ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,37 0,10
EUR 99,53 -0,18
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Рекорды и реалии газового рынка

О положении «Газпрома» на газовом рынке Европы и о перспективах развития взаимоотношений с ЕС в интервью «НиК» рассказала Екатерина Орлова, заведующая сектором «Газовые рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов.

Европейский рынок традиционно является основным направлением поставок российского газа. По итогам прошлого года доля «Газпрома» на газовом рынке Европы выросла до 35%. Компания бьет советские рекорды по объемам поставок. На ближайшие годы запланирована реализация двух крупнейших трубопроводных проектов – «Северного потока-2» и «Турецкого потока». У обоих одна и та же цель – обойти территорию Украины как страны-транзитера.

«НиК» обсудил положение дел в этом направлении с Екатериной Орловой, заведующей сектором «Газовые рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов.

«НиК»: «Газпром» сообщает об очередных рекордах поставок. Что стало причиной увеличения экспорта? В каких направлениях отмечен рост?

– Компания начиная с 21 февраля день за днем обновляла рекордные показатели суточного объема экспорта российского газа в дальнее зарубежье. 28 февраля экспорт достиг 695,1 млн м3 газа в сутки против 635 млн м3 годом ранее. Увеличение потребления газа почти во всех европейских странах обеспечило резкое ухудшение погодных условий. В большинстве стран Европы температура снизилась с +10℃ до –2℃, прошли сильные снегопады. Стоит обратить внимание, что в 2017 году в это же время погода тоже была холодной, но столь резких температурных изменений не наблюдалось, цена газа на европейский хабах была преимущественно стабильна на протяжении всего зимнего периода ($200-240/тыс. м3), а отбор газа из европейских ПХГ – равномерным. В феврале 2017 года из европейских хранилищ было отобрано 12 млрд м3. В 2018 году из-за резкого увеличения спроса на газ спотовая цена на европейских энергетических биржах с 21 февраля по 2 марта резко выросла и составила $620-880/тыс. м3, что выше показателей на начало месяца в разы ($220-230/тыс. м3).

В такой ситуации цена на российский газ, оставаясь стабильной в течение всего февраля ($221/тыс. м3), стала более привлекательной и конкурентоспособной. В значительной мере именно ценовой фактор стал определяющим для рекордных поставок российского газа.

За февраль 2018 года отбор газа из ПХГ достиг объема в 20 млрд м3, а это максимальное значение за последние семь лет.

«НиК»: Как вы оцениваете возможность роста поставок в средне- и долгосрочной перспективе? Что может способствовать или препятствовать увеличению экспорта?

– В среднесрочной перспективе, вероятнее всего, поставки газа из России останутся наиболее привлекательными. Построена и создается достаточная инфраструктура для надежных поставок газа в европейский регион. Цена газа по долгосрочным контрактам преимущественно привязана к корзине нефтепродуктов, соответственно, каких-либо резких ценовых изменений ожидать не стоит. Что касается долгосрочной перспективы, нужно все же обратить пристальное внимание на поставки сжиженного природного газа из Америки.

По существу, цена американского СПГ вполне сможет составить конкуренцию российскому газу. Однако сейчас европейские страны не могут принять американский газ в больших объемах – существуют инфраструктурные отграничения.

С одной стороны, есть мощности европейских терминалов по приему СПГ в размере 210 млрд м3 (с возможностью расширения до 240 млрд м3). С другой стороны, почти во всех странах (в первую очередь в Испании), где расположено наибольшее количество таких мощностей, низкий уровень насыщенности газотранспортной системой. Загрузка терминалов приема СПГ на уровне 23% свидетельствует, что европейские компании могут принять газ, но не смогут доставить его в полном объеме внутрь региона для последующей транспортировки до потребителей.

«НиК»: Как Вы оцениваете перспективы реализации проекта «Северный поток-2» «Газпрома»? Кто и что противостоит этому проекту?

– В настоящее время больше всех высказываются и выступают против проекта Польша, Латвия, Литва, Эстония. Представители этих государств во главе с Польшей не раз заявляли, что «Газпром» в случае реализации «Северного потока-2» останется доминирующим поставщиком газа в европейские страны, подрывающим энергобезопасность как в самой Европе, так и на Украине. С их точки зрения, проект не столько коммерческий, сколько политический.

Существует жесткое противостояние проекту. В ноябре 2017 года были подготовлены и одобрены поправки к Третьей газовой директиве Евросоюза. Теперь они должны быть рассмотрены Советом ЕС и Европарламентом. В случае их одобрения действующие в территориальных водах Германии и Дании нормы директивы распространятся на «Северный поток-2». Пока в соответствии со статьей 11 такие нормы, как доступ третьих сторон, полное разделение по собственности и так далее, распространяются только на европейские газопроводы-интерконнекторы, терминалы по приему СПГ и ПХГ. Экспортные газопроводы из третьих стран, в том числе морские, в эту категорию не попадают.

Есть высокие шансы, что поправки будут приняты, а «Северный поток-2» все еще будет готовиться к строительству.

Дания пока так и не выдала разрешение на прокладку газопровода, более того, в стране был принят закон, наделяющий Министерство иностранных дел страны правом запрещать прокладку силовых кабелей и строительство трубопроводов в территориальных морях, если они противоречат внешнеполитическим интересам.

