ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

03 июля 2019 г. в Общественной палате РФ президент НАНГС Виктор Хайков в ходе заседания подгруппы "Промышленный экспорт" рабочей группы Государственного совета РФ по направлению "Промышленность" предложил ряд улучшений в господдержке промышленного экспорта Избранное

3 июля в Общественной палате РФ состоялось второе заседание подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Промышленность».

Губернатор Калининградской области, руководитель подгруппы Антон Алиханов рассказал о первых результатах работы подгруппы. Прежде всего это подготовка предложений ведущих деловых объединений и субъектов РФ в адрес федеральных ведомств для корректировки и изменений действующих нормативно-правовых актов. По его словам, эти предложения касаются необходимости либерализации требований постановления Правительства РФ о господдержке промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности; ускорения рассмотрения вопроса об онлайн-продажах ювелирных изделий; подготовки законопроекта о налоговом капитале и целого ряда других вопросов.

«Мы надеемся на продолжение этой работы, в частности, сегодня будем работать в формате свободного микрофона, и у каждого есть возможность высказать свои мнения и предложения», — объявил он.

«Есть национальный проект “Кооперация и экспорт”, и во многом решения, которые будут вырабатываться здесь, станут основой доклада на заседании Госсовета и подготовки перечня поручений Президента», — поддержал коллегу первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев

Директор объединенной компании «РУСАЛ» по работе с естественными монополиями Максим Балашов затронул проблему установления долгосрочных тарифов на электроэнергию — вопрос актуальный для всех отраслей металлургии. Россия, говорит он, проигрывает практически всем мировым производителям по стоимости электроэнергии, а учитывая, что промышленность отдает значительное количество средств на развитие инфраструктуры, экспортеры — участники нацпроекта могли бы претендовать на поддержку из тех 10 триллионов рублей, которые выделяются в рамках нацпроектов направления «Экономический рост». Но при этом принимаемые меры должны быть адресные, рассчитанные прежде всего для энергоемких потребителей. Это должен быть подтвержденный экспортер, с подтвержденным уровнем экспорта, подчеркивает Балашов.

«Необходимо нормативно закрепить принцип отнесения к тому или иному виду продукции. Это бы способствовало повышению прозрачности политики поддержки экспорта, — убеждена Ирина Макаревич, директор по промышленной политике управления экономической политики и конкурентоспособности Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей». — Кроме того, нужно убирать барьеры в таможенной сфере, ведь один из важнейших факторов конкурентоспособности экспорта — скорость выпуска товаров. Пора модернизировать таможенную инфраструктуру и продумать отдельные преференции для высокотехнологичной продукции, например открытие специализированных окон для выпуска такой продукции за рубеж», — предлагает она.

Президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса, член подгруппы Виктор Хайков в ходе заседания сделал ряд предложений по качественному развитию системы государственной поддержки российского промышленного экспорта:

