ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Газ без тормоза

Первое техническое совещание, которое провели представители Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), прошло в формате чисто протокольного мероприятия. Стороны обменялись формальными заявлениями о намерении углубить сотрудничество. ФСЭГ при создании прочили роль «газовой ОПЕК». Однако эти надежды не сбылись тогда и, похоже, не сбудутся и сейчас.

Как говорится в сообщении на сайте ФСЭГ, «на совещании был рассмотрен вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на мировую экономику, рынки нефти и газа, среднесрочные и долгосрочные перспективы рынка энергоносителей». Также сообщается, что ОПЕК и ФСЭГ «подтвердили свою готовность заложить основу для более тесного сотрудничества даже в беспрецедентных условиях, с которыми сталкивается глобальная экономика» и достигли консенсуса «относительно важности энергетической безопасности и поддержания стабильности на энергетических рынках».

Быть как ОПЕК

Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ, известный также как «газовый ОПЕК») — международная организация, объединяющая 12 крупнейших стран — производителей и экспортеров газа, включая Россию, Катар, Иран, Венесуэлу. Статус наблюдателей в нем имеют семь государств, в том числе Норвегия и Казахстан. ФСЭГ функционирует как консультативная площадка производителей газа, на долю стран — членов организации приходится около 70% мировых запасов газа. В октябре 2019 года был подписан меморандум о взаимопонимании между ФЭСГ и ОПЕК.

По словам генсека ФСЭГ Юрия Сентюрина, сейчас организация работает над новым сценарием развития газового рынка. Согласно пересмотренным прогнозам, снижение спроса в 2020 году составит от 2,8% до 6%. В 2021 году ожидается постепенное восстановление, однако вряд ли объем потребления достигнет уровня 2019 года раньше 2022 года. Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) выступило с аналогичным прогнозом относительно рынка нефти. По мнению аналитиков МЭА, в 2021 году, несмотря на быстрый рост спроса, он не достигнет докризисных уровней.

Обвал цен на рынке газа, вызванный сочетанием ряда факторов — сокращением экономической активности из-за коронавируса, избытком предложения СПГ и теплой зимой, вызвал новую волну обсуждений: может ли ФСЭГ взять на себя ту же роль, которую ОПЕК играет на рынке нефти. «Крупные производители газа во всем мире стремятся подражать успеху ОПЕК+ путем преобразования своего Форума стран-экспортеров газа в подобную ОПЕК организацию по газу. Их мотивация заключается в том, что это позволит им создать глобальный рынок газа и СПГ и влиять на цены на газ и СПГ точно так же, как это делает ОПЕК в отношении сырой нефти», — говорил в начале июня в интервью РИА Новости отраслевой эксперт, приглашенный профессор энергетики в европейской бизнес-школе ESCP Europe Мамдух Салама.

Договорится трудно. А нужно ли?

Роль регулятора на газовом рынке ФСЭГ прочили еще при образовании в 2009 году. Главным идеологом и инициатором создания организации выступил президент России Владимир Путин. Тогда осуществить эти амбициозные планы не позволили объективные причины. В отличие от нефти, газ в основном поставлялся по долгосрочным контрактам с фиксированной ценовой формулой, биржевая торговля в этом секторе была развита слабо. Поэтому возможности для регулирования рынка были ограничены. 

Сегодня газовый рынок намного больше похож на нефтяной. Значительную долю на нем составляет СПГ, поставляемый по спотовым контрактам, цена которых формируется в результате биржевых торгов. Тем не менее эксперты не ожидают превращения ФСЭГ в «газовый ОПЕК». 

«Противоборствующие интересы стран, входящих в организацию, слишком велики», — предупреждает советник по энергетике президента Инстутита энергетики и финансов Николай Иванов. Прежде всего это Катар, который имеет практически нулевые производственные издержки. Катарские производители СПГ уже заявили, что будут наращивать производство газа; несмотря на то, что рынок переполнен, они запускают новые линии. При этом в Катаре есть интересы таких международных компаний, как Shell и Exxon, которые заинтересованы скорее в экспансии на новые рынки, чем в сокращении добычи. 

Помимо того, что договоренность сама по себе труднодостижима, встает вопрос: в чью пользу будет освобождаться место на рынке? Производители СПГ из стран не входящих в Форум — прежде всего США и Австралия — с удовольствием займут опустевшую нишу, сведя к нулю все усилия ФСЭГ. Для эффективного воздействия на рынок необходимы более широкие договоренности. 

«Ситуация на рынке так поменялась, что ОПЕК сама по себе уже давно не может в одиночку стабилизировать рынок в период волатильности. Востребованы другие более широкие форматы», — говорит заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Хорошей иллюстрацией к этому тезису служит сегодняшняя ситуация, когда только объединенными усилиями всех производителей нефти, в том числе не входящих в ОПЕК, удалось купировать кризис перепроизводства.

По мнению Гривача, ФСЭГ, как более молодая организация, должна учитывать это в своей стратегии развития. «Превращение в “газовый ОПЕК” — тупиковый путь и хорошо, что в свое время он был отвергнут. С другой стороны, развивающийся газовый рынок, безусловно, нуждается в механизмах координации и стабилизации. ФСЭГ может стать такой площадкой, но для этого ей предстоит многое сделать», — уверен аналитик.

Но даже в этом случае не будет решена ключевая для России проблема — цена основных экспортных товаров определяется за пределами нашей страны, напоминает исполнительный директор Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Вячеслав Мищенко. 

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынки"

Материалов нет

Наверх