9 ноября президент своим указом увеличил количество вице-премьеров в правительстве с девяти до десяти. Новым вице-премьером стал Александр Новак, занимавший до этого пост министра энергетики. А кресло министра занял бывший глава «Русгидро» Николай Шульгинов. «Ведомости» поговорили с экспертами и участниками рынка о причинах и последствиях этих перестановок.
Игра на повышение
Говоря о будущей карьере Новака, три источника «Ведомостей» рассказали, что на посту вице-премьера он будет курировать тему ТЭКа и гражданскую промышленность. «Ему давно пора на повышение, он засиделся в министрах. Все этого ждали еще в начале года с появлением нового правительства, и вот момент настал», — говорит человек, знакомый с позицией правительства.
Александр Новак руководил Минэнерго с 2012 г. Он один из авторов сделки России со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти, позволившей в 2020 г. остановить падение цен на нефть и даже добиться их роста. С мая 2018 г. по январь 2020 г. куратором нефтегазовых сделок в правительстве был Дмитрий Козак, а после смены правительства, в результате которой Козак перешел в администрацию президента, его полномочия в нефтегазовой сфере были переданы вице-премьеру по оборонной промышленности Юрию Борисову.
Новак в ранге вице-премьера станет куратором ТЭКа, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Новак символизирует сделку ОПЕК+. Если его убрать, тема провиснет, а она очень чувствительна. Ошибки в подходах к квотированию и в целом к теме ОПЕК+ могут очень дорого обойтись бюджету», — отмечает он.
По мнению Симонова, Борисов был «местоблюстителем» куратора ТЭКа. «Ему прирезали обязанности Козака, теперь урежут обратно. Думаю, он будет только рад — в тех отраслях, которые он курирует сейчас, тоже достаточно задач», — отметил он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин также полагает, что Новак разделит обязанности с Борисовым. «Хотя Борисов и не успел сильно погрузиться в энергосектор, он мог сдерживать амбиции нефтяных генералов, так как сам является политическим тяжеловесом», — говорит он. Вероятно, принято решение разгрузить Борисова, считает Мухин, и Новак, по его словам, «достаточно удачная кандидатура для этого». «Удивительно, что Новак не получил это место в ходе прошлой перезагрузки в январе», — говорит политолог.
Нефтяники в ожидании
Что касается Николая Шульгинова, то крупнейшие нефтяные компании в ближайшее время будут присматриваться к новому министру, так как еще не знакомы с его стилем работы, говорят собеседники «Ведомостей». Впрочем, все они убеждены, что хотя Шульгинов и не человек из нефтяной отрасли, он хороший функционер и бюрократ, способный решать сложные аппаратные задачи.
Шульгинов работает в электроэнергетике с 1975 г. В 2004 г. он стал заместителем председателя правления, затем первым зампредседателя правления «Системного оператора ЕЭС». С сентября 2015 г. является гендиректором «Русгидро». 1 октября 2020 г. совет директоров компании продлевал полномочия Шульгинова на два года.
По словам источника «Ведомостей» в одной из топ-5 нефтяных компаний, то, что Шульгинов не знаком с нефтяниками, может стать даже плюсом. «Он не ангажирован, равноудален от всех игроков рынка, поэтому сможет противостоять лоббированию каких-то отдельных интересов и сил», — полагает он.
Другой собеседник соглашается, что Шульгинов – не специалист в нефтегазовой отрасли, и первое время ему может быть непросто, так как «быстро погрузиться в несколько актуальных вопросов отрасли не получится». «Многое будет зависеть от того, сохранится ли старая команда руководителей в Минэнерго, будет ли Шульгинов полагаться на своих замов», — отмечает он. Ключевой вопрос – кто займется курированием сделки ОПЕК+ — Шульгинов или Новак, и как этот процесс будет налажен, отмечает он.
Третий источник говорит, что Шульгинов стал компромиссной, договорной фигурой. «Это опытный чиновник и договороспособный аппаратчик. Он в свое время смог навести порядок в "Русгидро"», — отмечает он.
Все собеседники «Ведомостей» также отмечают, что, назначая Шульгинова главой Минэнерго, Россия действует в соответствии с европейским трендом в «зеленую» и возобновляемую энергетику. По их словам, Шульгинов может символизировать усиление внимания к теме ВИЭ и экологичных подходов в нефтяной отрасли. В частности, Алексей Мухин считает, что приход Шульгинова может оказать позитивное влияние на имидж России, так как он представитель «зеленой» энергетики.
В то же время некоторые собеседники полагают, что Шульгинов может станет временной фигурой на посту министра, пока не подберут нового кандидата. В частности, Симонов считает Шульгинова в качестве министра энергетики «странным выбором». В России сейчас много проблем в нефтегазовой отрасли, напоминает он: снижение добычи и экспорта нефти, запуск всероссийской программы газификации, разведение трубопроводного экспорта газа и СПГ, производство угля на фоне «зеленой» повестки. «И на этом фоне министром делают человека, который не был погружен в темы, которые так важны для зарабатывающих деньги отраслей. Складывается ощущение, что это будет не министерство энергетики, а министерство электроэнергетики», — иронизирует он. Не совсем ясно, как новый министр будет решать некоторые задачи, говорит Симонов, не исключая, что Шульгинов – номенклатурный компромисс. «Возможно, как и в ситуацией с Борисовым, Шульгинов – местоблюститель», — полагает он.
Шульгинов — системный игрок, настаивает Мухин. «А системность игрока – весьма ценное сейчас качество. Несмотря на то, что он не из нефтяной сферы, отрасль живет не одной нефтью», — отмечает он. — На рынке при этом говорят, что он находится в орбите влияния [главы «Роснефти»] Игоря Сечина». В любом случае, как системный игрок он вполне способен прижиться в Минэнерго и стать более значимым членом в команде Новака, полагает Мухин.
Дополнительная информация
- Источник: Ведомости
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Власть"
Материалов нет