  1. Повторно заявлено о том, что в первую очередь необходимо поддерживать и максимально содействовать развитию именно высокотехнологичной продукции, например - машиностроения и высоких переделов. Именно они дают более высокие добавленную стоимость и мультипликативный эффект для нашей экономики, развитие смежных отраслей, технологий, науки и т.д.
    1. В связи с этим необходимо пересмотреть критерии несырьевого и неэнергетического экспорта (ННЭ) в части высокотехнологичной продукции, сейчас в неё входит много не высокотехнологичной продукции, а зачастую и просто промышленное сырье. Таким образом, данная продукция забирает на себя значительную долю ресурсов на господдержку высокотехнологичного экспорта и реальной высокотехнологичной продукции остается меньше средств.
    2. В нацпроекте по экспорту необходимо дифференцировать показатели объемов экспорта по степени технологичности продукции. Наиболее технологичная должна быть наиболее приоритетной во всем и в том числе ключевой для отчетности руководству страны. Сейчас ответственные органы власти и институты развития обычно говорят о достижения общих показателей динамики в целом по ННЭ. Но если посмотреть на структуру ННЭ, то из 25 самых объемных по экспорту товарных групп только 2-3 позиции являются продукцией машиностроения, все остальное - фактически "промышленное сырье", за счет которого и достигаются показатели по ННЭ, о которых и отчитываются. Но это не ведет к критически важному структурному изменению экономики.
  2. По Корпоративным программам повышения конкурентоспособности (КППК) всё крайне неоднозначно. Фактически с помощью КППК поддерживаются только существующие экспортеры (указаны выше), произошло отсечение от поддержки новых и перспективных экспортеров.
    1. Срок подачи заявок на КППК завершен. Те компании, кто решит в ближайшее время выходить на внешние рынки уже не смогут податься на КППК. Это совершенно нелогично, если мы говорим о повышении экспорта и необходимости вывода новых компаний на внешние рынки! Необходимо давать возможность заявляться хотя бы раз в год. Сейчас в стране экспортом занимается всего пару процентов от бизнеса.
    2. Критерии КППК по доле экспорта в выручке предприятия слишком высокие и в большинстве своем невыполнимые, тем более для новых экспортеров. Некоторые могут завышать показатели для получения поддержки, а потом из-за их невыполнения будут нести ответственность.
    3. Даже при согласовании КППК органом власти, производителю могут и не дать кредит по КППК в банке, но обязательства по КППК производитель на себя уже принял.
    4. Многие крупные производители не заявились по КППК потому, что финансирование по КППК оказывается именно производителю, но по объективным причинам производитель организует продажу своей продукции исключительно через свой же торговый дом, которым и заключаются экспортные контракты. Подобное ограничение необходимо устранить.
  3. Защита интеллектуальных прав наших компаний за рубежом. Преимущественно в Китае, но не только. Ситуация недопустимая - компании участвуют в выставках, организуют договорную работу по выходу на рынок, а в момент начала поставок оказывается, что её торговые марки уже зарегистрированы китайской компанией и продавать свою продукцию в Китае она из-за этого не может! Только в июне стало широко известно о подобной ситуации с целым рядом наших "молочников". Но это же далеко не первый случай в практике Российского экспортного центра, а ведь они сопровождали данный процесс. Подобное недопустимо!
    1. Необходимо разработать пошаговые руководства по предупредительной защите своих интересов экспортеру при самом начале работы на внешних рынках (и они даже вроде бы где-то есть на их сайте).
    2. В обязательном порядке ознакамливать с этим руководством и предупреждать о всех рисках предприятия, обращающиеся в РЭЦ за поддержкой с самого начала работы и на каждых важных этапах. Простая отсылка, что "мол у нас на сайте ведь была информация, почему не посмотрели", должна быть исключена. Подавляющее большинство начинающих экспортеров надо учить экспортной деятельности как детей в первом классе.

О результатах состоявшейся накануне стратегической сессии Российского экспортного центра (РЭЦ) по вопросам разработки второго регуляторного пакета мер по поддержке экспорта рассказал директор по консультационной поддержке экспортеров акционерного общества «Российский экспортный центр» Андрей Мезенцев.

«Вырисовался отраслевой характер предлагаемых мер, кроме того, сформировался разный запрос от крупного и малого бизнеса. Крупный заинтересован в транспортной и логистической поддержке, в частности масштабировании программы поддержки затрат на перевозку продукции и увеличении объема поставляемой продукции. Малый бизнес больше сконцентрирован на решении технических вопросов, преодолении административных барьеров и выполнении регуляторных требований», — поделился эксперт, добавив, что предложения бизнеса по мерам поддержки экспорта будут направлены в правительство.

Антон Алиханов считает, что проблемы крупных предприятий носят не финансовый характер, т.к. и без поддержки государства они твердо стоят на ногах. Сосредоточить усилия, в том числе и в виде финансовой поддержки надо не на увеличении объемов производства действующих предприятий, а на создании новых экспортеров, поддержке компании, которые никогда экспортом раньше не занимались: «Надо разделять виды экспортеров, виды их проблем и виды помощи, а не аллоцироваться вокруг действующих экспортеров. Ни о каком прорыве в этом случае говорить не приходится».

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Новости Ассоциации"

Материалов нет

Наверх