть еще и восточное измерение, а не только затрудненный санкциями западный овал вдоль скандинавских берегов. И вот данную — основную часть великого маршрута первопроходцев, видимо, США не склонны игнорировать или, тем более, пытаться перекрывать. Во-первых, это ни за что не получится. Во-вторых, Америке нужны для своих нужд наши ледоколы, особенно атомные. В-третьих, как уже подчеркивалось, становятся все более реалистичными совместные проекты от Охотского моря до Аляски.

Сказанное, а также многое другое, не позволяет заокеанской сверхдержаве чинить даже при желании сколь-либо крупные препятствия для арктической компоненты столь широких замыслов. А это значит, что Трампу придется и впредь мириться с тем, что Севморпуть (включая его участок в Беринговом проливе) не просто создан. Он еще и во многом адресован Китаю — созвучен партнерскому удовлетворению его топливно-сырьевых запросов. Недаром из внимания западных СМИ не ускользнуло то, что первая партия ямальского СПГ пришла в КНР именно во время Тяньцзинского саммита ШОС. Это ведь и симптом, и, вместе с тем, красноречивый символ новых времен — не так ли?

В отличие от Нью-Дели (хотя и тяготеющего в традиционно-политическом смысле к западным демократиям), — празднующий 80-летие Великой Победы Пекин, как и Москва, пока еще не наказаны взвинченно-удвоенными, в том числе вторичными, санкциями по воле США. Европейские «ястребы», кстати, негодуют из-за таких преференций г-на Трампа. И ведь это тоже характерно, тем более что происходящему есть внятное объяснение. Дело в том, что даже в случае, не дай-то Бог, крайнего обострения ситуаций в Тайванском проливе или у берегов КНДР, то есть дуэли на морях, — невозможно было бы оборвать растущие поставки российских энергоресурсов в Поднебесную по суше.

Эпилог напрашивается сам собой

Анонсированные в Пекине «Сила Сибири-2» и «Союз-Восток», да и уже действующие трансграничные трубопроводы, — это еще не все. В сырьевых кругах Соединенных Штатов вызвало информационный шок владивостокское напоминание о том, что и угля в России хватит, оказывается, еще на 900 лет! 

А ведь «старый добрый уголек» — основа привычного энергообеспечения в КНР даже при всем ее лидерстве в сфере возобновляемых энергоисточников. Словом, возбуждать военно-политический кризис вокруг Севморпути или препятствовать, по примеру Брюсселя, его ускоренному развитию — полная бессмыслица, ибо найдется дюжина иных путей для прокладки топливно-сырьевых мостов между РФ и КНР. Образно говоря, с учетом неприятия г-ном Трампом ветровой энергетики, посвятить геополитический потенциал и дипломатическую риторику США борьбе с Севморпутем — как раз и означало бы «плевать против ветра», что с прискорбием сознают в команде президента.

Так или иначе, нежелание сегодняшнего Белого дома быть причастным (в отличие от непомерно ощетинившегося европейского лагеря) к абсурдным идеям полного энергетического удушения России проявляется все очевиднее. А ведь еще недавно слова Трампа о том, что украинский конфликт — это «не моя война», казались многим из нас эхом американской внутриполитической демагогии, как и сведением счетов с Байденом и его эпохой — только и всего.

Но теперь выявляется, что за этой фразой кроется немалый практический смысл. Трамп и впрямь внушает пресловутой «коалиции желающих»: хотите больше прессинговать Москву? Пожалуйста, но тогда сильнее нажмите сами на свои нефтегазовые рычаги. Да-да, нажмите, тем более что в вашей затее видны пока еще немалые резервы. А вот Америке пока еще, увы, приходится оставить за Россией и Китаем немалые шансы на топливно-сырьевой подъем вопреки всем санкционным барьером последних лет, нагроможденным с Запада. Так-то оно осмотрительнее (с точки зрения Вашингтона) получится.

Павел Богомолов
Кандидат политических наук

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок нефти"

Материалов нет

Наверх