29 октября 2018 г. в ИМЭМО РАН президент НАНГС принял участие в дискуссии "Новые санкции США против России: точка невозврата?"
В Национальном исследовательском институте мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук состоялся семинар "Новые санкции США против России: точка невозврата?".
В 2018 году Соединенные Штаты Америки ввели очередные санкции против Российской Федерации. В ноябре ожидается принятие второго пакета ограничительных мер. В преддверии его вступления в силу в экспертном сообществе активизировались дискуссии о возможном пересечении «красной черты» в российско-американских отношениях. Однако действительно ли новые антироссийские санкции будут представлять собой точку невозврата или это очередной недружественный шаг со стороны Вашингтона, который не окажет значительного влияния на существующую ситуацию?
Свое видение проблемы представили кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Алексей Портанский, академик РАН, научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов, доктор исторических наук, директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов и Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников во время семинара “Новые санкции США против России: точка невозврата?”. Мероприятие состоялось в ИМЭМО РАН и прошло по правилам Chatham House. В связи с этим экспертные оценки приведены без указания имен авторов.
Современное состояние международных отношений обладает рядом особенностей. Одной из них является новый формирующийся миропорядок. По мнению экспертов, сегодня ярко выраженной биполярной конфронтации нет, но отсутствует и ярко выраженная однополярность. В связи с этим, можно говорить о формировании полицентризма, который вызван, помимо других факторов, повышенной внешнеполитической активностью различных центров силы, прежде всего, государств. В рамках полицентризма формируются биполярности, наиболее яркие из которых – США и Китай, США и Россия. Однако, по мнению экспертов, они не носят глобальный характер, как это было во времена «холодной войны». Тем не менее, было отмечено, что тенденции к этому есть. Они могут развиться, а могут быть и немного приглушены. Все зависит от того, как пойдет формирование внутри полицентричных биполярностей. Другая важная особенность, это рост хаотичности и рисков в мире, поскольку увеличилось количество центров силы, возросла их активность. В связи с этим усложнилась структура мироустройства, в которой каждый проявляет себя по-разному.
Говоря о примерах расхождений в политических курсах государств, эксперты отметили, что существует неразрешимая дилемма: России необходим самостоятельный суверенный внешнеполитический курс, необходимо соблюдать достоинство, возродить свое величие, вести собственную геополитическую линию, формировать и отстаивать свои геополитические интересы, при этом она вынуждена строить отношения партнерства с США, которые давно ведут политику глобального доминирования.
Однако помимо различий и противоречий в политической деятельности Москвы и Вашингтона есть и схожие черты. Например, было выражено экспертное мнение, что от лидеров России и США исходит вызов сложившемуся привычному порядку вещей в мировой политике. Обе страны стремятся изменить ситуацию в международных отношениях.
Говоря о российско-американском противостоянии в условиях санкционного режима, часто утверждают, что идет новая «холодная война». Эта точка зрения подтверждается экспертным мнением. Было отмечено, что между Москвой и Вашингтоном существует конфронтация с тенденцией перерастания в глобальную. По мнению экспертов, она нерегулируема, и уже ведется без правил.
При этом было подчеркнуто, что чертами «холодной войны 2.0» являются:
¾ разгул пропаганды: все стереотипы прошлой «холодной войны» возрождены;
¾ отсутствие нормального политического диалога;
¾ новая гонка вооружений и разрушение системы контроля над вооружениями, то есть правил соперничества, например, прекратил существование Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), находится под вопросом существование Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) и Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3);
¾ экономическая война, включающая в себя санкции в условиях нарушения принципов международного права.
С точки зрения Соединенных Штатов Америки, экономические санкции – это наиболее эффективный инструмент воздействия на политику Российской Федерации, направленный на принуждение к выполнению международных обязательств и соблюдению определённых правил, изменение внешней политики других акторов на мировой арене, смена власти и режима в различных странах. Напротив, по мнению России, санкции являются инструментом нормативно и этически неприемлемым для решения политических задач.
