ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 80,77 0,46
EUR 90,71 0,61
Brent 76.28/76.29WTI 72.68/72.70

Тегеран пообещал быть гибким

В последние дни Тегеран заметно скорректировал тональность высказываний относительно своего ожидаемого выхода на нефтяной рынок. Если в прошлом году иранцы делились планами об агрессивном наращивании поставок углеводородов после отмены санкций, то сейчас они стали говорить об осторожном возвращении на рынки, чтобы еще больше не понизить цену на черное золото. В последние годы в манипуляции статистическими данными чаще всего обвиняли Пекин. Сейчас дошла очередь и до Тегерана. Иран начали обвинять, пишет OilPrice, в завышении цифр по добыче нефти. Причем, даже не текущей, а будущей, когда против ИРИ перестанут действовать санкции.

Нефтяной сектор удивлялся всю прошлую неделю высказываниям высокопоставленных чиновников министерства нефтяной промышленности Ирана. Они уверяли, что ИРИ изменит свою экспортную стратегию с тем, чтобы иранская нефть оказывала как можно меньше давления на цены.

Уже в начале 2016 года, когда, по информации Bloomberg, Сайед Мохсен Гамсари, глава отдела внешних связей National Iranian Oil Company (NIOC), заявил: «Иран попытается войти на рынок так, чтобы возросший на нем объем нефти не привел к дальнейшему падению цен… Мы будем добывать столько нефти, сколько сумеет поглотить рынок».

6 января Гамсари процитировало уже агентство Reuters: «Мы не хотим начинать никаких ценовых войн. Наш подход к возвращению будет мягким и гибким…»

Эти два заявления Мохсена Гамсари вместе с заявлениями других иранских нефтяников в последние дни противоречат тому, что говорили в Тегеране во второй половине прошлого года. Тогда руководители нефтяной отрасли ИРИ обещали планете энергично продавать нефть сразу после отмены санкций.

Министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Зангане, к примеру, в сентябре, вскоре после достижения соглашения по иранской ядерной программе, заявил: «Добыча немедленно будет увеличена на полмиллиона баррелей в сутки. Через 4-5 месяцев мы прибавим еще полмиллиона баррелей».

На декабрьском саммите ОПЕК Зангане утверждал, что Иран не будет просить разрешения картеля на экспорт дополнительных 500 тыс. баррелей в сутки и что Тегеран не интересует, как повлияет возвращение иранской нефти на цены. Это, по его словам, должно тревожить тех, кто замещал в отсутствие Ирана его долю на рынках.

По мнению OilPrice, у смены тональности заявлений иранских нефтяников имеется несколько возможных объяснений. Наиболее правдоподобным, считают аналитики авторитетного в нефтяном секторе сайта, является банальный блеф. OilPrice склоняется к мысли, что Тегеран на самом деле не может увеличить добычу и экспорт нефти на миллион баррелей в сутки без иностранных инвестиций.

Международные санкции, конечно, нанесли очень большой урон по нефтяной промышленности ИРИ, ее добывающим предприятиям, транспортной и экспортной инфраструктуре. Состояние нефтяных месторождений в последние годы значительно ухудшилось и требует постоянного контроля. Многие трубопроводы тоже находятся не в лучшем состоянии и могут не справиться с возросшим объемом прокачиваемой нефти.

Еще одно объяснение этой метаморфозы заключается в том, что в Тегеране поняли, что агрессивная риторика наносит вред и что вербальные интервенции Ирана в прошлом году в немалой степени способствовали снижению цен на черное золото. Это, естественно, Тегерану невыгодно, как и всем другим производителям нефти.

И все же более правдоподобно выглядит объяснение, что в Тегеране осознанно или непроизвольно переоценили возможности своей «нефтянки». Что же касается необходимых для ее подъема инвестиций, то они из-за резкого снижения цен в прошлом году сильно сократились.

По словам Бижана Зангане, иностранные инвестиции в нефтяной сектор ИРИ в 2014 году составили примерно 6 млрд. долларов. В прошлом году они, естественно, снизились, но точных цифр пока нет. Между тем, генеральный менеджер по стратегическому планированию в министерстве нефтяной промышленности ИРИ Саид Гавампур считает, что в ближайшие пять лет иранской «нефтянке» понадобится от 100 до 500 млрд. долларов инвестиций. Впрочем, в Goldman Sachs эти цифры считают сильно завышенными. Аналитики этого банка полагают, что в 2016-20 годах Ирану потребуется 30 млрд. инвестиций, но и найти их будет проблематично, учитывая ситуацию на нефтяных рынках.

Иностранные инвесторы все неохотнее вкладывают деньги в иранскую нефтяную промышленность. Кроме низких цен, их сдерживают и другие причины. Еще одним риском, например, эксперты называют усиливающийся конфликт между ИРИ и Саудовской Аравией и ее союзниками. По мнению нефтяного аналитика из сингапурской консалтинговой компании IHS Виктора Шума, этот конфликт замедляет зарубежные инвестиции в Иран на месяцы и даже годы.

Негативно влияет на уверенность инвесторов и внутренняя обстановка в ИРИ, где влиятельные консерваторы продолжают выступать против политики открытия страны перед Западом. Речь в числе прочего идет и о нарастающем сопротивлении консерваторов инвестициям с Запада в энергетический сектор ИРИ.

Еще одним соображением, влияющим на потенциальных инвесторов в нефтяной сектор Ирана, является неопределенность политики США по отношению к Тегерану. Она не будет определена лишь после ноябрьских выборов президента США.

В министерстве нефтяной промышленности Ирана планировали начать проводить тендеры по новым проектам уже в марте. Не исключено, что этот график будет выполнен. К слову, кроме западных нефтяников, в них будут участвовать и нефтяные компании из России, Китая и Индии.

Пока в отношении Ирана и его возвращения на нефтяные рынки остается много неопределенного и неясного. Многое должно проясниться в ближайшие несколько месяцев, которые обещают быть интересными и тогда будет получен ответ на вопрос, выполнит ли Бижад Зангане обещание увеличить экспорт иранской нефти в течение 2016 года на 1 млн. баррелей в сутки. Очень интригует и обещание правительства ИРИ привлечь солидные инвестиции в иранскую «нефтянку», без которых существенный рост добычи нефти выглядит очень проблематично.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Новости отрасли (старый раздел)"

Материалов нет

Наверх