ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 76,09 -0,88
EUR 88,70 -1,20
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

"Черное золото" Туркестана. Узбекская нефтянка в годы Великой Отечественной войны

По долине и по взгорью

В 1885 году на территории Ферганской области (этот регион, бывшее Кокандское ханство, в тот период назывался ровно так же, как и сейчас), на месте естественных выходов нефти на поверхность, было открыто месторождение Чимион; потом возникла «организационная пауза», растянувшаяся почти на 20 лет – промышленная добыча нефти началась здесь только в 1904 году. Месторождение оказалось весьма продуктивным – начальные суточные дебиты скважин превышали 100 тонн.

В 1906 году на ближайшей к Чимиону железнодорожной станции Ванновская (на линии Коканд — Маргилан) был построен нефтеперегонный завод с двухкубовой установкой, производившей осветительный керосин и отопительный мазут. Нефть с промысла поступала гужевым транспортом, готовая продукция вывозилась железнодорожными составами и верблюжьими караванами на экспорт — в Афганистан и Китай. Бензин, считавшийся отходом производства, сжигался в ямах за территорией завода. Так продолжалось почти 10 лет, пока в Средней Азии не появились первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. 

Через год после запуска завода его приобрела знаменитая компания «Товарищество братьев Нобель» («БраНобель»), осуществившая поэтапную реконструкцию НПЗ и постройку резервуарного парка и четырехдюймового нефтепровода от Чимионского промысла до завода. 

Отметим, как говорится, для протокола – за 130 лет своего существования заводской и пристанционный поселок, изначально названный  в честь русского генерала Петра Ванновского, несколько раз менял названия – Нурабад, Хамза Хаким-заде (в честь выдающегося узбекского поэта, драматурга и общественного деятеля), потом просто Хамза (в 1974 году получил статус города), а с 2012 года называется Тинчлик («мирный»). Исторический Ванновский завод, переименованный в Алтыарыкский, сейчас является филиалом ферганского НПЗ и перерабатывает более 3 млн тонн нефти в год.

Но вернемся к давней нефтяной истории. Успех Чимиона подстегнул разведку и разработку соседних месторождений благодатной Ферганской долины — Сель-Рохо (Ким), Шорсу, Алексеевского и Мельниковского. Последний, расположенный в Канибадамском районе, после территориального размежевания в 1927 году оказался на территории Таджикистана (в самой северной его части) и стал «прародителем» не только нефтепромысла и малотоннажного НПЗ в Канибадаме, но и всего треста «Таджикнефть», который на пике добывал 520 млн кубометров газа (1973 год) и 420 тыс. тонн нефти (1979 год).

Пустынный клин

В конце 20-х годов, перед началом индустриализации, в Ферганской долине добывалось столько же нефти, сколько перед Первой Мировой войной – 22 тыс. тонн в год; процессом руководил созданное в 1923 году предприятие по развитию нефтяной и угольной промышленности — «Турктоптрест» (впоследствии он был реорганизован в трест «Средазнефть» с выделением угольных шахт и карьеров в специализированное предприятие).

Общий тренд на индустриализацию вызвал рост объемов геологоразведки, включая структурное и глубокое бурение, и общее укрепление материально технической базы (в частности, в Коканде была организована хорошо оснащенная Центральная механическая мастерская, специализировавшаяся на ремонте бурового и промыслового оборудования).

К началу второй пятилетки это дало эффект – в Ханабаде (самая восточная часть Узбекистана, граница с Киргизией) ударил мощный газонефтяной фонтан. Через год, в 1934 году, на нефтяной карте Туркестана появился новый район – в районе кишлака Хаудаг Сурхандарьинской области с глубины 158 метров из гипсоносных известняков был получен нефтяной фонтан с суточным дебитом 100 тонн. Три новые скважины подтвердили начальный дебит, а четвертая дала уже 650 тонн нефти в сутки, тем самым обозначив высокий нефтеносный потенциал и этого месторождения, и территории в целом.

