Когда несколько лет назад Бразилия объявила об обнаружении в южной части Атлантического океана глубоководного нефтяного месторождения, казалось, что ничто не может помешать стране выйти в мировые лидеры производителей «черного золота» и купаться уже в золоте обычном. Почему этого до сих пор не произошло, разбирался Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
В то время как сырьевой кризис, спровоцированный коронавирусом, был в самом разгаре, нефтяной мир поразило открытие, сделанное в Бразилии. В Атлантическом океане в паре сотен километров от Сан-Паулу, на глубине в 995 метров были открыты залежи 7800 миллионов баррелей нефти. Это чуть меньше, чем все запасы Норвегии, хотя только часть этого объема может быть извлечена.
Открытие произошло в неудачное время, когда разработка новых запасов теряет свой смысл на фоне массовых сокращений добычи во всем мире. В то же время государственная корпорация Petrobras уверяет, что разработка запасов в подсолевой зоне, где находится вся недавно открытая бразильская нефть, может быть рентабельна уже при ценах в диапазоне от 21 до 25 долларов за баррель.
Бразилия вполне может стать одним из самых крупных производителей и экспортеров нефти в мире. Однако, ввиду глубокого залегания месторождения, для его освоения необходимы крупные инвестиции.
«В Бразилии много нефти, но большая ее часть находится в Атлантическом океане, где добыча не рентабельна из-за стоимости производства», — считает доктор Ролин Игуаран, руководитель кафедры нефти венесуэльского Университета Сулии. «Огромные залежи нефти, открытые в Атлантике при президенте Лула да Силва, не могли быть освоены из-за отсутствия технических возможностей», — отмечает эксперт.
Коронавирус не сильно сказался на объемах добычи нефти в Бразилии. В апреле 2020 года Бразилия добывала в среднем 2,958 млн баррелей нефти в сутки. Согласно балансу, опубликованному во вторник Национальным нефтяным агентством (ANP), это лишь на 0,5% меньше по сравнению с мартом, но увеличилась на 13,6% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом надо учитывать, что в апреле в рамках противоэпидемических мероприятий была остановлена работа на 38 месторождениях и 66 морских объектах.
Что добывается в Бразилии
Бразилия — третий по объему добычи производитель нефти в регионе (после Венесуэлы и Мексики). При этом страна выступает чистым импортером – в силу размеров экономики и населения Бразилия лидирует по объемам потребления сырья.
Нефть в Бразилии добывается на трех типах месторождений — на суше и на морских надсолевых и подсолевых месторождениях. На морские скважины приходится 96,7% всей добычи нефти в Бразилии и 86% добычи природного газа. Всего в стране работают 33 компании. Добыча ведется в 213 сухопутных и 59 морских районах, в которых пробурено 6989 скважин (508 морских и 6481 наземных).
Впервые подсолевая нефть на бразильском шельфе была обнаружена в нефтегазовой провинции Сантус в 70-е годы. Но по-настоящему крупной находки пришлось ждать до 2006 года, поворотного в нефтегазовой истории страны. Тогда было открыто крупное месторождение нефти на блоке BMS-11 (Тупи, ныне Лула), после чего Бразилия узнала, что она мировая нефтяная держава.
«У бразильской нефти в регионе нет конкурентов, — говорит доктор Ролин Игуаран. — Венесуэльская El Merey (относительная плотность 16,50 API) соперничает с мексиканской el Maya (160 API). Бразильская стоит особняком. В 2006 году Petrobras вывела свои инвестиции из Венесуэлы из-за конфликта интересов с PDVSA, прекратила инвестирование и продала свои акции частной аргентинской компании».
Еще в 1997 году была ликвидирована монополия государственной Petrobras, что открыло доступ к работе на рынке частным компаниям. Государственный гигант продолжал контролировать добычу, но режим концессий в разведке и освоении месторождений способствовал обмену опытом и развитию технологий добычи.
После открытия 2006 года левоцентристское правительство президента Лула да Силвы решило, что делиться народными богатствами с иностранными компаниями не очень хочется. И в 2010 году было принято несколько законов, защищающих права Бразилии на нефть. Например, один из законов отдал права на разведку и добычу подсолевой нефти Petrobras до тех пор, пока компания не извлечет более 5 млрд баррелей (так называемые права на «избыточные запасы»).
Впрочем, уже в 2016 году, когда к власти пришли неолибералы, ситуация опять изменилась. Был принят ряд законов, позволяющих любой компании победить на аукционе и добывать нефть, хотя Petrobras и сохранил некоторые эксклюзивные права.
