ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

13 июля 2016 г. на "ИННОПРОМе" Виктор Хайков обратил внимание на необходимость скорейшего создания испытательных полигонов для нефтегазовых технологий

Отраслевые и корпоративные венчурные фонды (КВФ) являются важными инструментами развития технологической экономики. Не случайно КВФ сегодня занимают четверть рынка и по объему, и по количеству сделок. Одни из них направлены на широкий скаутинг, поиск решений и новых направлений развития своих компаний, и они, как правило, инвестируют на ранних стадиях. Другие — крупные — фонды вовлекают в компанию не только инновационные продукты, но и команды, которые эти продукты создают. «Практически все крупные компании понимают, что если они не будут прививать предпринимательский дух и обновлять команду лидерами технологических проектов, они выпадут из истории», — отмечает Евгений Кузнецов.

Для некоторых компаний КВФ оказывается способом кардинально сменить свою нишу. «Причем обновление компании и продуктовой линейки возможно не только в “продвинутом” бизнесе, — рассказывает исполняющий обязанности директора РВК. — Известный кейс — голландская DSM. Это была государственная угольная компания, она за 15 лет совершила полный сдвиг по своему основному продукту с угледобычи и углехимии в фармацевтику и пищевые добавки. Сейчас это прибыльная бурно развивающаяся компания. Основу успеха составляли корпоративный венчурный фонд и политика компании по поиску новых “ядер” бизнеса, которые можно было купить, интегрировать — и сделать из этого развивающийся сегмент. За 7 лет доля фармацевтики в компании из 2, 5, 7% превратилась в более чем 50%. Вот как меняются компании и что может сделать КВФ», — констатирует Евгений Кузнецов. Он убежден, что для России этот пример показателен.

Как эта модель может работать в нашей стране, обсудили участники дискуссии «Отраслевые и корпоративные венчурные фонды – бизнес на пути развития промышленности» на «Иннопроме-2016».

Алексей Кулапин, директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго, уверен, что топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) необходим отраслевой венчурный фонд, так как он мог бы решить несколько проблем, с которыми сталкиваются предприятия отрасли при введении инноваций. Первая проблема — дезинтеграция инструментов, которые сейчас направлены на развитие инноваций. Еще одна проблема заключается в том, что часто предприятия в рамках Программы инновационного развития компаний с госучастием финансируют аналогичные разработки. Наконец, главная, по мнению Алексея Кулапина, проблема, которую может решить отраслевой венчурный фонд, — это риски при апробировании инновационных технологий и продуктов. «Когда мы говорим о внедрении новых решений, особенно, если речь идет о малом бизнесе, зачастую цена апробирования этой инновации очень высока, — говорит Алексей Кулапин. — Например, появляется малое инновационное предприятие, которое предлагает технологию горизонтально направленного бурения с высокой эффективностью. Допустим, цена оборудования — 1 млн рублей, а цена пилотного эксперимента на конкретной скважине — 50-60 млн рублей. Эти риски должны брать на себя отраслевые фонды, а компании должны получать от фондов готовые решения. Такие фонды в ТЭКе должны быть, мы над этим работаем с коллегами из РВК и с Роснано», — резюмирует представитель Минэнерго.

О специфике КВФ Евгений Кузнецов предложил рассказать директору по венчурным инвестициям венчурного фонда «Лидер-инновации» Константину Надененко. «КВФ должны быть нацелены на то, чтобы закрывать разрыв между инновацией, которая уже возникла, и внедрением ее в производственную деятельность, — уверен Константин Надененко. — Наш опыт и опыт коллег по цеху показывает, что, например, в промышленности новое решение, даже уже существующее на этапе готовых прототипов, внедрить в производственные программы довольно сложно. Компания может понести издержки при внедрении инновации, которые несопоставимы с потенциальным эффектом от этой инновации. И когда КВФ инвестирует такие расходы, она должна получать и свою долю в апсайде, если он возникает». Как сделать российские компании более открытыми инновациям? Константин Надененко посоветовал тем, кто разрабатывает решения, более трезво оценивать потенциальные выгоды корпорации от его внедрения. Но инновации — это «дорога с двухсторонним движением», поэтому важно не только предложение со стороны разработчиков, но и целеполагание самой корпорации. «Если цель — повышение эффективности, то система работает. И пример угольной компании, с которого началась наша дискуссия, показывает, что компания изменилась не под влиянием инновации, а потому что приняла решение меняться. И уже когда такое решение было принято, то и каждая инновация попадала на благодатную почву и вырастала».

Бернд Хайнрикс, управляющий директор Cisco по продажам IoT-решений в регионе EMEAR (Европа, Средний Восток, Африка, Россия), рассказал о том, почему Cisco — один из крупнейших корпоративных инвесторов в мире — недавно решила создать свой венчурный фонд посевных инвестиций. По его словам, до 40% продаж Cisco происходит благодаря партнерству с предприятиями по всему миру или приобретениям других компаний. Что касается инвестиций, то для Cisco это способ не только обеспечить технологиями свои ключевые продукты, но и узнавать, что происходит на рынках, и поддержать расширение своего географического присутствия. «До настоящего момента мы делали инвестиции на поздних стадиях. Но чтобы не исчезнуть в течение ближайших 5 лет, нам надо полностью поменяться, надо ускоряться, инвестировать на ранних стадиях, и делать это глобально. Поэтому мы организовали специальный фонд для инвестиций на стадии посева», — рассказал Бернд Хайнрикс.

В чем особенность работы этого фонда? «Если вы стартап, и мы хотим инвестировать в вас, у нас нет 6 месяцев, нам нужно за две недели решить, имеет ли смысл инвестировать в вас деньги, понять, что вы — с нашими деньгами, но независимо от нас — добьетесь успеха. Если мы об этом договорились, то мы продолжаем взаимоотношения и уже через 6 месяцев хотим вывести на рынок новое решение. Это обязательное требование фонда, — подчеркивает Бернд Хайнрикс. — Это позволяет быть гибким и быстрым на новом глобальном рынке, который может нас убить, может убить целые отрасли, если мы не будем меняться».

В ходе обсуждения вопросов внедрения инновационной продукции, с которыми сталкиваются разработчики и поддерживающие их венчурные фонды, президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков обратил внимание на мировую практику создания государственных полигонов для апробации нового оборудования и технологий. Например, в США полигоны для нефтегазовых технологий были созданы государством. Полигоны позволяют решать проблему нежелания добывающих компаний принимать на опытно-промышленные испытания новых разработок в виду высоких технологических рисков. Государство, создавая полигоны, будет способствовать более инновационному развитию экономики страны и повышению её конкурентоспособности на мировом рынке. В условиях высокой зависимости от ряда иностранных нефтегазовых технологий и их критичности для стабильности процессов нефтегазодобычи, государству необходимо в сжатые сроки создавать подобные полигоны.

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Новости Ассоциации"

Материалов нет

Наверх