Цена перевозки СПГ на мировом рынке достигла максимума за восемь месяцев из-за того, что владельцы судов оценивают риски на Ближнем Востоке и избегают фрахтования, что уменьшает число доступных судов.
Одновременно ценовые индикаторы в Азии стимулируют отправку грузов на рынок Тихого океана. В Spark Commodities (штаб-квартира в Дубае) сообщают, что ставки фрахта в Атлантическом и в Тихоокеанском регионе выросли выше $51 тыс. в день. Это наивысший показатель за последние восемь месяцев. Для сравнения: средняя цена фрахта СПГ-танкера в 2024-м — $19 700 в день.
Причина удорожания — опасения трейдеров вокруг судоходства в Ормузском проливе (через который проходит около 20% всего СПГ, производимого в мире) из-за войны Ирана и Израиля.
Впрочем, мировой рынок сжиженного газа претерпевал изменения и до конфликта Тель-Авива и Тегерана. В какой-то момент противостояние Израиля и Ирана замедлит темп и может даже прекратиться вовсе. Перемирие заключено и, кажется, соблюдается (хоть обе стороны сообщают о его нарушении, но цены не взлетают). А вот объективные факторы в экономике ряда стран и даже целых регионов объективно меняют баланс спроса и предложения СПГ.
Нынешний конфликт на Ближнем Востоке не на шутку встревожил мировой рынок газа. Рост цен на европейской бирже TTF и ряде других регионов, скачок стоимости ставок фрахта СПГ-танкеров в Атлантике, а также в Тихом океане (кстати, тоже на 8-месячном максимуме — фрахт судна $51750 в день) — все это добавляет хаоса на мировом рынке голубого топлива и делает цены СПГ более волатильными.
Аналитики из различных международных компаний отмечают, что сегодня добавляет масла в огонь еще и нехватка судов для перевозки СПГ. В Spark Commodities подчеркивают, что танкеров не хватает из-за изменений ценовых сигналов для грузов из США — ведущего поставщика сжиженного газа на мировом рынке.
Впрочем, дело тут не только в стоимости производства СПГ на территории США и контрактах, которые заключают покупатели и трейдеры с американскими заводами. В целом, весь флот СПГ-танкеров в мире насчитывает около 650 единиц, но растущий спрос на сжиженный газ создает предпосылки для дефицита судов.
Да, есть компании вроде ADNOC из Абу-Даби, которая недавно заключила контракты на поставку до 23 новых судов, перевозящих СПГ. Но во-первых, таким энтузиазмом по покупкам могут похвастаться не все участники газового рынка, а во-вторых, мощности производителей таких судов (Китай и Южная Корея) уже и так заполнены на годы вперед.
Тем временем спрос на СПГ продолжает расти. Да, не критически быстро и даже с некоторой корректировкой, как в 2023 году. Но за последние 10-15 лет рост все-таки устойчивый.
Впрочем, обзор мировой энергетики Energy Institute (раньше эти глобальные обзоры делала BP) показал снижение поставок СПГ в 2024 году — впервые за 12 лет. Но снижение лишь на 1%, до 544,1 млрд кубометров против 547 млрд кубов в 2023-м.
Что еще важно, так это увеличение доли сжиженного газа в мировой торговле голубым топливом. В 2000 году доля СПГ в ней составляла 27% (140 млрд кубометров), а доля трубопроводного газа — 73% (528 млрд кубометров). В 2010 доля сжиженного газа в торговле выросла до 41%, в 2021-м — 51%, а в 2024-м — 57%.
Да, в 2022 году общий объем международной торговли природным газом при этом снизился по сравнению с уровнем 2021 г., в первую очередь, из-за сокращения российских трубопроводных поставок в ЕС. Но в целом, тенденция по популяризации СПГ среди покупателей газа в мире все равно продолжилась.
Именно поэтому даже высокие ставки фрахта на СПГ-танкеры сегодня не изменят общей стратегии ведущих потребителей газа. Сжиженный газ будут покупать все так же, причем в перспективе лишь увеличивая объемы.
Конфликт на Ближнем Востоке не может быть постоянно в горячей фазе. Тем более что уже есть осторожные заявления о перемирии между Ираном и Израилем. Конечно, все это на фоне сообщений о его якобы нарушении, но все же фаза конфликта становится все менее напряженной.
По этой причине цены на крупные танкеры, курсирующие по Персидскому заливу, сегодня уже снизились по сравнению с рекордно высокими уровнями прошлого года. Средние ставки на перевозку судами типоразмера VLCC из Персидского залива на Ближнем Востоке в Азию по шкале Worldscale (WS) оценены в $70300 в день, что на 7% ниже, чем в понедельник.
Миру нужно больше газа. Если в 2024 году, по разным оценкам, его потребили примерно 4,2-4,3 трлн кубометров, то в 2030 (о чем говорят в том числе и в МЭА) это уже будет порядка 4,52 трлн кубометров.
Среди главных драйверов роста спроса на голубое топливо следует выделить:
Есть и другие, более мелкие факторы, которые в сумме тоже образуют весьма ощутимый прирост спроса на газ в мире. В итоге рост на почти 200 млрд кубометров в год всего за пять лет — это серьезный вызов для мировой логистики. Нужно не только организовать производство, отгрузку и доставку новых объемов СПГ, но и его регазификацию на местах приема. Надо еще и найти необходимое количество танкеров.
Однако поиск транспорта и организация доставки — это наименьшая из проблем, которую придется решать в ближайшие 5-10 лет, причем не только трейдерам, но и производителям СПГ. Профицит — вот с чем придется активно бороться участникам мирового рынка сжиженного газа. Причем речь идет о потенциальном избытке как предложения СПГ, так и регазифицирующих мощностей.
В 2024 году мировой спрос на сжиженный природный газ достиг 406 млн тонн. Основные покупатели этого продукта — страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европы, которые обеспечили 69% и 24% от общего объема торговли соответственно.
Но при этом в 2024 году общая мощность всех СПГ-терминалов в мире — 485 млн т СПГ в год. Выходит, уже сегодня есть профицит мощностей по производству сжиженного газа в почти 80 млн тонн. А ведь к 2030 году мощность СПГ-терминалов в мире (учитывая действующие, ныне строящиеся и запланированные в ближайшие годы к постройке) должна составить примерно 955 млн тонн СПГ в год.
Понятно, что ситуация, при которой терминал по регазификации не загружен на все 100% мощности, а скажем, на 70-80% — это норма. Но все равно разбег между мощностями заводов и реальным спросом на СПГ будет в ближайшие пять лет слишком большим, ведь запланированные мощности — 955 млн тонн СПГ в год, а ожидаемый спрос — 556-560 млн тонн СПГ в год. При этом есть еще и потенциальная проблема с избытком самого производства сжиженного газа, объем которого в 2030 ожидается в пределах 784 млн тонн.
Итого: профицит регазификационных мощностей в мире через пять лет — около 400 млн тонн (почти половина от спроса), профицит предложения — примерно 200 млн тонн (почти треть от спроса).
Илья Круглей
Дополнительная информация
- Источник: Нефть и Капитал
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Midstream"
Материалов нет