ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Черное золото Югры: как заговорило "Мертвое озеро"

Полученный 29 мая 1965 года бригадой по испытанию мастера Петра Безродного нефтяной фонтан возвестил миру об открытии месторождения-гиганта. Кто бы мог подумать, что «Мертвое озеро» (так переводится «Самотлор» с хантыйского) «заговорит».

Репортаж с места событий
Все открытия происходят буднично. Только потом, спустя годы, журналисты придадут событию необходимую, как им кажется, торжественность, приправят избыточным пафосом.
А в мае 1965-го, когда на Самотлорскую площадь на испытание скважины приехала молодая журналистка окружной газеты «Ленинская правда» Альбина Глухих, все было, как обычно. Чудо-озеро в шестидесятых годах еще хранило следы аборигенной жизни: от охотничьей избушки шли тропинки в лес.

«Мастер по испытанию Петр Германович Безродный внешне был спокоен, но товарищи-то знали, как напряжены его нервы, – рассказывала в репортаже Альбина Глухих. – Победный день начинался буднично. Свободные от вахты мужчины сходили на соседнее озеро за окунями. Повар сварила уху, она всем понравилась, но мысли всех членов бригады сосредоточены на скважине. И вот нефть поднялась по стволу и по длинной отводной трубе хлынула в сторону. По уже установившейся традиции нефтеразведчики моют руки в нефти, мажут друг друга коричневой маслянистой жидкостью. Одна тысяча тонн в сутки! Так выглядело открытие Самотлорского месторождения. Таких открытий в округе еще не было, да и по стране тоже… А Петр Германович сокрушался, что нефть, полученная при испытании скважины, пропадает зря».

В этот день начальнику Тюменского геологического управления Юрию Эрвье пришла радиограмма начальника мегионской экспедиции Владимира Абазарова: «На скважине Р-1 Самотлора получен нефтяной фонтан. Скважина на отработке. Визуальный дебит – более 300 кубометров в сутки».
А 22 июня 1965 года на Р-1 Самотлора бил фонтан безводной нефти суточным дебитом более тысячи кубометров.

Когда прогнозы сбываются
Этому событию по-особому радовался главный геолог управления Лев Ровнин. Выходит, не ошибся в своих прогнозах.
Когда открыли Мегионское месторождение, рядом обнаружили ряд перспективных структур: Белозерное, Мартовское, Солнечное, Новогоднее, Самотлорское... Все – в болотах. Как к ним подступиться? Такого опыта еще не было.
Бездорожье, зыбкие почвы, для которых еще не придумали технологии, позволяющей «распечатывать» недра. С таким багажом отягчающих обстоятельств «ввязаться в драку» могли только люди особой породы.

Ровнин сидел над картой стотысячного масштаба: «Я сравнил отметки нефтяного горизонта Мегионской и Белозерной структур, и оказалось, что контакт «нефть – вода» на одной глубинной абсолютной отметке. Естественно, я задумался. Раз отметка контакта одинаковая, то возможно, что и между структурами может быть нефть, хотя по данным сейсморазведки там искать нечего».

Он решил пробурить скважину в прогибе между структурами в надежде вскрыть там нефтяной пласт. «В Министерстве геологии РСФСР сразу на меня набросились: «Ровнин, ты сдурел, что ли? Меж структур буришь!» Да и Фарман Салманов засомневался: на кой это надо?!»
И все же в 1962 году сейсмическая партия № 25 Сургутской нефтеразведочной экспедиции приступила к работе на территории Нижневартовского района. Возглавлял сейсмопартию 27-летний инженер-геофизик Леонид Кабаев.
Затем пришли буровики.



Из Башкирии – в Нижневартовск
Первого августа 1964 года выехали из Тюмени на север на баржах 22 человека, прибывшие из Башкирии. Бурильщики, помбуры, сварщики, механизаторы. 13 августа, через 13 суток безостановочного маршрута, причалили на берегу Оби. На барже был Степан Повх, бригада которого в 1969 году пробурит первую эксплуатационную скважину № 200 на Самотлоре. Теперь мы понимаем: то была не просто скважина, а начало грандиозной нефтяной эпопеи. Но до этого события надо было прожить пять лет.
А когда баржи из Тюмени причалили в 1964 году к берегу Оби, взору открывалась лишь дремучая тайга. Ее вырубили, раскорчевали и установили балки. Своими силами вновь прибывшие построили баню, овощехранилище, склады для оборудования, материалов и цемента.
Новоселы готовились к суровой зиме. Но, как они потом рассказывали, зима оказалась не такой страшной. «Морозы – 40–45 градусов без ветра лучше, чем 20–25 в нашей солнечной Башкирии», – вспоминал буровой мастер Нургали Исламгулов, в бригаде которого работал Степан Повх.
Для начала бурения потребовались оборудование, инструменты и вышки, которые не успели доставить в навигацию до Нижневартовска. Баржа застряла близ поселка Сайгатина, в 45 километрах от Сургута. Дождавшись зимника, буровики отправились за оборудованием.

Как пошла самотлорская нефть
Тридцать километров с запада на восток и пятьдесят с юга на север – такого гигантского месторождения геологи еще не видели. Специалисты оценили запасы Самотлора в семь с лишним миллиардов тонн нефти, извлекаемые – почти в три миллиарда. Начальник «Главтюменнефтегаза» Виктор Муравленко подписал приказ о вводе Самотлора в эксплуатацию в 1969 году.
Право пробурить первую эксплуатационную скважину на Самотлорском месторождении, входящем по запасам в десятку крупнейших в мире, было предоставлено молодой бригаде Степана Повха. В первый день буровая бригада прошла более двухсот метров. Бывали сутки, когда проходка не превышала 40–50 метров. Но они шли к цели. Гудела буровая, обросшая ледяными глыбами, крошился металл. «Бог создал землю, а дьявол – Самотлор», – любил повторять Повх.
Второго апреля первая промысловая скважина № 200 Самотлорского нефтяного месторождения была подключена к нефтесборной сети. Право открыть задвижку предоставили буровому мастеру Степану Повху и начальнику нефтепромысла Ивану Рынковому.
Самотлор во многом определил вектор развития страны.

Кстати
Из истории поиска. Впервые геологи в районе Самотлора появились еще в 1947 году: партия из Новосибирска проводила здесь геологическую съемку. В 1954 году в Нижневартовском районе завершилось бурение Покурской опорной скважины, проходка которой велась по заданию Министерства геологии СССР с целью выявления глубинного строения земных недр, а также поиска углеводородов. И хотя нефть в тот раз не обнаружили, зато получили информацию о геологическом разрезе территории.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх