ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 80,72 0,69
EUR 94,51 0,26
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Считать или не считать? ОПЕК и МЭА разошлись в прогностических подходах к мировому рынку нефти

Москва, 16 мар - ОПЕК и Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустили свои традиционные ежемесячные обзоры, в которых высказались по поводу влияния текущих геополитических факторов на мировой рынок нефти.
В первую очередь, речь идет о санкционном давлении Запада на Россию в связи с ситуацией на Украине и эмбарго США на российскую нефть, а также перспектив возвращения на рынок иранской нефти в случае Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
ОПЕК, представившая доклад 15 марта 2022 г., от резкого пересмотра своих прогнозов пока воздержалась, но допустила возможность пересмотра в ближайшее время, после появления ясности.
МЭА, опубликовавшее обзор 16 марта, решительно понизило прогноз по росту глобального спроса на нефть в 2022 г. почти на 1 млн барр./сутки и спрогнозировало и заявило, что ожидает ускорения ухода мира от нефти.
Расхождение позиций аналитиков МЭА и ОПЕК ожидаемо и наблюдается не в первый раз.
ОПЕК представляет интересы стран-экспортеров нефти, тогда как МЭА объединяет страны-импортеры энергоносителей, что сильно влияет на взгляды обеих организаций.
Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) в своем ежемесячном прогнозе снизило прогноз по росту спроса на нефть в мире в 2022 г. на 410 тыс. барр./сутки, до 3,13 млн барр./сутки, но из-за корректировки данных по 2021 г. прогноз по самому спросу на 2022 г. остался без пересмотра - 100,61 млн барр./сутки.
Однако этот прогноз был сделан в начале марта 2022 г. и, в частности, не учитывает эмбарго США на поставки российской нефти.

ОПЕК: торопиться не надо

ОПЕК сохранила прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2022 г. на уровне предыдущего доклада - 4,15 млн барр./сутки.
При этом оценка спроса в 2022 г. была повышена на 90 тыс. барр./сутки, до 96,74 млн барр./сутки, что в свою очередь привело к повышению прогноза спроса на 2022 г. на те же 90 тыс. барр./сутки, до 100,9 млн барр./сутки.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2022 г. прогнозируется рост спроса на нефть на 1,9 млн барр./сутки, до 46,56 млн барр./сутки, в странах вне организации - на 2,26 млн барр./сутки, до 54,33 млн барр./сутки.
В плане предложения нефти ОПЕК также радикального пересмотра прогнозов делать не стала.
Прогноз по росту предложения со стороны стран вне ОПЕК в 2022 г. остался без пересмотра на уровне 3,02 млн барр./сутки.
Но из-за небольшой корректировки показателя 2021 г. прогноз на 2022 г. понижен на 10 тыс. барр./сутки, до до 66,59 млн барр./сутки.
Прогноз по добыче нефти и газового конденсата в России в 2022 г. ОПЕК сохранила на уровне 11,76 млн барр./сутки, рост к 2021 г. ожидается на уровне 0,96 млн барр./сутки.

Несмотря на отсутствие значительных корректировок оценок в текущем докладе, ОПЕК предупредила о наличии значительных факторов неопределенности, которые могут привести к корректировкам в ближайшее время, когда появится ясность по этим вопросам.
ОПЕК отмечает, что в будущем вызовы для мировой экономики, особенно связанные с замедлением экономического роста, ростом инфляции и продолжающимися геополитическими потрясениями, повлияют на спрос на нефть в различных регионах.
Так, на рынок влияют неопределенности в отношении масштаба и влияния текущих геополитических потрясений, ограничений и реструктуризации производственных и торговых потоков, неуверенность в том, в какой степени это повлияет на инфляцию и спрос на нефть.
В частности, в связи с эмбарго США на поставки российской нефти и нефтепродуктов, а также отказ ряда трейдеров от партий российской нефти, приводит к перенаправлению этих объемов на другие рынки, в частности, речь может идти об увеличении поставок российской нефти в Индию.
Также, по мнению ОПЕК, неясной остается судьба энергетического перехода, особенно в Европе.
В связи с этим прогнозы ОПЕК могут быть пересмотрены, когда появится больше ясности в отношении долговременных последствий геополитических потрясений.

При этом ОПЕК отмечает продолжающееся сокращение коммерческих запасов нефти в странах ОЭСР.
Коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов стран ОЭСР в январе 2022 г. составили 2,677 млрд барр., что на 3,1 млн барр. ниже по сравнению с декабрем 2021 г., в т.ч. запасы нефти снизились на 8,7 млн барр., до 1,294 млрд барр., нефтепродуктов - выросли на 5,5 млн барр, до 1,383 млрд барр.
В сравнении с январем 2021 г. запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР снизились на 359 млн барр.
По отношению к среднему показателю за 2015-2019 гг. (показатель используется для оценки эффективности балансировки рынка в рамках соглашения ОПЕК+) показатель января 2022 г. был ниже на 250 млн барр.

Добыча нефти странами ОПЕК, по данным вторичных источников, в феврале 2022 г. выросла на 440 тыс. барр./сутки по сравнению с январем 2022 г. и составила 28,473 млн барр./сутки.
Прироста добычи добились все страны ОПЕК, за исключением Нигерии и Экваториальной Гвинеи, где добыча снизилась на 10 и 9 тыс. барр./сутки, до 1,417 млн барр./сутки и 84 тыс. барр./сутки соответственно.
Наибольшего прироста добычи добились Саудовская Аравия (на 141 тыс. барр./сутки, до 10,193 млн барр./сутки), Ливия (на 105 тыс. барр./сутки, до 1,107 млн барр./сутки), Иран (на 44 тыс. барр./сутки, до 2,546 млн барр./сутки), Ирак (на 36 тыс. барр./сутки, до 4,268 млн барр./сутки) и Кувейт (на 32 тыс. барр./сутки, до 2,610 млн барр./сутки).
Даже Венесуэле удалось нарастить добычу на 21 тыс. барр./сутки, до 680 тыс. барр./сутки.
Добыча 10 стран ОПЕК, участвующих в соглашении ОПЕК+ (все, кроме Ливии, Ирана и Венесуэлы), в феврале 2022 г. составила 24,14 млн барр./сутки, тогда как квота была установлена на уровне 24,808 млн барр./сутки.
На рынок было недопоставлено 670 тыс. барр./сутки нефти, условия соглашения страны ОПЕК в феврале 2022 г. выполнили на 135,6%.

МЭА: отказ от нефти необходимо ускорить

МЭА в своих прогнозах влияние текущих геополитических факторов попыталось отразить.
Агентство считает, что растущие цены на сырьевые товары и санкции Запада, введенные против России из-за ситуации вокруг Украины значительно снизят глобальный экономический рост.
В связи с этим МЭА по сравнению с предыдущим докладом снизило прогноз роста мирового спроса на нефть во 2м-4м кварталах 2022 г. на 1,3 млн барр./сутки, что привело к пересмотру прогноза по всему 2022 г. в сторону снижения на 950 тыс. барр./сутки.
В итоге, в своем мартовском прогнозе МЭА ожидает, что в 2022 г. спрос на нефть в мире вырастет на 2,1 млн барр./сутки по сравнению с 2021 г. и составит 99,7 млн барр./сутки.
МЭА ожидает масштабных перебоев в добыче нефти в России (с апреля 2022 г. ожидается падение добычи нефти в России на 3 млн барр./сутки при обычном экспорте в 8 млн барр./сутки) в связи с вступлением санкций в силу и стремлением покупателей избежать покупок российской нефти.
В связи с этим МЭА опасается шоковых последствий для предложения нефти на мировом рынке.
ОПЕК+ придерживается своего соглашения о ежемесячном увеличении поставок на скромные 400 тыс. барр./сутки, а свободные мощности для наращивания добычи и оперативного замещения российской нефти имеются только у Саудовской Аравии и ОАЭ.
При этом дополнительные объемы нефти из Ирана в ближайшее время на рынке не ожидаются.
МЭА отмечает, что экспорт нефти из Ирана может вырасти на 1 млн барр./сутки в течение 6 месяцев в случае договоренностей по СВПД, но переговоры по иранской ядерной сделке застопорились перед финишной прямой.

На этом фоне МЭА возвращается к своей излюбленной теме - об отказе от ископаемого топлива.
МЭА полагает, что текущий энергетический кризис создает огромные вызовы для энергетических рынков, но он также предлагает и новые возможности, поскольку совокупность экономических факторов и факторов энергобезопасности может ускорить уход от нефти.
В связи с этим МЭА пообещала позднее на текущей неделе представить рекомендации по конкретным действиям, которые правительства и потребители могут предпринять, чтобы сократить спрос на нефть в краткосрочной перспективе и ослабить напряженность.
Ранее МЭА уже представило план из 10 пунктов, призванных снизить зависимость ЕС от российского газа, включая предложения по снижению температуры отопления в помещениях и развитию возобновляемой энергетики, причем ЕК восприняла его на полном серьезе.

При этом МЭА и ОПЕК по ряду оценок сходятся, в частности, речь идет о сокращении запасов нефти и систематическом перевыполнении обязательств в рамках соглашения ОПЕК+ его участниками.
По оценкам МЭА, коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР в январе 2022 г. снизились на 22,1 млн барр. к декабрю 2021 г. и составили 2,621 млрд барр.
Это самый низкий уровень с апреля 2014 г. и на 335,6 млн барр. ниже среднего уровня 2017-2021 гг.
Предварительные данные по США, Европе и Японии указывают на то, что в феврале 2022 г. запасы стран ОЭСР снизятся еще на 29,8 млн барр.
Также МЭА подтвердило готовность своих стран-членов к выводу на рынок дополнительных объемов нефти из своих стратегических запасов в случае необходимости в дополнение к уже обещанным 62,7 млн барр. нефти.

Добычу стран ОПЕК и стран вне ОПЕК, участвующих в соглашении ОПЕК+ (23 страны, с учетом Ливии, Венесуэлы и Ирана), в феврале 2022 г. МЭА оценивает на уровне 44,14 млн барр./сутки, что на 350 тыс. барр./сутки больше по сравнению с январем.
Однако около 2/3 прироста добычи пришлось именно на 3 страны ОПЕК, освобожденных от обязательств в рамках соглашения ОПЕК+.
По оценкам МЭА, страны ОПЕК+ в феврале 2022 г. выполнили условия соглашения на 137%, добывая на 1,1 млн барр./сутки меньше разрешенного соглашением уровня.
ОПЕК исполнила соглашение на 139%, страны вне ОПЕК - на 132%.
МЭА отмечает, что неспособность альянса долгое время добывать на уровне своих квот в основном из-за технических проблем и других сложностей с производственными мощностями уже привела к резкому сокращению мировых запасов.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок нефти"

Материалов нет

Наверх