ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 80,77 0,46
EUR 90,71 0,61
Brent 76.28/76.29WTI 72.68/72.70

Как это было: Югра отмечает День геолога

В первое воскресенье апреля страна в 55 раз отмечает День геолога. Этот праздник придумали сибирские разведчики недр. Имена Юрия Эрвье, Льва Ровнина, Александра Быстрицкого, Фармана Салманова, Николая Ростовцева, Семена Урусова, Софьи Белкиной, Григория Норкина, Владимира Токарева, Евграфа Теплякова, Альберта Юдина и десяток, сотен их коллег крепко связаны с историей поиска и открытий подземных кладовых в северных широтах.

Появление указа «Об установлении ежегодного праздника Всесоюзного дня работников нефтяной и газовой промышленности», подписанного председателем президиума Верховного Совета СССР Анастасом Микояном 28 августа 1965 года, было связано с началом широкомасштабного освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Первый праздник нефтяников и газовиков пришелся уже на первое воскресенье осени, 5 сентября.

Накануне, 4 сентября 1965 года, в Центральном театре Советской армии в Москве состоялось торжественное собрание, посвященное первому празднованию профессионального отраслевого праздника. Председатель Государственного комитета химической и нефтяной промышленности при Госплане СССР Николай Байбаков тогда выступил с обстоятельным докладом, начинавшимся со слов: «После Октябрьской революции советский народ по существу заново возродил нефтяную промышленность и вывел ее на второе место в мире». Работу западносибирских геологов, открывших 32 нефтяных и 27 газовых месторождений, он охарактеризовал как «выдающийся подвиг».

Как это было
О том, как рождался праздник, в интервью «Новостям Югры» рассказала геолог Наталья Никульшина, дочь Льва Ровнина, первооткрывателя сибирских месторождений, главного геолога Главтюменьгеологии, министра геологии РСФСР.

– Геологи, конечно же, хотели, чтобы их труд отметили отдельным праздником. Их можно было понять: к 1965 году в Западной Сибири были уже открыты самые громкие месторождения: Березовское, Шаимское, Мегионское, Усть-Балыкское, Самотлор…

Надо сказать, моя мама Лидия Васильевна – тоже геолог, она занималась палинологией, по спорам и пыльце древних растений определяла возраст пластов геологических пород. Темой докторской диссертации Л. В. Ровниной стала «Палинология нефтегазоносных отложений мезозоя Западной Сибири». В Тюмени на ту пору была создана центральная научно-исследовательская лаборатория, куда свозился керн для исследований.

Порой в Тюмень приезжал академик А. Л. Яншин, заходил в лабораторию, мама с ним была хорошо знакома. И ей, и отцу было что обсудить с Яншиным. К моменту создания Сибирского отделения АН СССР в 1958 году его авторитет как геолога был настолько высок, что академик Н. С. Шатский сразу представил его на вакансию академика. В истории академии это редчайший случай. А 28 марта 1958 года, в день своего рождения, Александр Леонидович в свои 47 лет стал самым молодым действительным членом АН СССР. Будучи членом Верховного Совета СССР, Яншин входил в состав ряда комиссий, занимал активную гражданскую позицию.

Когда он общался с моими родителями, другими сибирскими геологами, то проникся идеей необходимости профессионального праздника. Будучи в Москве, он донес эту инициативу и до министра геологии СССР А. В. Сидоренко, а тот передал обращение геологов в правительство.

Именно открытие масштабных месторождений на севере Западной Сибири стало последним толчком для утверждения в стране Дня геолога. С 1966 года праздник отмечают ежегодно в первое воскресенье апреля. Время выбрано неслучайно: зима завершилась, геологи отдыхают перед тем, как снова идти «в поле».

По стопам родителей
Для нашей семьи День геолога был и остается очень важным праздником, как Новый год и День Победы. Родители всегда отмечали большой компанией, пели геологические песни, которые подбадривали разведчиков недр в их поисках.

В наше время среди геологов было немало династий. Дети часто выбирали путь, который, как поется в пахмутовской песне, «и далек, и долог, и нельзя повернуть назад». Вот и в нашей семье родители стали родоначальниками династии.

Папа был первым геологом в роду Ровниных, а в какой-то момент мы посчитали и сами удивились – в нашем разросшемся семейном «клане» 19 геологов: мы с сестрой, наши мужья, наши дети, дяди, тети, племянники. Папа всех вовлек в свою орбиту.
Моего мужа отец считал самым настоящим геологом, поскольку он много работал «в поле», отец просил его из всех экспедиций привозить минералы. Наш с Андреем сын Иван тоже стал геологом. Профессия геолога каждому из нашей большой семьи подарила насыщенную событиями жизнь.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх