Реализация проекта «Северный поток — 2» стала иллюстрацией того, насколько серьёзными могут быть противоречия между разными игроками даже внутри одного рынка и насколько сильно они способны обостриться в случае появления в конфликте ещё и третьей стороны со своим интересом. Сейчас тема проекта по степени накала уступает только новостям о политических демаршах на уровне МИД разных стран, поэтому повышенное внимание к вопросу об исходе строительства понятно.
Может ли трубопровод быть завершён до конца этого года? Технически — несомненно. Собственно, его могли сдать ещё полтора года назад. Практически же — всё зависит от великого множества факторов, в том числе и никак не связанных ни с трубопроводом, ни даже с энергетикой. Так что прогноз с точки зрения отраслевого анализа тут просто бесполезен.
Как сказал один коллега, в самом негативном, безысходном сценарии, всегда есть возможность появления огромного количества судов экологических активистов и волонтёров, перегораживающих трассу движения трубоукладчика или привязывающих себя к самой трубе. Подобные прецеденты бывали в прошлом в различных уголках мира. В отношении строительства СП-2 претензии экологов также уже многократно выдвигались, а последняя из них появилась буквально только что, от немецкой Deutsche Umwelthilfe (организация довольно старая, работает полвека без малого).
Хотелось бы поэтому обратить внимание вот на что: на фоне всех политических, экономических и экологических споров остаётся малозаметным тот факт, что нараставшее по экспоненте сначала завуалированное, а потом и открытое противодействие СП-2 со стороны США с одновременным лоббированием потребления СПГ (сжиженный природный газ) в Европе привело к тому, что на рынке в итоге может оказаться меньше сетевого газа с более стабильными поставками и сглаженным ценообразованием. Зато стало больше СПГ, значительные объёмы которого могут оперативно перебрасываться между различными базисами поставки в поисках более интересных условий, но цены которого гораздо более волатильны и в условиях локального дефицита (и тем более одновременного роста спроса в различных регионах) способны многократно вырастать в течение нескольких дней.
При этом, увеличение зависимости европейского рынка от поставок СПГ играет на руку опять же российским экспортёрам (НОВАТЭКу в первую очередь, но не только). После реализации всех очередей арктических проектов по сжижению уже к 2024 году должно появиться более 30 млн тВг новых экспортных поставок из России. Причём, с минимальной среди ключевых игроков себестоимостью, как за счёт температурного фактора при производстве (холодный климат), так и короткого транспортного плеча. При этом именно призыв США строить больше терминалов по приёмке СПГ на севере Европы (на юге есть локальный избыток) вдвойне играет на руку продвижению российских поставок.
Что же касается судьбы СП-2, то думается, что сейчас мы видим очередной локальный светлый момент в информационном фоне вокруг него: вице-премьер Александр Новак ожидает окончания строительства до конца года, коммерческий директор Nord Stream 2 AG Райнхард Онтид также говорит о том, что трубопровод будет готов. Однако, есть стойкое ощущение, что чем бы ни завершилась затянувшаяся борьба, даже после ввода «Северного потока — 2» в эксплуатацию его использование будет находиться под постоянным давлением и окажется либо ограничено, либо обременено некими условиями, например, увязкой объёма прокачки или квоты «Газпрома» с цифрами транзита через газотранспортную систему Украины, особенно если та частично перейдёт в собственность и под управление инвесторов из ЕС или США.
Более того, недавнее примечательное заявление министра энергетики Соединенных Штатов Дженнифер Грэнхолм о самом грязном в мире российском газе прокладывает дорогу к дальнейшим ограничениям или затруднениям поставок не только российского сетевого, трубопроводного газа, но в перспективе и СПГ — через механизмы экологических сборов, специальные пошлины, дополнительные процедуры технического контроля, и всего прочего, что делает более неопределённым график отгрузки и повышает коммерческие расходы поставщика.
Автор — начальник управления аналитических исследований ИК «Универ Капитал»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Дополнительная информация
- Источник: Известия
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Midstream"
Материалов нет