ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Недоинвестирование как стратегия

Недостаток инвестиций в нефтегазовые проекты — одна из причин высоких цен на сырьевые товары, что может привести к дальнейшей диверсификации топливно-энергетического баланса и отказу со стороны потребителей от наиболее дорогих поставок. По информации OilPrice, в прошлом году инвестиции в новые проекты в нефтегазовой промышленности упали до самого низкого уровня за 15 лет, составив 350 млрд долларов. Поскольку мир продолжает борьбу с пандемией, а мировая энергетика под давлением климатического регулирования идет по пути энергетического перехода — добывающие компании все активнее инвестируют в проекты электрификации и ВИЭ, вполне правомерен вопрос о дальнейших трендах вложений в разведку и добычу новых запасов нефти и газа.

По информации Wood Mackenzie, до конца 2021 г. будут приняты окончательные инвестиционные решения для 26 новых проектов в области разведки и разработки традиционной нефти и газа. Реализация этих проектов потребует привлечения инвестиций на уровне 110 млрд долларов, что позволит поставить на баланс и освоить около 27 млрд баррелей н. э. в запасах. Более 50% из них приходится на природный газ. Крупнейший проект этого года компании Qatar Petroleum нацелен на рост добычи на Северном месторождении и быстром увеличении производства сжиженного природного газа.

Как отмечают аналитики Wood Mac, примерно десятая часть проектов, ожидающих принятия окончательного инвестиционного решения в этом году, относится к глубоководной добыче, а большая часть приходится на смесь морских и береговых проектов. Например, производство газа на шельфе и строительство завода по сжижению природного газа. Wood Mackenzie отмечает отсутствие каких-либо гарантий того, что значительная часть из этих проектов получит одобрение и когда-либо будет реализована. Главные причины: плохая экономика их реализации — низкая норма прибыли при значительных капзатратах, климатическое регулирование — высокая углеродоемкость, а также политический контекст — меры госрегулирования, принимаемые сегодня в большинстве стран мира.     

Компании сегодня делают ставку на проекты с коротким сроком окупаемости. В случае нефти, хороший пример Гайана — быстро разведанные огромные запасы на глубоководном шельфе, стремительное (по меркам отрасли) начало промышленной добычи с помощью мощных плавучих установок, с которых нефть отгружается прямо на танкеры и идет на экспорт. Да, это дорогие проекты, с дорогой нефтью. Но альтернатива сегодня это только освоение зрелых месторождений в традиционных регионах добычи мира. Это относительно дешевые проекты, не требующие строительства с нуля инфраструктуры, но с каждым годом разработка таких ресурсов нуждается в использовании недешевых методов повышения нефтеотдачи. Постепенная электромобилизация мира — отличная альтернатива в таких условиях. Тогда как нефть будет необходима нефтехимической отрасли, этот спрос может быть лишь частично сокращен за счет технологий вторичной переработки. Нефтепродукты потребуются в технологически отсталых и бедных государствах, чье население не сможет позволить себе быстро перейти на электромобили. 

Согласно оценкам Wood Mac, в этом году ожидается принятие окончательных инвестиционных решений для шести крупномасштабных проектов производства сжиженного природного газа. Сроки окупаемости этих СПГ-проектов варьируются от 10 до 15 лет, все они требуют огромных предварительных вложений, тогда как для получения первой прибыли потребуются годы…      

Что не так с газовым бизнесом? Разработка огромных и дешевых запасов природного газа — это очень хорошая стратегия для добывающих компаний. Но в условиях климатического регулирования — это плохая экономика у его потребителей, поскольку большая часть объемов выбросов углекислого газа придется именно на них, на конечное потребление. Этим электро- и теплоэнергетическим компаниям рано или поздно придется платить за эти выбросы. Национальные правительства сегодня видят в таких сборах помимо борьбы с климатическими изменениями еще и отличный источник пополнения пошатнувшихся в период эпидемии госбюджетов. Что заставит эти энергетические компании делать выбор в пользу, как правило, импортируемого газа, сопряженного с выплатами за выбросы углекислого газа, а не развития на внутреннем рынке дешевеющих технологий возобновляемых источников энергии, которые не нужно закупать у импортеров?

Таким образом, мы видим главные причины отсутствия желания у компаний вкладывать в новые нефтегазовые проекты, а сосредоточится на уже осваиваемых, за которые сейчас можно получить максимальную прибыль. Главные инвестиционные битвы идут сегодня на финансовых рынках нефти и газа. Тогда как добывающие гиганты по всему миру сражаются за участки, на которых можно реализовать проект в возобновляемой энергетике.  

Мария Кутузова

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"

Материалов нет

Наверх