ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Магнаты и харизматики

Продолжаем тему, начатую в материале «Ари по прозвищу «Грек» — рассказ о наиболее харизматичных фигурах нефтегазового бизнеса ХХ века.

Незаменимый Галуст

Как и папа Остапа Бендера, Галуст Гюльбенкян (1869-1955) был «турецкоподданным»: он родился, вырос и окончил школу в Константинополе (ныне – Стамбул). Получив в лондонском Kings College диплом инженера-нефтяника и пройдя стажировку в Баку, юный Галуст по поручению министра горнорудной промышленности Османской империи (!) начал изучать нефтяной потенциал Месопотамии (ныне — Ирак). С тех пор и на протяжении 60 лет Гюльбенкян был ключевой фигурой в освоении нефтяных богатств Ближнего и Среднего Востока, причем начал он эту работу с чистого листа (производственники говорят: «с нулевого цикла»). 

После открытия в 1908 году первой в этом регионе промышленной нефти (месторождение Масджид-Сулейман на юго-западе Персии/Ирана) геологоразведка территории активизировалась. Вскоре появился и эффективный инструмент работы – компания Turkish Petroleum Company, совместное предприятие Royal Dutch Shell, Anglo-Persian Oil Company (ныне – BP) и Deutsche Bank. Миноритарным акционером компании стал Гюльбенкян. 

После Первой мировой войны и распада Османской империи Turkish Petroleum была переименована в Iraq Petroleum Company (IPC) и пополнилась новыми серьезными акционерами — Compagnie Francaise des Petroles (ныне – Total) и Near East Development Corp. (консорциум крупнейших американских нефтяных компаний). В 1927 году в окрестностях североиракского города Киркук было открыто огромное месторождение Баба-Гургур с рекордными дебитами нефти. С учетом новых реалий акционерное соглашение было переписано и прибыли перераспределены. Тем не менее, Гюльбенкян был настолько незаменим, что его доля как акционера и бенефициария была сохранена.

Таким образом, к началу Второй Мировой войны в северном Ираке был создан полноценный нефтедобывающий кластер с трубопроводными выходами на средиземноморские экспортные терминалы в Триполи и Хайфе (там был построен еще и НПЗ). Это стало мощным драйвером развития иракской и всей ближневосточной нефтянки.

Материальный статус

Жан Пол Гетти (1892–1976) — основатель и владелец крупной нефтяной компании Getty Oil, которая на протяжении более 40 лет динамично поглощала и развивала нефтяные активы в США, Саудовской Аравии и Кувейте. В частности, весьма заметной сделкой было проведенное Getty Oil в 1966 году поглощение НПЗ и автозаправочных сетей, принадлежащих компании Tidewater Associated Oil (популярные бренды Tydol, Flying A, Veedol и Associated). В 1984 году Getty Oil была продана концерну Pennzoil (впоследствии вошел в состав Royal Dutch Shell); при этом попытавшаяся сорвать сделку Texaco, также претендовавшая на «лакомый кусок» (2,3 млрд баррелей доказанных запасов нефти), была вынуждена по решению суда заплатить 10,5 млрд долларов отступных, что стало крупнейшей исковой выплатой в истории американского гражданского судопроизводства.

Последний «осколок» некогда огромной нефтяной империи Getty Oil — сеть автозаправок на северо-востоке США под названием Getty Petroleum Marketing — купил в 2000 году ЛУКОЙЛ (через 11 лет эти активы были проданы финансовой компании Cambridge Securities).

Как видим, корпоративная история Getty Oil не очень впечатляет, но основания для включения Гетти в пантеон выдающихся нефтяников все-таки есть: последние 20 лет своей жизни Жан Пол официально считался самым богатым человеком на Земле. В 1968 году Гетти стал первым в мире долларовым миллиардером, а на момент смерти Жан Пола его состояние оценивалось в 6 млрд долларов (приблизительно 30 млрд долларов в нынешних ценах). 

Этот уникальный для того времени материальный статус, активно обсуждавшийся в медиа, немало способствовал росту инвестиционной привлекательности нефтяной промышленности как лучшего места, где «деньги делают деньги».

От Ленина до Каддафи

Самым известным в СССР американским капиталистом был Арманд Хаммер (1898–1990): он встречался с Лениным, получал концессии и крупные экспортные контракты, финансировал строительство в Советском Союзе целого ряда знаковых объектов, среди которых карандашная фабрика имени Сакко и Ванцетти, московский Центр международной торговли (его часто называют «Хаммер-центром»), «Тольяттиазот» (крупнейший в мире завод по производству аммиака), уникальный аммиакопровод Тольятти — Одесса, Вентспилсский припортовый завод и ряд других.

В «большую нефть» Хаммер пришел уже в пенсионном возрасте, в 1957 году, купив крупный пакет Occidental Petroleum и возглавив эту корпорацию. Дела Oxy (сокращенное название компании) сразу же резко пошли в гору — в 1961 году она открыла крупное месторождение Лэтроп в Калифорнии и приобрела несколько небольших нефтегазовых компаний в Перу, Венесуэле, Боливии, на Тринидаде и шельфе Северного моря, выйдя на весьма солидный по тем временам объем продаж — 700 млн долларов в год. 

Но главный куш ожидал Oxy в Ливии, где в 1965 году компания выиграла тендер на разработку двух перспективных участков в провинции Сирт. Через год Oxy открыла там огромное месторождение с запасами 3 млрд баррелей и назвала его в честь ливийского короля Идриса. Одна из продуктивных скважин выдала первоначальный суточный дебит в 75 тыс. баррелей — абсолютный мировой рекорд, почти впятеро превышающий киркукский, сорокалетней давности! 

Спустя еще год был построен 130-мильный трубопровод до побережья Средиземного моря и Oxy начала отгружать нефть в Европу в объеме более 800 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, всего за одно десятилетие Хаммер обеспечил вхождение ранее никому не известной Occidental Petroleum в престижный клуб крупнейших частных нефтяных компаний мира!

Увы, ливийская концессия оказалась недолговечной — пришедшая к власти в сентябре 1969 года военная хунта во главе с капитаном Муаммаром аль-Каддафи национализировала все иностранные нефтяные компании, включая и сверхприбыльную Oxy. Впрочем, бывалый Хаммер горевал недолго и активизировался в других регионах мира, где тоже добился успеха — в частности, в 1983 году Oxy открыла огромное месторождение Каньо Лимон в Колумбии, кардинально изменившее облик нефтяной индустрии в этой стране.

Но, пожалуй, главное нефтяное достижение Oxy и Хаммера, ее бессменного руководителя на протяжении 33 лет — развитие и внедрение технологий добычи сланцевой нефти, которой компания активно занимается с начала 70-х годов. Сегодня Oxy, добывающая в бассейне Permian (штаты Техас и Нью-Мексико, США) более 20 млн тонн сланцевой нефти в год — крупнейший в мире производитель нетрадиционных трудноизвлекаемых углеводородов.

К сожалению, Oxy вошла в летопись мировой нефтянки и событием с противоположным знаком: 6 июля 1988 года на принадлежащей компании добывающей платформе Piper Alpha в британском секторе Северного моря произошла крупнейшая в истории отрасли катастрофа — в результате утечки газа и последующего взрыва и пожара погибли 167 человек. 

Григорий Волчек

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"

Материалов нет

Наверх