Одним из наглядных примеров использования санкций в качестве внешнеполитического инструмента являются очередные новые ограничительные меры, принятые в 2018 году Вашингтоном против Москвы.
17 августа в Соединенных Штатах Америки вступил в силу первый пакет антироссийских санкций. Он включает в себя следующие меры:
- запрет на предоставление любого содействия России, за исключением срочной гуманитарной помощи;
- запрет экспорта вооружения и продукции двойного назначения;
- отказ от выдачи Москве любых кредитов, кредитных гарантий;
- отказ от предоставления финансовой помощи со стороны любого департамента, государственного агентства или других американских ведомств, включая Экспортно-импортный банк США.
Ограничительные меры будут действовать в течение одного года с возможностью продления. При этом они не затрагивают экспорт и реэкспорт продукции и технологий, необходимых для сотрудничества в космосе, коммерческих космических запусков и обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
Второй пакет санкций, который американский конгресс будет рассматривать в ноябре и который, вероятно, вступит в силу, предусматривает существенное снижение уровня двусторонних дипломатических отношений или даже их полную приостановку, почти полный запрет экспорта в Россию американских товаров и импорта Соединенными Штатами российских товаров, блокирование Вашингтоном кредитов Москве по линии международных финансовых организаций, приостановку полетов в США государственной авиакомпании "Аэрофлот" и другие меры.
Объясняя причины введения антироссийских санкций, эксперты отметили, что современная Россия воспринимается на Западе как страна, которая проводит провокационную внешнюю политику с тем, чтобы пересмотреть те позиции в мире, которые она занимает. Она пытается защитить собственные геополитические интересы, инициировать интеграционные процессы и создать альтернативные финансовые системы. Это является вызовом Западу и, в частности, США. На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки –доминирующая в мире сверхдержава. Несмотря на то, что их возможности снижаются, «списывать со счетов» Вашингтон рано. В этих условиях, Россия бросила вызов Соединенным Штатам, американской исключительности, их глобальному доминированию. В связи с этим они реагируют на «провокацию», вводя очередные новые антироссийские санкции.
Оценивая роль санкций во внешней политике Вашингтона, эксперты отмечают, что они являются протекционистскими. Яркой иллюстрацией является решение США инвестировать только в проекты с минимальным российским участием. Норма содержится в новых законодательных актах, в частности, в пакете санкций, который был принят летом 2017 года.
Какое же влияние оказывают Западные санкции на экономику России? Было выражено мнение, что на сегодняшний день в условиях введения новых ограничительных мер макроэкономическая и политическая стабильность в стране не была нарушена. Основные политические цели, которые преследовал Запад, не достигнуты. Тем не менее, санкции наносят ущерб, который со временем, вероятно, может возрасти. Уже сегодня они нанесли заметный экономический вред Российской Федерации. Пострадали торговля, работоспособность компаний, а также снизилась инвестиционная привлекательность страны. Санкции усилили негативное влияние сырьевой конъюнктуры экономики, затормозив и без того вялый рост. По оценке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отток частного капитала из России в 2018 году будет на 20 миллиардов больше, чем предполагалось. Более того, экономисты ожидают снижение экспорта. Отмечается также и рост пессимизма предпринимателей. Одной из причин является введение санкций Министерством финансов США в отношении ряда российских компаний. Было также подчеркнуто, что и так короткий горизонт планирования бизнес-деятельности сократился из-за санкций, из-за неопределенности законодательной власти. Кроме того, неизвестно: какие страны и компании последуют рекомендациям Вашингтона.
Экономические последствия существуют, и они серьезные. Санкции будут снижать конкурентоспособность России, ее долгосрочные темпы роста. По словам экспертов, в дальнейшем экономическая ситуация в России может усугубиться.
