Как обычная заявка Казахстана на транзит через систему «Транснефти» превратилась в сенсацию
«Казахстан сольёт в Россию полмиллиона тонн никому не нужной нефти» – так некоторые СМИ прокомментировали новость о заявке, поданной в «Транснефть» казахстанскими производителями нефти. В ней экспортёры заявили о намерении отгрузить в мае через порт Усть-Луга (конечная точка второй очереди Балтийской трубопроводной системы, БТС-2) 500 тыс. т нефти. Из этого сообщения был сделан вывод, что из-за падения спроса на лёгкую нефть CTC Blend Каспийский трубопроводный консорциум сдаёт позиции российской «Транснефти». Об этом говорится в полученной Информагентством «Девон» авторской статье Института развития технологий ТЭК.
НОВОСТЬ МНОГОЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ
Полмиллиона тонн для Казахстана – это около 6% ежемесячного объёма добычи страны. Поставки через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в марте 2020 года составили рекордные 6,45 млн т, из них на долю казахстанских производителей пришлось более 5,7 млн т. На этом фоне судьба партии в 500 тыс. т вряд ли способна существенно повлиять на экономику поставок.
Отгрузка нефти казахстанских производителей через БТС-2 европейским потребителям началась еще летом 2012 года. Тогда, по сообщению «Транснефти», ежемесячно планировалось отправлять из Усть-Луги по 400 тыс. т сырья из Казахстана (четыре «афрамакса» по 100 тыс. т в каждом). В течение всех последующих лет этот объём оставался плюс-минус примерно таким же. Так, отгрузка некондиционной нефти от имени казахстанских производителей в апреле-мае 2019 года, когда «Дружба» была загрязнена хлорорганическими соединениями, составила 699 тыс. т. Именно этот объём был подтверждён соглашением о компенсации, заключенным между российским транспортным монополистом и его казахстанским визави, компанией «КазтрансОйл».
Согласно типовым договорам «Транснефти», ежегодно стороны согласуют прогнозный объём сдачи и распределения нефти по системе нефтепроводов. Далее в течение года экспортёр ежемесячно подаёт заявки на транспортировку сырья и включение в график расстановки и подачи танкеров в порту. Конкретно по Усть-Луге это должно быть сделано до 15 числа месяца, предшествующего тому, в котором планируется отгрузка. Объём транспортировки может варьироваться месяц к месяцу, кроме того, в срок до 20 числа того же месяца заявку можно скорректировать. Возможно, именно такая корректировка и стала поводом для алармистских комментариев в прессе.
СМЕШАТЬ, НО НЕ ВЗБАЛТЫВАТЬ
Сейчас основным экспортным маршрутом для Казахстана служит система Каспийского трубопроводного консорциума, через которую ежегодно в направлении Новороссийска прокачивается свыше 50 млн т (55,8 млн в 2019 году) или около 70% поставляемой за рубеж казахстанской нефти. Остальное идет главным образом через трубопроводную систему Атырау-Самара. Изначально по ней транспортировалась преимущественно тяжёлая нефть Мангыстауской группы месторождений. Затем, по мере освоения новых запасов, в частности, Карачаганакского и Тенгизского месторождений, к ней присоединилось более лёгкое сырье CTC Blend.
Через Самару нефть попадает в систему нефтепроводов «Дружба». Далее, через НПС «Унеча» на границе с Белоруссией, она частично поступает в БТС-2 и идёт в направлении Усть-Луги, где отгружается на танкеры, а частично по той же «Дружбе» направляется в Европу. При этом на обоих маршрутах казахстанская нефть поставляется уже как российский сорт Urals.
Кроме того, отдельная нитка Атырау-Самара используется для поставки малосернистой казахстанской нефти в порт Новороссийск (в смеси с российской Siberian Light). Прибыльность таких поставок до недавних пор была выше, чем Urals, однако объёмы относительно невелики – в 2019 году они составили чуть более 1 млн т.
Своп через Urals для казахстанских производителей даёт заметный выигрыш в цене. Даже легкая нефть CTC Blend, поставляемая по системе Каспийского трубопроводного консорциума, обычно торгуется с дисконтом к российскому сорту. Например, год назад, ещё до всех экономических потрясений, контракт CTC cif Средиземноморье, по данным агентства Argus Media, стоил $68,8 за баррель. Такой же контракт для Urals обошёлся бы покупателю в $70,8. Сейчас же разница в цене заметно выше. По данным на начало апреля, для Urals дисконт к цене североморского эталонного сорта Brent составлял $4,75 за баррель, для CTC Blend – $8,05 за баррель, а для Siberian Light – $5,5 за баррель.
Для России поставки казахстанской нефти через систему «Транснефти» также выгодны. Российская сторона получает плату за транспортировку. Кроме того, добавление легкого сорта CTC Blend позволяет улучшить качество, а следовательно, повысить цену российской экспортной нефти.
Более сильное падение в цене традиционно более дорогих лёгких сортов не должно удивлять. Из-за карантинных мер в мире резко сократилось потребление бензина и авиационного топлива – личный транспорт и самолёты большей частью стоят на приколе. При этом коммерческие автомобильные и морские перевозки по-прежнему функционируют, хотя и в меньшем объёме. Тем самым спрос на дизель и мазут пострадал значительно меньше – а значит, и спрос на более тяжёлые сорта нефти, которые дают больший выход этих фракций.
Также поставки через Усть-Лугу позволяют снизить транспортные издержки. Во-первых, тарифы «Транснефти» номинируются в рублях, КТК же берёт за свои услуги в долларах. Падение курса российской валюты сильно снизило долю транспорта в конечной долларовой цене сырья, что не может не привлекать экспортёров. Во-вторых, Ленинградская область намного ближе к североевропейским потребителям, чем Новороссийск, а спрос на энергоносители в Северной Европе сейчас выше, чем в Южной. Не только из-за более сурового климата, но и потому, что североевропейские страны предпочли не вводить полный запрет на перемещение граждан и функционирование предприятий, ограничившись по большей части рекомендательными мерами по соблюдению мер безопасности.
Наконец, система Каспийского трубопроводного консорциума уже сейчас работает на пределе возможностей. Как уже говорилось, в марте через систему прошло 6,45 млн т нефти. Предельная механическая ёмкость КТК составляет 67 млн в год (5,6 млн т). Таким образом, наращивать поставки в этом направлении просто некуда. Проектная же мощность нефтепровода Атырау-Самара составляет 17,5 млн т в год, а средняя загрузка в 2019 году, по данным Информационно-аналитического центра нефти и газа Казахстана – 1,1 млн т (13,2 млн т в годовом исчислении).
Дмитрий КОПТЕВ, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК )
Дополнительная информация
- Источник: ИА "Девон"
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Коронавирус в нефтегазе"
Материалов нет