ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 102,81 -0,63
EUR 106,10 -0,15
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Итоги года на рынке нефти: мы в ответе за тех, кого добыли

МОСКВА, 26 дек. Мировой рынок нефти в 2024 году был в напряжении, едва удерживаясь между ожиданиями от ближневосточного конфликта и действий ОПЕК+. Как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери, который искал смысл жизни, рынок пытался определиться - какой фактор все же важнее.

"На мировой рынок нефти в 2024 году влияли не только события, но и ожидания, часть которых разгонялись с вполне понятными спекулятивными целями. Ключевые фундаментальные события, определявшие цены на нефть в течение года, - низкие по сравнению с прогнозами темпы роста спроса на нефть в Китае и балансирующие решения ОПЕК+. Главные ожидания - обострение ближневосточного конфликта и резкие предвыборные шаги США, влияние которых явно преувеличивалось", - рассказал замдиректора центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов.

Цены в уходящем году сложились ниже прошлогодних прогнозов - у 79 долларов за баррель. Опрошенные РИА Новости аналитики рассказали, почему в 2025 году не исключают дальнейшего снижения средней стоимости Brent.

ОПЕК+ в течение всего года придерживался курса на сокращение добычи, пытаясь различными "обрядами" приручить нефть, словно Маленький принц Лиса. Помимо установленных для каждой страны-участницы квот на добычу нефти, которые были дополнительно снижены относительно 2023 года, восемь стран также сохраняли добровольно взятые на себя сокращения добычи.

В целом, считает руководитель аналитического центра брокера Mind Money Игорь Исаев, эти меры позволили членам ОПЕК+ сохранить доходы от экспорта нефти и удержать цены на уровне, который устраивает основных участников рынка, включая Саудовскую Аравию, США и Китай.

Тем не менее, по мнению директора по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексея Белогорьева, из-за исчерпания возможности сокращать добычу, а также роста нефтепроизводства в странах вне ОПЕК+, альянс в 2024 году де-факто перешел из сильной позиции в слабую. "Текущее их положение вполне можно назвать даже патовым", - охарактеризовал он.

Так, еще с октября ОПЕК+ хотел отказываться от части добровольных ограничений - на 2,2 миллиона баррелей в сутки, начав постепенно наращивать добычу и надеясь выйти из этих обязательств полностью до конца сентября 2025 года. Но ситуация на рынке вынуждала дважды сдвигать срок начала наращивания добычи - сначала на декабрь 2024 года, а потом на январь 2025 года.

В начале декабря министр энергетики Саудовской Аравии, ключевой участницы соглашения, Абдель Азиз бен Сальман заявил, что ОПЕК+ больше всего в 2024 году помешало то, что некоторые страны альянса не выполняли должным образом обязательства сократить добычу, и накапливался избыточный объем нефти.

Речь идет об Ираке, Казахстане и России, которые в текущем году были в ответе за свою нефтедобычу, которую "приручили", так как они не всегда выполняли добровольные сокращения. Чтобы наладить ситуацию, они подготовили планы по компенсации перепроизводства, что потребовало от них дополнительных сокращений.

Хотя в западных СМИ ходили слухи, что соглашение ОПЕК+ может даже распасться, так как оно зашло в тупик, альянс по итогам последней встречи в 2024 году пришел к консенсусу. Эксперт Белогорьев считает, что сейчас любые попытки ОПЕК+ увеличить добычу будут приводить к снижению цен, но после второго квартала 2025 года альянсу все же придется пойти на этот шаг.

По мнению Белогорьева, в первом квартале будущего года ОПЕК+ будет в ожидании действий администрации избранного президента США Дональда Трампа в отношении нефтяного экспорта Ирана, Венесуэлы и отчасти России.

По его оценкам, если политика Трампа по отношению к Ирану будет такой жесткой, как от него многие ждут, геополитическая премия в цене нефти в 2025 году может быть даже выше, чем в 2024 году.

