Руководство США идет на все более серьезное обострение отношений с Венесуэлой. Речь уже не о новом витке санкций, а о потенциальном горячем конфликте между странами. Пентагон сконцентрировал у берегов этой латиноамериканской страны довольно внушительную группировку войск, масштабы и вооружение которой явно превышают силы, необходимые для операции по борьбе с наркокартелями.
Для российской нефтянки, у которой есть свои интересы и которая наладила поставки нефтепродуктов в эту страну, происходящее может оказать негативный эффект. Вопрос в том, насколько он будет сильным, если Вашингтон действительно решится на боевые действия против Каракаса.
Проблемы Венесуэлы заденут других
В США представители республиканской партии, особенно «ястребы» вроде Линдси Грэма (внесен в перечень экстремистов и террористов), открыто советуют президенту Венесуэлы Николасу Мадуро бежать в Россию или Китай. Пока что это просто угрозы, которыми Вашингтон запугивает множество стран довольно часто.
Однако повод для переживаний у Венесуэлы действительно есть. У ее берегов сейчас находятся четыре ракетных эсминца США класса Arleigh Burke, на вооружении которых — комплексы противоракетной и противовоздушной защиты. Один из эсминцев является десантным кораблем с корабельными вертолетами.
Также в составе военно-морской группировки зафиксированы: два десантных транспортных дока LPD-17, способных принимать вертолеты; два корабля класса Freedom для прибрежного боя; ракетный крейсер типа «Тикондерога», предназначенный для защиты авианосных и амфибийно-десантных групп; одно «судно-призрак», являющееся штаб-квартирой для сил ЦРУ; одна подводная лодка.
Все эти военные силы Соединенных Штатов могут в ближайшее время начать как локальную военную операцию по выведению из строя ключевых инфраструктурных объектов страны и даже уничтожению действующего правительства, так и выполнить серию исключительно показательных ракетных ударов, после отчитаться о якобы уничтожении сил наркокартелей и вернуться домой.
Однако если конфликт все же приобретет масштаб полномасштабного вторжения или инфраструктуре страны будет нанесен серьезный ущерб, то это отразится не только на нефтянке самой Венесуэлы, но и на странах, которые с ней работают. Речь идет не только об американской нефтегазовой компании Chevron, которой администрация президента Дональда Трампа продлила разрешение в этом году на работу на ряде добычных объектов.
С нефтянкой латиноамериканской страны сотрудничает и Россия. Конфликт Каракаса с Вашингтоном чреват для Москвы несколькими моментами:
Последнее важно больше для Каракаса, чем для Москвы. Венесуэла добывает тяжелую нефть, ее невозможно перекачивать по трубам без предварительного разжижения, а для этой операции и используется нафта. Примечательно, что РФ в последние годы стала ведущим поставщиком этого продукта нефтепереработки для Каракаса. По разным оценкам, за 2024-й из России в латиноамериканскую страну поступило около 2,5–2,8 млн нафты.
Масштаб ущерба в случае конфликта
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал, что поставками нафты Россия, по сути, помогает Венесуэле в организации ее экспорта нефти. У Каракаса сорта крайне тяжелые, поэтому требуют разбавления либо с легкой нефтью из США, либо с нафтой из России.
Алексей Громов также напомнил, что помимо поставок нафты РФ еще и присутствует на ряде добычных проектов Венесуэлы. Хоть это уже и не в таких масштабах, как это было до 2010-х, стратегический интерес в нефтянке латиноамериканской страны у компаний из РФ имеется. Впрочем, как и у китайских. Именно поэтому ни Москва, ни Пекин не будут полностью игнорировать происходящее в этой стране.
Опасность противостояния Вашингтона и Каракаса для нефтянки России как раз и состоит в том, что может произойти не сейчас во время конфликта, а в долгосрочной перспективе.
Если в Венесуэле свергнут нынешнее правительство и назначат проамериканских политиков, то Каракас может не просто отказаться от российской нафты. Кстати, для российской нефтянки это вообще не существенно. Для сравнения: экспорт в Венесуэлу такого нефтепродукта в 2024-м составил не более 2,8 млн т, а весь экспорт нафты РФ за этот год — 240 млн т.
Опасность для российской нефтянки состоит в потере партнерских отношений с Каракасом. Сегодня Венесуэла — это не только латиноамериканская страна, которая является важным идеологическим соратником Москвы в противостоянии с Вашингтоном. Венесуэла — это еще и член ОПЕК+.
В последние 10-15 лет у Венесуэлы нет квот, которые она должна соблюдать в рамках политики картеля. Но это решили сами же члены ОПЕК+, поскольку страна страдает от санкций США и слабой добычи, которая только сейчас едва достигла 0,8-1 млн б/с. В дальнейшем же, если добыча начнет расти, с Каракасом можно договориться в рамках картеля. А вот если в Венесуэле установят проамериканский режим, то вполне возможно, что страна будет полностью игнорировать запросы ОПЕК+. Взяв венесуэльскую нефтянку под контроль, США получат дополнительный рычаг для манипулирования глобальным нефтяным рынком.
Более того, угроза американо-венесуэльского конфликта ставит под вопрос заключенное в мае этого года соглашение РФ и латиноамериканской страны о кооперации в разведке и разработке новых месторождений нефти и природного газа.
Это уже не говоря о тех активах, что принадлежат РФ в Венесуэле более 10 лет. По данным на 2024 год, доля России в добыче венесуэльской нефти составляла 12%, а запасы нефти в совместных с РФ проектах оценивались почти в 34 млрд баррелей. Среди них активы «Росзарубежнефти» (принадлежит «Росимуществу» на 100%), которая с 2020-го управляет бывшими активами «Роснефти» в Венесуэле и выступает основным партнером госкомпании PDVSA со стороны России в нефтедобыче проектов:
Petromonagas (доля — 40%);
Petroperijá (доля — 40%);
Boquerón (доля — 26,67%);
Petromiranda (доля — 32%);
Petrovictoria (доля — 40%).
Дополнительная информация
- Источник: Нефть и Капитал
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"
Материалов нет