ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 93,44 -0,65
EUR 99,58 -0,95
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

СМИ: Россия строит новые правила “энергетической игры” на Ближнем Востоке

Референдум о независимости Иракского Курдистана волнует как Россию, так и США. Однако страны, скорее всего, имеют различные точки зрения по существу вопроса, говорится в статье турецкого издания Habertürk, где также отмечается, что заявления и реакция сторон едва ли будут совпадать с реальными их действиями, поскольку в северном Ираке работают две крупнейшие энергетические компании — российская “Роснефть” и американская Exxon Mobil.

«Одним словом, судя по тому, что глава Курдской региональной администрации Ирака (КРАИ) Масуд Барзани предоставил двум этим крупным странам доли в энергетике, это необходимо для того, чтобы они громко сказали референдуму “нет”?»», – пишет автор статьи Гюнтай Шимшек, напоминая, что эти строки он написал еще летом этого года. Но с тех пор ситуация несколько изменилась.

Отмечается, что недавно медиаорган КРАИ запустил интересную новость, которая пока не подтверждается. Речь идет о заявлении, которое также было размещено на сайте «Роснефти» в связи с этими событиями, о строительстве газопровода из Иракского Курдистана в Турцию, откуда газ может поставляться и в Европу.

Ранее сообщалось, что «Роснефть» заключила с правительством Иракского Курдистана несколько соглашений о расширении сотрудничества, якобы договорившись о получении доступа к управлению крупной экспортной транспортной системой, мощность которой составляет 700 тыс баррелей нефти в день.

В сообщении также отмечалось, что стороны договорились о расширении мощности трубопровода до более чем 1 млн баррелей до конца текущего года, а также о сотрудничестве в области разведки и нефтедобычи, монетизации проекта по эксплуатации экспортного нефтепровода на территории Иракского Курдистана. Также заключено несколько соглашений о разделе продукции.

Свое сотрудничество с Иракским Курдистаном «Роснефть» начала в феврале этого года. Тогда был подписан контракт на покупку и реализацию «черного золота» на период с 2017 по 2019 годы. Но о газовых проектах ничего не сообщалось.

Известно лишь то, что Иракский Курдистан попросил Россию в ходе Петербургского международного экономического форума инвестировать в свои нефтегазовые объекты. В этом плане Иракский Курдистан рассчитывает не только на сотрудничество с США, но и с Россией.

Ирак и автономия пока не заключили новый договор насчет раздела нефтяных доходов. Несколько лет между Иракским Курдистаном и Багдадом действовало соглашение, по которому автономия передавала центру не менее 250 тыс баррелей нефти в сутки, получая взамен 17% доходов госбюджета. Но затем стороны перестали соблюдать договор, обвинив друг друга в его нарушении.

На данный момент Ирак и Иракский Курдистан экспортируют свою нефть самостоятельно, не делая друг другу никаких отчислений. Ситуация осложняется тем, что курдские войска контролирует большую часть нефтяной провинции Киркук на севере страны, хотя номинально она в состав автономии не входит.

Российская сделка с курдами, которые контролируют территории, оспариваемыми официальным Багдадом, свидетельствует о том, что Кремль рассчитывает использовать «Роснефть» для усиления своей более агрессивной политики на Ближнем Востоке, ранее сообщало издание The Financial Times.

Как сообщалось, «Роснефть» пытается договориться с Иракским Курдистаном по вопросу разработки месторождений нефти на участках неподалеку от города Киркук и вблизи от границы с Сирией. Эти территории контролируются курдами. Багдад с такой постановкой вопрос не согласен.

«Такой шаг – яркое подтверждением тому, что Москва использует «Роснефть» для усиления более агрессивной внешней политики на Ближнем Востоке, так как Кремль хочет закрепить новые политические союзы более глубокими экономическими отношениями», – говорилось в статье FT, в которой также отмечалось, что глава «Роснефть» якобы уже подписала ряд соглашений о покупке нефти с Ливией и региональным правительством Курдистана.

Но пока никаких конкретных договоренностей по вопросам нефтедобычи и разведки ресурсов между сторонами вроде как и нет. Но что есть – так это временное соглашение с «Роснефтью», которая, вероятно, будет работать в пяти месторождениях, находящихся под курдским контролем. Какие именно – пока не очень понятно.

В «Роснефти» ситуацию не комментируют, хотя сам факт работы компании на спорных территориях не отрицается.

Между тем в «Роснефти» отмечают, что компания готова работать как с курдами, так и с Багдадом, который может предложить ей лучшие условия по поиску и нефтедобыче.

«Если правительство Ирака предложит нам проекты на условиях, которые будут коммерчески приемлемы для компании и адекватны рынку, нам будет интересно их рассмотреть», – заявляли ранее в «Роснефти», несмотря на то, что официальный Багдад постоянно напоминает, что «вопрос о спорных территориях федеральным правительством еще не решен».

Недавно сообщалось, что «Роснефть» готова в ускоренном режиме реализовать на территории Иракского Курдистана проект строительства газопровода, который будет поставлять сырье в Турцию и Европу. Правда, российская компания подчеркивает, что переговоры по соответствующему трубопроводу все еще продолжаются.

«В таком случае какой сигнал должна дать эта новость, поданная в один день с началом ВС Турции учений близ КПП Хабур на границе с Ираком? Что глава КРАИ Масуд Барзани хочет дать понять, привлекая внимание к тому, что энергоресурсы региона будут продаваться на Запад через Турцию?» – задается вопросом в своей статье Шимшек.

«Фактически же такого соглашения пока нет. Есть информация, заявление о том, что переговоры будут продолжаться до конца года», – пишет он, отмечая при этом, что в иракской автономии уже сообщили, что «сделка заключена», хотя на самом деле переговоры по газопроводу все еще ведутся.

«А такие вопросы, как добыча и продажа газа, как становится понятно, не являются предметом этих переговоров. Даже если газ поступит на границу с Турцией, нет ни соглашения, ни запланированного трубопровода для того, чтобы он мог идти в Европу… Тогда зачем начался этот спор?» – вопрошает Шимшек.

И сам же отвечает:

«Суть вопроса заключается в том, что Россия принимается за построение новой игры, связанной с энергоресурсами региона, и, более того, пытается на шаг опередить США. А Барзани полагает, что он будет использовать Россию в направлении своих целей».

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"

Материалов нет

Наверх