Отметим, что Сурхандарьинская область весьма специфична – с географической точки зрения она представляет собой весьма обширный пустынный клин, ограниченный с запада и востока очень высокими (до 4,5 км) горами – отрогами Гиссара и Бабатага, а на юге омываемый Амударьей, за которой находится уже «дальнее зарубежье» — Афганистан (провинция Балх). Административный центр области, Термез, долгое время был самым южным городом СССР, пока городской статус не получили туркменские Кушка (ныне – Серхетабад), Серахс и Тагтабазар.

В 1935 году недалеко от Хаудага было открыто самое высокодебитное месторождение республики — Учкызыл, одна из скважин которого дала сверхвысокий суточный дебит – более 1 тыс. тонн! Такие показатели обусловили выделение сурхадарьинских поисковых и промысловых подразделений в отдельный трест «Термезнефть» с задачей развивать разведку и разработку нефти не только на юге, но и на западе Узбекистана – в Бухаро-Хивинском регионе. 

В 1937 году нефтяные тресты республики получили идеологизированные названия – «Ворошиловнефть» (юг и запад) и «Калининефть» (восток); перед самой войной тресты были переданы из системы Наркомнефтепрома в ведение НКВД.

Девочка из пещеры

В предвоенные годы открытия месторождений, промыслов и важных инфраструктурных объектов в Узбекистане шли как на конвейере. В Ферганской долине появился крупный промысел Андижан близ одноименного города, областного центра, а на базе Кокандского механического техникума был организован нефтяной техникум; в сопредельных районах Таджикистана и Киргизии были открыты месторождения Нефтеабад и Чангыр-Таш. 

Вся ферганская нефть и большая часть привозной, сурхандарьинской – около 180 тыс. тонн в год – перерабатывалась на Ванновском (Алтыарыкском НПЗ).

Продолжились открытия и на юге – на берегу реки Сурхандарья недалеко от райцентра Джаркурган было открыто месторождение Кокайты, вскоре запущенное в промышленную эксплуатацию. 

Интересно, что углубленное геологическое изучение Сурхандарьинского региона дало и важный «сопутствующий» эффект – в 1939 году в пещере Тешик-Таш («дырявый камень») в горе Байсунтау археологи раскопали захоронение неандертальской девочки, что стало научной сенсацией и одной из важнейших археологических находок советского времени. 

Сокровища древней земли

Большой террор, как и везде, существенно дезорганизовал работу узбекских нефтетрестов, но щедрые недра солнечной республики, правильная геологическая стратегия и наличие достаточного количества местной рабочей силы позволяли выполнять плановые показатели. 

Но, кстати, не только массовые репрессии несли в себе угрозу – так, в декабре 1938 года управляющий трестом «Ворошиловнефть» Христофор Сааков чудом выжил в авиакатастрофе, когда легкий транспортный биплан ПР-5 в густом тумане врезался в гору (сопровождавший руководителя инженер погиб). Вообще, Сааков был везунчиком: ровно через два года после авиапроисшествия произошло еще одно ЧП – нефтяник опоздал на совещание в Кремле, у Сталина; к счастью, все обошлось без последствий и оргвыводов. 

Начавшаяся война не снизила результативность узбекских геологов, усиленных мощным отрядом (750 человек) буровиков из Азербайджана, из трестов «Сталиннефть» (промыслы Биби-Эйбат и Бухта Ильича) и «Артекмнефть» (остров Артема, морская платформа); так, в 1942 году были открыты месторождения Ляльмикар (Сурхандарья) и Караиз (Бухарская область), а в 1944 году — Южный Аламышик и Палванташ (оба – в Андижанской области). 

Тогда же был реконструирован и существенно расширен Ванновский (Алтыарыкский) НПЗ и началось строительство первых в республике газопроводов длиной около 20 км каждый – «Промысел Андижан — город Андижан» и Палванташ – Ленинск (ныне — Асака); соответственно, началась газификация этого региона, являвшегося самым густонаселенным не только в Средней Азии, но и в целом в стране.

