Кто продлевает пожелтевший манифест, связав его с энергетикой?
Эти зимние дни на Потомаке — пора празднования двухвекового юбилея главного программного документа внешней политики США в Западном полушарии, предопределившего на долгий срок эволюцию доброй половины Земли. Доктрину, о которой идет речь, президент Соединенных Штатов Джеймс Монро обнародовал в виде своего седьмого по счету ежегодного послания конгрессу и народу страны. В документе, ставшем заявкой на региональную гегемонию североамериканского гиганта, сбросившего к тому времени оковы своей колониальной зависимости от Лондона совсем недавно, отмечалось, что никаким иным иностранным державам не дозволено претендовать на колонизацию любых частей Нового Света.
«Имперское» значение Доктрины Монро трудно переоценить. Представьте себе не то что взрослого человека, а даже школьника, спрашивающего: «Почему американцы вправе сохранять свое массированное военное присутствие в Европе или Азии, а европейцам и азиатам дорогу в Западное полушарие заказана?». Ответ был и остается только один: Доктрина Монро!
Остается с той разницей, что в XIX веке фактор многонационального влияния на просторах «обеих Америк» ощущался и впрямь «многовекторно». Колониализм Мадрида, хотя и потесненный освободительными движениями к югу от Рио-Гранде, все еще владел там некоторыми форпостами. Царская Россия сохраняла свои позиции на Аляске и в Калифорнии. Впереди было освобождение Мексики от французской имперской юрисдикции в 1865 году.
Однако к ХХ веку все эти факторы зарубежного вмешательства и соперничества «испарились». Но вот незадача: Доктрина Монро продолжала жить и здравствовать. Достаточно взять один лишь период после Второй мировой войны — и увидишь, как много агрессий и переворотов совершили к югу от своих границ сами же Соединенные Штаты или их ставленники.
Так, в 1954 году было свергнуто прогрессивное правительство Хакобо Арбенса в Гватемале. В 1961 году бригаду наемников наголову разбили защитники революционной Кубы. В 1965-м была развязана интервенция в Доминиканской Республике. В 1973-м увенчался воцарением диктатуры кровавый путч в чилийской столице Сантьяго. В 1983-м высадился десант Пентагона на карибском острове Гренада. В 1989-м грохотали воздушные бомбардировки Панамы, о разрушительной силе и последствиях которых мировая аудитория до сих пор не имеет достаточного представления…
…И вот теперь, когда по планете вовсю шагает уже XXI век, наиглавнейшей проблемой для адептов Доктрины Монро стал «вопрос вопросов»: где они — новые европейские или азиатские агрессоры, которые протянули бы в Латинскую Америку свои щупальца? Увы, таковых нет. Но зато есть иные, волне конструктивные факторы, проводники которых вовсе не хотят ни воевать в Западном полушарии, ни захватывать его, но все-таки поддерживают там свое вполне законное внешнеэкономическое и дипломатическое присутствие.
Вот и настало, как видно, время сразиться с ними, продлевая тем самым жизнь пожелтевшего доктринального документа, — решила депутат от республиканской партии в конгрессе США от штата Флорида — Мария Эльвира Салазар. Неутомимая сторонница широкого празднования 200-летия Доктрины Монро и инициатор специального законопроекта по этому поводу, она заявила, что «Китай, Россия и Иран пытаются вторгнуться в Западное полушарие». Каким же образом? Что касается злокозненного Пекина, то он коварно «банкротит» южноамериканские государства, жестко навязывая им энергетическую инфраструктуру(!). Делается это через строительство плотин и электростанций, ЛЭП, нефтяных терминалов, резервуаров и т.д.
Если в Центральной Азии, продолжает г-жа Салазар, КНР прокладывает маршрут своей инициативы «Один пояс, один путь» через якобы угнетенный «коммунистическим режимом» Синцзян, то в Андах энергетические и портовые мегапроекты с помощью китайских кредитов приведут якобы к закабалению простодушных южноамериканцев. «Что касается Китая, — пояснила законодательница свою мысль, — то единственным его желанием является проникновение (в испаноязычную Америку — Авт.) и превращение ее жителей в таких же рабов, какими стали по милости Поднебесной уйгуры. Учитывая такой подход китайцев к своим согражданам, как вы представляете себе: станет ли в чем-то лучше отношение КНР к перуанцам и эквадорцам?».
Подкрепляя дополнительными доводами эмоциональные высказывания из уст уроженки солнечной Флориды в стенах Капитолия, американские СМИ цитируют высказывания деятелей федеральной администрации, наделенных немалыми служебными полномочиями. Среди них — помощник госсекретаря США по энергетическим вопросам Джеффри Пайатт. Тот самый Пайатт, который недавно пообещал «задушить» российский проект по сжижению газа на Ямале — «Арктик СПГ-2». Так вот, относительно всего того, что именуется китайской топливно-сырьевой и долговой экспансией в Латинской Америке, — высокопоставленный дипломат рассуждает следующим образом:
«Необходимо укрепить глобальную энергобезопасность и противостоять попытке КНР создать экономически зависимые от нее территории на континенте, принуждая других к вовлечению в «Один пояс, один путь», а также в аналогичные инициативы». Говоря о своем турне по англоязычным странам Карибского бассейна, призванным в ближайшее время резко поднять экспорт собственных, а также транзитируемых углеводородов в США, г-н Пайатт высказался так: «В Латинской Америке и Карибском море именно Соединенные Штаты остаются избранным партнером. Это послание я все время слышал в ходе моей недавней поездки в Гайану, а также на Тринидад и Тобаго. Но в то же время мы видим, как Китайская Народная Республика нацелена на тот же материк ради инвестирования в сфере критически важных минералов, энергетических сетей и возобновляемых энергоносителей»…
…В общем, Латинская Америка в опасности. И да здравствует Доктрина Монро!
Павел Богомолов
Кандидат политических наук
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"
Материалов нет