Также время уйдет и на сертификацию по европейским стандартам компании-оператора «Северного потока-2» – Nord Stream 2 AG. Она осуществляется в течение примерно шести-восьми месяцев после получения всех разрешений. В случае принятия поправок до начала строительства «Северного потока-2», нормы директивы распространятся и на этот проект, как и на все остальные проекты строительства морских газопроводов.

«НиК»: Как обстоят дела с реализацией проекта строительства газопровода-отвода EUGAL?

– Пункт сдачи-приема газа «Северного потока-2» так же, как у его «брата», первого «Северного потока», расположится в Грайфсвальде (Германия). Мощность его газопровода-отвода EUGAL, который пройдет параллельно OPAL, составит 51 млрд м3 в год. Три германских оператора GASCADE Gastransport GmbH, Gasunie Deutschland Transport Services GmbH и ONTRAS Gastransport GmbH, которые в октябре 2017 года подписали соглашение о долевом владении этим газопроводом, получают разрешения на строительство в достаточно спокойном режиме. Перед началом процесса был проведен сезон «открытых подписок» (open season), который в соответствии с заявками европейских энергетических компаний выявил спрос на необходимость построения дополнительных газотранспортных мощностей.

Реализация газопровода-отвода EUGAL не попадает под послабления со стороны европейского энергетического законодательства, а именно статью 36, которая предполагает временное частичное или полное «изъятие» из правил Третьей газовой директивы. Проект также не входит в число европейских проектов «общего интереса». Несмотря на это, по EUGAL уже принято окончательное инвестиционное решение. Планируется, что строительство газопровода-отвода будет завершено в конце 2020 года. Однако если реализация проекта «Северный поток-2» будет затягиваться или, в самом крайнем случае, остановится, то схема реализации этого проекта будет также изменена.

«НиК»: Говоря о целесообразности реализации новых газопроводных проектов, какие тенденции преобладают на европейском газовом рынке? Чего стоит ожидать?

– В первую очередь стоит сказать, что последнюю пару лет европейская экономика движется по пути восстановления роста. Потребление газа тоже демонстрирует тенденцию к увеличению: в 2016 году было использовано 484 млрд м3 газа, что на 7,8% больше прошлогоднего показателя. До этого, в 2010-2015 годах, потребление стабильно снижалось. На фоне снижения ежегодно формировался избыток объемов газа, который должен быть поставлен в европейский регион по контрактам. В 2014 году избыток достиг рекордных показателей – 130 млрд м3. В 2016 году ситуация поменялась в лучшую сторону, избыток составил 76 млрд м3. Тем не менее сейчас европейский рынок газа можно охарактеризовать как «перезаконтрактованный». Думаю, что в ближайшие 3-5 лет ситуация сильно не поменяется: будет наблюдаться избыточная законтрактованность европейского газового рынка, хотя спрос и продемонстрирует тенденцию к небольшому росту.

 

В это же время внутренняя добыча газа будет немного снижаться. В 2016 году она уже снизилась до 147 млрд м3. МЭА прогнозирует, что к 2040 году она опустится до 92 млрд м3.

В комплексном анализе этих факторов, а также из-за нестабильной ситуации на Украине и истечения транзитного контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом» после 31 декабря 2019 года, реализация как «Северного потока-2», так и «Турецкого потока» целесообразна с точки зрения замещения имеющегося транспортного маршрута через Украину на альтернативные. Оба проекта обеспечат безопасные поставки газа европейскому потребителю, поскольку минимизируют транзитные риски и несанкционированный отбор газа.

«НиК»: Будут ли в европейских странах расти объемы тепло- и электрогенерации на основе газа?

– Можно говорить о том, что в перспективе газ будет играть значительную роль как переходное топливо на пути к выработке электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Это предопределено в значительной степени еще и тем, что европейские энергетические компании взяли на себя обязательства обеспечить углеродно-нейтральное производство электроэнергии к 2050 году в рамках Парижского соглашения. 26 из 28 европейских стран взяли на себя обязательства о прекращении инвестирования строительства угольных электростанций, а некоторые уже объявили об их закрытии в среднесрочной перспективе.

Следовательно, потребности в угле в ЕС в долгосрочной перспективе будут снижаться, а в газе, наоборот, демонстрировать рост. В настоящее время в европейских странах реализуется климатическая политика, в рамках которой упор делается на повышение энергоэффективности и декарбонизации экономики, а также оптимального использования нефти, нефтепродуктов, газа и угля.

Здесь стоит обратить внимание на европейский транспортный сектор: в Европе 57-66% автотранспорта оснащено двигателями внутреннего сгорания на дизельном топливе. Этот сегмент попал под «прицел» европейских регуляторов. В 2015 году в США выявили фальсификацию тестов на чистоту выхлопов автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями, с чем впоследствии согласились и органы ЕС. Европейские экологи выявили высокое содержание оксида азота в продуктах сгорания дизельного топлива, что препятствует реализации текущей программы по снижению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения, принятого в 2015 году.

После полученных данных европейские автопроизводители быстро почувствовали перемену отношения покупателей к автомобилям с дизельными двигателями. В настоящее время все больше производителей в ЕС заявляют об отказе от использования традиционных двигателей внутреннего сгорания, учитывая предпочтения потребителей в приобретении автомобилей с электродвигателями или гибридными моторами.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"

Материалов нет

Наверх