Ограничительные меры оказывают воздействие не только на экономику страны, но так же и на политику. Говоря об этом, эксперты подчеркнули, что в современном мире очень часто санкции не достигают своих политических целей, не способны в краткосрочном периоде изменить внутренний режим в стране. По их мнению, если это и происходит, то не быстро, на это уходят десятилетия. В настоящее время санкции повлияли на то, чтобы политическая элита России задумалась над тем, что случилось, в частности, о цене политики, которую страна стала проводить в последние годы. Благодаря санкциям, по словам экспертов, внешняя политика Российской Федерации стала более осмотрительной, вдумчивой. При этом было отмечено, что ограничительные меры крайне редко становятся эффективными инструментами внешней политики.
Анализируя отношение россиян к санкциям, эксперты подчеркнули, что оно противоречиво и быстро меняется. При этом общественное мнение блокирует негативные новости. Так, после введения антироссийских санкций произошла консолидация общественного мнения, которое не считает, что рестрикции направлены исключительно против отдельных персоналий, секторов, олигархизированной экономики. Распространено мнение, что санкции введены против России в целом, против всех россиян. При этом пик негативного отношения к Западу пришелся на 2014 год. В то же самое время россияне признавали действие санкций на свое социально-экономическое самочувствие. Однако ухудшения отношения к власти не произошло.
Сейчас ситуация изменилась. Россияне чаще начали высказывать мнение, что необходимо настраиваться на жизнь в условиях санкций. Одновременно с этим нужно каким-то образом нормализовывать отношения со странами Запада. Мобилизационный эффект от санкций стал ослабевать. Объединяющего эффекта, патриотической реакции в ближайшей перспективе эксперты не прогнозируют. По их мнению, эмоциональный эффект от ограничительных мер исчерпан.
Учитывая, что санкции затрагивают не только экономическую и политическую деятельность государства, но также оказывают значительное влияние и на общество, эксперты отметили, что любая внешнеполитическая трудность влияет на усиление гомогенных процессов внутри российского общества. С общественной, социальной, политической точки зрения, Россия будет становиться гомогенной страной, где будет дальше развиваться тенденция к укреплению личной власти.
Говоря о новом раунде санкций, было подчеркнуто их ужесточение. Эксперты отметили, что второй пакет рестрикций, который может быть принят, включает в себя довольно серьезные меры, способные оказать негативное воздействие на российскую экономику, но ситуация кардинально не изменится. Было также выражено мнение, что в долгосрочной перспективе Россия будет все сильнее чувствовать себя отрезанной от современных технологий, от обмена ими из-за ограничительных мер.
Эксперты подчеркнули, что в обозримом будущем перспектива радикального отказа от использования ограничительных мер во внешней политике отсутствует. Санкции стали политическим орудием. В частности, было выражено мнение, что изменение негативных трендов в российско-американских отношениях вряд ли возможно. Антироссийские санкции сохранятся. Однако российский ответ на них не должен делать акцент на разрыве связей с США.
В условиях российско-американской конфронтации сложно рассчитывать на то, что будет успешно развиваться современная рыночная экономика, демократические и политические институты в России. В то же самое время существующие тенденции в условиях санкций носят долговременный характер.
При этом обсуждаемые ограничительные меры не являются точкой невозврата. Эксперты отметили, что ключевая проблема заключается в возможности прекращения договоров РСМД и СНВ-3. Было высказано мнение, что это может стать пересечением «красной черты», которое способно привести к совершенно новой военной ситуации в многополюсном мире. «Полное разрушение правил игры – самое опасное, что может произойти в современных международных отношениях»,- подчеркнули эксперты.
По мнению экспертов, необходимо также и сохранять связи мирового бизнеса, университетов, НКО, исследовательских центров и экспертных организаций. Видится необходимым усиливать межпарламентские связи. Было отмечено, что важно пытаться оспаривать антироссийские санкции, например, через уже созданные механизмы, такие как OFAC (департамент Минфина США по контролю за иностранными активами), а для этого нужна очень серьезная экспертная подготовка.
В дискуссии принял участие президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков, который рассказал о влиянии санкций на нефтегазовый комплекс.
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Новости Ассоциации"
Материалов нет