«Черное золото» с молотка
Когда стало понятно, что страна обладает невероятными запасами нефти, в поисках инвесторов для добычи своих несметных сокровищ Бразилия пошла на нестандартный шаг — аукционы. Страна не справлялась с разработкой собственными силами.
В 2019 году был организован крупнейший в истории страны аукцион нефтяных месторождений. На него были выставлены четыре блока, расположенные в открытом море на расстоянии от 175 до 375 км от Рио-де-Жанейро — Атапу, Бузиус, Итапу и Сепия. Аукцион давал право разработки подсолевых месторождений на глубоководном шельфе (те самые «избыточные запасы»).
Подписной бонус был установлен на очень высоком уровне — около 27 млрд долларов (3,4 млрд долларов за блок Атапу, 17,1 млрд долларов за Бузиус, 427,5 млн долларов за Итапу и 5,7 млрд долларов за Сепия). Президент Жаир Болсонару провел масштабную кампанию по привлечению инвесторов, даже съездил в Китай и Саудовскую Аравию. Ожидалось, что торги привлекут иностранных инвесторов. Однако в итоге все заявки были поданы компаниями, связанными с Petrobras, а выручить запланированную сумму не удалось. «Стоимость входа» оказалась слишком высокой.
«Бразилия не оставляет попыток показать свои геополитические амбиции как самая большая страна в Латинской Америке с 300 миллионами жителями, — говорит Мигель Хаймес, эксперт в сфере энергетики. — Пока Бразилия, несмотря на свои запасы нефти, переживает кризис. В кризисе и сама Petrobras, которая потеряла важнейшие контракты в Боливии и Венесуэле и увязла в долгах. Восстановить связи будет уже сложно, потому что та же Венесуэла не стремится к сотрудничеству с этой компанией, которая ведет себя в какой-то степени даже надменно».
Когда Бразилия разбогатеет на нефти
Несмотря на недостаточно эффективную политику взаимоотношений с инвесторами, Бразилия будет зарабатывать все больше денег на продаже своей подсолевой нефти. Процесс разработки идет, хоть и с переменным успехом.
В Бразилии есть 35 осадочных бассейнов общей площадью 6,4 миллиона квадратных километров. По данным Национального нефтяного агентства (ANP), в конце 2018 года контракты были заключены на 792 участках. Из них 335 блоков находятся на стадии разведки, 84 месторождения — на стадии разработки и 373 месторождения — на стадии добычи. По данным на конец 2018 года, из 335 лицензионных участков, где идут разведочные работы, Petrobras имела долю в 133, из них 40 осваиваются на условиях концессии и 93 в партнерстве.
Доля компании в уже разрабатываемых месторождениях еще выше. Petrobras является единственным подрядчиком на 285 участках из 373 и оператором консорциума еще на 13.
Petrobras постепенно выравнивает свое положение: 2018 год компания завершила с чистой прибылью в 6.915 миллионов долларов. До этого четыре года были убыточными. За двенадцать месяцев 2018 года выручка нефтяной компании составила около 93,755 млрд долларов, что на 23% больше по сравнению с 76,037 млрд долларов, полученных в 2017 году. Хорошие результаты были обусловлены улучшением операционной прибыли и финансовых результатов, сокращением долга и обесцениванием бразильской валюты по отношению к доллару.
Перспективы
Помимо гигантских объемов, подсолевые месторождения оказались еще и продуктивными. По данным Petrobras, в 1984 г. для добычи 500 тыс. баррелей в день использовались 4 108 скважин. В то время как сейчас всего 77 подсолевых скважин дают в день 1,5 млн баррелей. Одна скважина в провинции Сантус в среднем дает 25 тыс. баррелей в день. А самая продуктивная скважина на блоке Лула — 36 тыс. баррелей в день.
Бразильские власти надеются, что в ближайшие 10 лет компании инвестируют в добычу нефти на подсолевых месторождениях около 370 млрд долларов. Это поможет создать более 400 тыс. рабочих мест. «Через 20, 30, 40 лет мы превратим все это неиспользованное богатство в человеческий капитал», — говорил перед аукционом в 2019 году министр финансов Бразилии Паулу Гедеш.
57% нефти Бразилия продает в Китай, став уже пятым по объему поставщиком нефти в эту страну. На китайские НПЗ поступает в основном именно легкая и чистая подсолевая нефть.
В 2018 году Бразилия производила 3% нефти от общемирового объема добычи и занимает по этому показателю девятое место в мире, что больше, чем Кувейт и почти столько же, сколько и ОАЭ. Но уже сегодня очевидно, что Бразилия на достигнутом не остановится и будет наращивать производство своей уникальной подсолевой нефти.
Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"
Материалов нет