Также независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов напомнил, что администрация Трампа может уже в следующем году начать выдавать новые разрешения на строительство экспортных глубоководных терминалов на побережье Мексиканского залива, что позволит США в перспективе стать вторым по величине экспортером нефти после Саудовской Аравии. На фоне этого странам ОПЕК+ будет сложнее поддерживать цены на нефть, добавил он.

Сам Трамп заявлял, что его администрация сосредоточится на концепции "бурить, детка, бурить", обещая обеспечить американский бюджет благодаря увеличению нефтедобычи.

Сделка ОПЕК+ стала одной из причин серьезного сокращения добычи нефти в России, оценил эксперт Родионов. Если в апреле 2020 года в РФ добывалось 10,53 миллиона баррелей в сутки, то в октябре 2024 года - уже порядка 8,95 миллиона, отметил он.

"Возвращение к прежнему уровню добычи будет осложнено из-за специфики скважинного фонда: в России добыча нефти осуществляется в основном на скважинах, оборудованных штанговыми насосными установками. В таких условиях гораздо сложнее регулировать уровень добычи, чем на фонтанных скважинах, широко распространенных на Ближнем Востоке", - объяснил эксперт.

Однако, по его мнению, более серьезны для российской нефтянки влияние санкций и налоговая нагрузка, что может ограничивать новые проекты. По прогнозам эксперта ИЭФ Белогорьева, в 2025 году при условии увеличения квоты в рамках ОПЕК+ годовой прирост российской добычи нефти с учетом конденсата составит порядка 2-3 миллионов тонн, то есть менее 1%, а экспорт нефти незначительно снизится.

На его взгляд, при этом участие в ОПЕК+ до сих пор приносит России больше пользы в виде более высоких цен на нефть, чем обременений для добычи.

Опрошенные РИА Новости эксперты ожидали, что в 2024 году цена барреля Brent может составить порядка 85 долларов. Но близко к такой отметке ей удалось подобраться лишь в первом полугодии. С июля котировки уже находились большую часть времени в диапазоне 70-75 долларов за баррель.

Поддерживать котировки позволяли опасения - "то, чего глазами не увидишь", как сказал бы Экзюпери. "Страхов здесь было значительно больше, чем реальных угроз для международной торговли нефтью, но эти страхи внесли заметный вклад в удержание цен на нефть от падения ниже 70-75 долларов за баррель", - добавил эксперт.

Рынок нефти в 2025 году будет определяться направлением политики ОПЕК+, правильностью оценки спроса в Китае, считает эксперт "Имплементы" Иван Тимонин. Также сохранятся и геополитические риски, связанные с Ближнем Востоком. Отдельно он выделил политику Трампа, который может оказать значительное влияние на нефтяную отрасль.

"С учетом решения ОПЕК+ и текущих ожиданий в отношении баланса рынка в ближайшие годы цены в среднем по 2025 году, вероятно, установятся в диапазоне 70-80 долларов за баррель" - поделился прогнозом Тимонин. По мнению же эксперта Mind Money Исаева, диапазон может быть чуть уже - 75-80 долларов, как в текущем году. Эксперт Родионов считает, что средняя цена Brent не превысит 70 долларов за баррель, а российской марки Urals - 60 долларов.

По мнению эксперта ИЭФ Белогорьева, цена может опуститься до 75-78 долларов, если поддержку ценам окажет ожидаемое ужесточение санкционного давления США на иранский нефтяной экспорт.

"Но многое будет зависеть также от спроса, возможных санкций против российского нефтяного экспорта и решений ОПЕК+ по отмене добровольных ограничений на добычу нефти. Вполне реалистичны сценарии и со значительно более резкой просадкой цен, в пессимистичном сценарии с закреплением среднегодовой цены ближе к 65 долларам", - заключил Белогорьев.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок нефти"

Материалов нет

Наверх