В целом можно сказать, что в годы Великой Отечественной войны в Узбекистане завершилось создание целостного нефтегазового комплекса, в который вошли геологоразведочные и добычные предприятия, НПЗ, трубопроводы и нефтебазы, а также сервисные организации, включая строительные тресты, дорожно-транспортные конторы, ремонтно-механические мастерские, энергетическое и водное хозяйство, заводы нефтяного машиностроения и социальные объекты.

Как следствие, резко выросла добыча нефти – с 200 тыс. тонн в год до 500 тыс. тонн (половину этого объема давал высокопродуктивный Хаудаг).

Герои трудового фронта

Норберт Теодорович Линдтроп (1889 — 1969) родился в Ревеле (ныне Таллин). В 1912 году окончил Клаустальскую горную академию (Германия) и работал на инженерных и руководящих должностях в частных добывающих и буровых компаниях на бакинских и грозненских нефтепромыслах.

С 1920 года — геолог Новогрозненского промыслового управления треста «Грознефть». В 1924 году принял советское гражданство (ранее как этнический эстонец имел гражданство созданной в 1918 году Эстонской Республики). В 1925 — 1926 годах был в длительной зарубежной командировке, затем был назначен заведующим геологическим бюро «Грознефти».

В сентябре 1929 году был арестован и затем по сфабрикованному обвинению во «вредительстве» коллегией ОГПУ (внесудебным органом) был приговорен к расстрелу; потом это наказание было заменено на 10 лет лагерей, а позже – на ссылку. В статусе заключенного Линдтроп до 1940 года работал главным геологом трестов «Средазнефть» и «Калининнефть» (Коканд). 

С 1945 года – начальник отдела промысловой геологии, сектора гидрогеологии, отдела зарубежной геологии и научной информации в ВНИГРИ; одновременно – преподаватель Ленинградского горного института. В 1955 году полностью реабилитирован. С 1959 года — председатель комиссии Министерства геологии по составлению сводного баланса прогнозных запасов нефти и газа СССР.

Доктор геолого-минералогических наук. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (трижды) и медалями.

Иван Петрович Зубов (1910 — 1976) родился в селе Кара-Тугай Актюбинского уезда Тургайской области (ныне – в составе Мартукского района Актюбинской области Казахстана) в крестьянской семье. В 1929 году окончил среднюю школу в Актюбинске, после чего работал сельским учителем. 

В 1935 году окончил Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина; затем работал в тресте «Калининефть» (Коканд): прораб и начальник геологоразведочной партии», заведующий полевым сектором, директор геологоразведочной конторы, заместитель главного геолога, главный геолог (1941 – 1948) треста. С 1948 года — главный геолог – заместитель начальника объединения «Средазнефть». 

С 1951 года — главный геолог – заместитель начальника Главвостокнефтедобычи, с 1953 года — начальник геологического отдела Миннефтепрома, с 1957 года — заместитель начальника отдела нефти и газа Министерства геологии (в этот период был в длительных командировках в Китае и Индии), с 1966 года — начальник сектора, заместитель директора по научной работе ВНИГНИ.

Автор более 40 научных работ о геологии Узбекистана и Туркмении. Кандидат геолого-минералогических наук (1950). Лауреат Сталинской премии  (1947), Почетный нефтяник, Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Сергей Иванович Ильин (1891 — 1948) родился в Санкт-Петербурге в семье офицера; окончил артиллерийское училище. С 1914 года участвовал в Первой Мировой войне в качестве командира артиллерийской батареи в звании капитана. С 1918 года служил в Красной армии преподавателем Петроградской артиллерийской школы командного состава. В 1925 году окончил Ленинградский горный институт по специальности «геология», работал в Геологическом комитете.

В марте 1935 года арестован как сын дворянина и без предъявления обвинения выслан в Среднюю Азию сроком на 5 лет. С января 1937 года — начальник полевого сектора треста «Ворошиловнефть» (Термез), с октября 1937 года — старший геолог, затем заведующий геологическим сектором и директор (с 1941 года) Геологического института Таджикского филиала АН СССР; одновременно — заведующий кафедрой геологии Таджикского педагогического института. С 1944 года – заместитель директора Всесоюзного нефтяного геологоразведочного института (Ленинград).

Доктор геолого-минералогических наук (1947), автор более 30 научных работ по нефтегазовой геологии Кавказа, Крыма и Средней Азии (в частности, обосновал нефтеносность мезокайнозойских стратиграфических комплексов Средней Азии и дал научный прогноз открытия уникального Газлинского газового месторождения в Узбекистане). Лауреат Ленинской премии (1960, посмертно). 

Алексей Иванович Арутюнов (1914 — 1994) родился в Грозном в семье инженера-нефтяника. В 1930 году окончил неполную среднюю школу в Баку, затем работал лаборантом Азербайджанского нефтяного исследовательского института. 

В 1936 году окончил нефтепромысловое отделение горного факультета Азербайджанского нефтяного института имени М.А. Азизбекова, после чего работал в объединении «Азнефть» инженером исследовательской партии треста «Лениннефть» (промыслы Балаханы, Раманы и Сабунчи), начальником конторы по исследованию скважины треста «Кировнефть» (промысел Бинагады), старшим инженером технического отдела по добыче нефти объединения, а затем старшим инженером и аспирантом АзНИИ. 

С 1942 года — главный инженер, впоследствии директор Андижанского укрупненного нефтепромысла треста «Калининнефть», после его реорганизации — главный инженер треста «Андижаннефть» объединения «Средазнефть». С 1956 года — руководитель лаборатории техники добычи газа ВНИИгаза, с 1962 года — главный специалист Государственного комитета по топливной промышленности СССР, заместитель начальника Управления по добыче нефти и газа Госкомнефти, начальник отдела Технического управления Миннефтепрома, с 1972 года – заведующий лабораторией сбора и подготовки нефти и газа ВНИИнефти. 

Кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии (1963).  

Николай Павлович Туаев (1903 — 1967) родился в селе Хумалаг Владикавказского округа Терской области (ныне – в составе Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания) в крестьянской семье. В 1921 году окончил неполную среднюю школу в Хумалаге, в 1924 году — рабфак Горского сельскохозяйственного института (Владикавказ), в 1930 году — геологоразведочный факультет Ленинградского горного института по специальности «разведка нерудных ископаемых»), после чего работал геологом ВНИГРИ. 

С 1933 года – старший геолог треста «Средазнефть», один из первооткрывателей месторождения Хаудаг, с 1936 года – старший, затем главный геолог ВНИГРИ, с 1941 года — начальник геологической партии особой нефтяной экспедиции, затем нефтекомбината «Тушанцзы» (северо-западный Китай, провинция Синьцзян).

С 1943 года вновь работал в ВНИГРИ: начальник Средне-Азиатской экспедиции, руководитель сектора Юго-Восточной Азии, старший научный сотрудник.

Доктор геолого-минералогических наук (1949), профессор. Награжден орденом «Знак Почета» (дважды) и медалями.

Федор Герасимович Ефремов (1906 — 1972) родился в селе Рузвель Наровчатского уезда Пензенской губернии. В 1939 году окончил Бакинскую промышленную академию, затем работал старшим инженером трестов «Ворошиловнефть» (Термез), «Калининнефть» (Коканд» и «Средазнефть». С 1947 года — главный инженер, управляющий трестом «Татнефтегазразведка», один из первооткрывателей гигантского Ромашкинского месторожденияв Татарии, с 1950 года — управляющий трестом «Башвостокнефтеразведка».  

Лауреат Сталинской премии (1950), Заслуженный нефтяник Башкирской АССР (1965), Почетный гражданин города Бирска. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (трижды) и медалями.  

Григорий Волчек 

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх