ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 98,26 -0,83
EUR 103,19 -0,47
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

С Панамским каналом не все так просто…

Что означает «замах» Трампа на судоходную трассу в тропиках?

Нефтегазоэкспорт из Соединенных Штатов в Азию, призванный (наряду с европейским маршрутом) заметно возрасти при «назревающем» правлении Дональда Трампа, — таков лишь один из нескольких мотивов, сопутствующих призывам воинственного республиканца к возврату межокеанской судоходной трассы под юрисдикцию и контроль США.  

Дело тут, поверьте, отнюдь не только в раздражающих Трампа пошлинах на проводку каждого судна, которые порой доходят до 300 тыс. долл! Есть наверняка и другие, причем тоже важные факторы, которые зовут к реваншу амбициозного миллиардера, готовящегося уже ко второму в своей биографии новоселью в Белом доме 20 января 2025 года. Но вот парадокс: о самом очевидном среди этих мотивов не упоминает поныне практически никто. Почему? Об этом автору данного комментария не известно, но судите сами…

…Огромный поток латиноамериканской эмиграции в Соединенные Штаты идет на север именно через Панаму. Одни беженцы, рискуя здоровьем и самой жизнью, пробиваются туда сквозь зловонные «каторжные» болота печально известного Дарьена на границе с Колумбией. Другие добираются в Панаму морем или даже по воздуху, чтобы далее пополнить «сухопутные толпы», продвигающиеся по «банановым республикам» Центральной Америки в Мексику. Зачем? Чтобы чудесным образом просочиться оттуда в Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико и, главным образом, в обширный Техас. 

Работая в свое время в Хьюстоне, я не раз слышал в телерепортажах высказывания «незваных пришельцев» о том, что стартом тысячемильного похода стала для них именно Панама. И если хотя бы часть беженцев будет перехватываться именно там, — то картина милитаризации ковбойских саванн США в духе затеянного Трампом скопища военных лагерей точно смягчится. Из контрастно-батального «полотна маслом» она превратится в прозрачную акварель. А этого грозному республиканцу только и нужно, чтобы ослабить – «гуманизировать» свою дуэль с сердобольной оппозицией в самой Америке.

Ведь сегодня одна из претензий к Трампу со стороны уходящих в тень демократов – это «жестокое намерение» победителя ноябрьских выборов в США: придать антимиграционной политике на южных рубежах державы всеобъемлющий характер. Отзвук истинно военной (а не только погранично-административной) операции. Еще каких-то три недели – и республиканскую команду обвинят чуть ли не в геноциде, усиленном бронетранспортерами и ударными вертолетами. Обвинят, между прочим, не только на Потомаке. Возмущенные крики либералов любой окраски послышатся даже из союзных Вашингтону столиц Европы и Латинской Америки.

Итак, по-своему хитрое (но вместе с тем и авантюрное) желание Трампа сдвинуть аванпост по отпору потокам миграции, особенно нелегальной, на Панамский перешеек, заново перекрыв его укреплениями от Атлантики до Тихого океана, — вовсе не сумасбродный, а совершенно логичный план. План, идущий в русле неизбывно-гегемонистской Доктрины Монро. Другое дело, насколько данный план реалистичен и выполним, тем более в сжатые сроки. 

Но и это еще не все. В компании, которые регулируют и контролируют грузопотоки по Панамскому каналу, вошел за последние десятилетия бизнес КНР. А у встающих к федеральному штурвалу республиканцев, как известно, — аллергия на проникновение «азиатов» в сердцевину Западного полушария. У подобных страхов и предубеждений – своя глубинная история. Так, в годы Второй мировой «шлюзовой каскад» от Колона до столичного Панама-Сити и впрямь был вожделенной целью для японских эскадр, а это не шутка! Вот и теперь, когда в ходе саммита «двадцатки» в Перу торжественно открыт при участии Си Цзиньпина построенный на пекинские инвестиции мега-порт Чанкай, а в Центральной Америке не смолкают дебаты о прокладке второго трансамериканского канала (а именно через Никарагуа), — Трамп не может не чувствовать, что суровый час для реванша на заветном перешейке уже настал. 

В конце концов, в отличие от уходящей администрации, заполненной выходцами с Украины, из Польши, Белоруссии, Литвы и иных стран Европы с их неприязнью к «путинской России», — сторонник «мирной сделки» с Кремлем настроен по-иному. Он отчетливо видит главную опасность для Америки на другом – дальневосточном горизонте. Другое дело, что для нанесения дипломатического удара по Панаме, то есть для предъявления ей некоего ультиматума, сложились не очень-то красивые – для репутации самих же США – обстоятельства. Причем все они – подчеркнуто-исторического, но, тем не менее, весьма символичного для всего континента свойства.  

Во-первых, пока еще жив столетний экс-президент США Джимми Картер, который и заключил с легендарным панамским лидером Омаром Торрихосом договор 1977 года о канале. Уже поэтому угроза Трампа стала вероломной и даже дико-беспрецедентной в истории обеих Америк. Во-вторых, лицемерно пообещав в 1977-м безмятежную страницу в летописи национализированной трассы, недруги «пылающего континента» уже дважды(!) нарушали слово. Так, в июле 1981 года погиб в крайне подозрительной авиакатастрофе сам же генерал Торрихос. А в 1989-м, свергнув его преемника, генерала Норьегу, с президентского поста под градом обвинений в наркотрафике, «региональный гегемон» устроил столь варварскую воздушную бомбардировку Панамы (о чем мы до сих пор лишены полномасштабной информации), что в ту пору дымились развалины немалой части этой многострадальной страны.

Итак, сегодня г-н Трамп затевает уже не первый и даже не второй удар по суверенитету Панамы в новейшей истории. Дело, как видите, гораздо хуже. Драматизм происходящего усиливается еще одним красноречивым моментом. Он опять-таки связан с Картером, прослывшим… миротворцем в Карибском регионе. Вспомним: американская реакция подвергла владельца арахисовой фермы, ставшего президентом, гневному остракизму по трем причинам. Он, как в ту пору считалось, позволил свершиться революции 1979-го на острове Гренада. Он же не помешал в том же достопамятному году триумфальному вступлению «антисомосовских» повстанцев в столицу Никарагуа. И, как указывалось выше, он же благословил ранее договор о Панамском канале.

И что же мы видим сегодня? Гренадская революция давно уже раздавлена пентагоновским десантом. Это случилось 25 октября 1983 года – в эпоху правления Рональда Рейгана. Теперь, образно говоря, топор «томагавскового типа» может увы, повиснуть над Панамой. То есть остается пока еще не тронутой разве что родина «генерала свободных людей» по имени Аугусто Сесар Сандино. Бедный Картер! Если только он понимает в свое почтенном возрасте, о чем идет речь, — этому пенсионеру можно только посочувствовать.

Но, конечно, геополитика – геополитикой, а танкерный трафик в канале тоже находится в центре сгущения — под грозовыми тучами — событий. Никто не спорит: перевозка таких сжиженных тяжелых углеводородов в природном газе, как пропан и бутан, по маршруту Хьюстон – Чиба (Япония) ускорили этот трафик вдвое по сравнению с прежним путем по Атлантике, Суэцкому каналу и Индийскому океану. И это — не говоря о танкерах с нефтепродуктами и нефтью, пользующихся панамской артерией десятилетиями. Но, с другой стороны, стоило начаться региональной засухе в июле 2023 года, — и очереди нефте- и газовозов при входах в канал стали немыслимыми. Сказалось обмеление, с трудом преодолеваемое лишь в самые последние месяцы. 

Иными словами, нельзя недооценивать, но не надо и преувеличивать значение построенной в 1914 году артерии для глобального энергетического рынка. А это лишний раз побуждает нас задуматься над тем, что Дональд Трамп наверняка руководствуется в своем экспансивном демарше не одним и не двумя, а целым «букетом» стратегических соображений.

Павел Богомолов*
Кандидат политических наук

*В 1981-1987 гг. автор работал в Гаване собственным корреспондентом «Правды» по странам Центральной Америки и Карибского бассейна. В 2005-2010 гг. выполнял в Каракасе обязанности PR-менеджера в региональном филиале компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз», а в 2013-2015 гг. находился на такой же должности в хьюстонском (штат Техас) офисе той же российской компании. Автор книги «Остров далекий и близкий» (М., «Политиздат», 1990 г.).  

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Midstream"

Материалов нет

Наверх