Соединенные Штаты - третий по величине экспортер СПГ в мире - активно используют природный газ, преобразованный в сжиженный природный газ (СПГ) из сланцевых месторождений Техаса, Северной Дакоты и Пенсильвании, в качестве новой "мягкой силы" для достижения своих геополитических, дипломатических и экономических целей в Европе, Азии и на Ближнем Востоке.
Эксперты давно говорят, что в сегодняшнем мире страны с большими запасами природного газа могут фундаментально изменить свою судьбу, решить свои внешнеполитические задачи, а также реализовать инициативы в области национальной безопасности без развертывания вооруженных сил. Экономика энергетики обгоняет военную значимость, так как все страны нуждаются в электрогенерации и стабильных энергоресурсах, которые легко транспортируются и минимально или вообще не загрязняют окружающую среду. Все это предоставляет в полном объеме природный газ и производный от него СПГ, отмечает The National Interest. Европа во главе с Германией - то место, где "мягкая сила" СПГ меняет динамику всего континента. В первой половине 2019 г., по данным Управления энергетической информации США, "примерно 40% экспорта американского СПГ поступило в Европу, а в январе Европа впервые обогнала Азию и стала крупнейшим покупателем американского СПГ".
Объемы производства СПГ по странам
Это целенаправленное использование "мягкой силы" против Германии, которая, как известно, поддерживает возводимой Россией газопровод "Северный поток-2", против которого активно выступают Соединенные Штаты и ряд европейских стран. Американский СПГ в Европе Вашингтон может также использовать против Турции в качестве сдерживающего фактора в связи с решением Анкары купить российскую зенитную систему С-400, несмотря на протесты НАТО. Сжиженный газ может стать средством устрашения и в связи с незаконной добычей углеводородов турецкими компаниями у побережья Кипра, что в самой резкой форме осуждает не только Никосия, но и недавно избранное греческое правительство. "Мягкая сила" СПГ (принуждение и дипломатические решения без единого выстрела или введения жестких санкций) предоставляет сегодня такие возможности, о которых трудно было мечтать во время "холодной войны", когда Соединенные Штаты и Запад боролись с СССР за глобальное влияние. Использование нефти и природного газа в качестве оружия в противостоянии с Россией началось в 2009 г., когда США впервые обошли Россию по объемам добычи природного газа. Российские компании, находящиеся под сильным влиянием Кремля, получили сильный удар, а это, по мнению Вашингтона, означало, что ни "Роснефть", ни "Газпром" больше не могли манипулировать ценами в Центральной Азии, Восточной и Западной Европе. Так, например, этим летом первая партия СПГ прибыла в польский грузовой терминал имени президента Леха Качиньского в Свиноуйсьце благодаря усилиям польской PGNiG и американского поставщика СПГ Cheniere Energy. В рамках подписанного в ноябре 2018 г. контракта в ближайшие 24 года в Польшу будет поставлено около 39 млрд куб. м природного газа из США. Ископаемое топливо, в первую очередь природный газ и/или СПГ, будет находиться на переднем крае, когда дело касается "мягкой силы", национальной безопасности и устойчивого экономического роста для развитых и развивающихся стран. На рынок природного газа, как никогда раньше, влияют энергетические решения США, отчасти из-за того, что Вашингтон ведет торговую войну с Китаем и продолжает давить на Иран. Доминирование происходит также из-за того, что импорт нефти и природного газа в США стабилизировался или снизился, в то время как экспорт американского СПГ на мировой энергетический рынок стремительно увеличивается. Это уравновешивает мировой рынок СПГ, обеспечивает стабильность, развивает международную торговлю и не позволяет России, Китаю и Ирану использовать свои энергетические активы в качестве рычагов давления. СПГ не дает вспыхнуть крупным войнам в мире, что делает сжиженный газ чрезвычайно важным энергоносителем для человечества не только с экономической, но и геополитической точки зрения.