ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,59 0,02
EUR 100,27 -0,14
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Журнал "Финансовый директор" за январь 2016 г. - Виктор Хайков о цене на нефть в 2016 году: "идет война себестоимости"

Что будет с рублем, инфляцией, ВВП, нефтью

Журнал «Финансовый директор» изучил прогнозы зарубежных и российских аналитических команд, попросил ведущих экспертов прокомментировать тенденции. Главный вывод такой: даже если России удастся выйти из рецессии, экономический рост будет близок к нулевому.

Среднегодовой курс доллара: 64,2 рубля; евро: 66,8 рубля

Аналитики банка Societe Generale уверены, что Россию вряд ли ждет приток валюты, если восстановление ее экономики будет медленным, рост нефтяных цен — скромным, а в США начнется повышение ставок, которое ограничит привлекательность вложений на всех развивающихся рынках. В первом полугодии доллар будет стоить 63-63,5 рубля, в четвертом квартале — 59,8 рубля. При этом, как отмечается в обзоре, Центробанку вряд ли удастся возобновить покупки валюты для пополнения резервов, иначе ухудшение платежного баланса может негативно отразиться на курсе. Отдельно в Societe Generale подсчитали, как отреагирует рубль, если средняя цена барреля Brent составит 44 доллара вместо 53 долларов, российский ВВП снизится на 0,1 процента вместо роста на ту же величину, а в США будут активнее ужесточать денежно-кредитную политику. Все это приведет к укреплению доллара в среднем до 75 рублей. Еще один альтернативный сценарий — это нефть по 62 доллара, подъем экономики РФ на 0,2 процента и очень аккуратные шаги ФРС. Средний курс доллара тогда приблизится к отметке 52 рубля. Отметка же в 60 рублей выступает для курса доллара важным уровнем поддержки, считают эксперты BoA Merrill Lynch. Если рубль по какой-либо причине попытается укрепиться сильнее, ЦБ усилит на него давление за счет возобновления покупок валюты на рынке. При этом он будет постепенно сокращать объем валютного РЕПО и, вероятно, понизит еще сильнее ключевую ставку. Фактически единственный сценарий, допускающий существенное укрепление рубля, — это восстановление нефтяных котировок. С другой стороны, при стабильной стоимости барреля потенциал для ослабления российской валюты тоже ограничен. Поддержку рублю будут оказывать растущий профицит счета текущих операций, дедолларизация экономики и некоторый приток зарубежного капитала на внутренний рынок. Благоприятным для рубля фактором будет выступать и сокращение платежей по внешнему долгу.

Мнение эксперта
Евгений Надоршин, главный экономист компании «ПФ Капитал»
В начале 2016 года все факторы, которые способствуют удешевлению рубля (отток капитала, замедление экономик развивающихся стран, низкие цены на нефть и т.д.), сохранятся, поэтому падение курса национальной валюты продолжится. Стоимость доллара в 2016 году достигнет 75 рублей. Но к концу года рубль немного отыграет и курс доллара опустится до 70 рублей.

Нефть: 57 долларов за баррель

В ноябре запасы в мировых нефтехранилищах достигали исторического максимума, причем за пределами США, по подсчетам Citi, их емкость была исчерпана на 95 процентов. При этом большие объемы сырья еще только ожидали доставки, находясь в пути в морских танкерах. Учитывая переизбыток нигерийской нефти сорта WAF на рынке, это может означать, что в первом полугодии мировые ресурсы для хранения черного золота будут задействованы почти полностью, особенно если возобновятся поставки из Ирана. Фактором поддержки для цены барреля, с другой стороны, на ее нынешних уровнях служит повышение маржинальности нефтепереработки в Европе: производителям топлива выгодно наращивать закупки. Однако влияние этого фактора уменьшится уже в первом квартале — по мере сезонного сокращения спроса на бензин. В более отдаленном будущем нефть может подорожать в связи со сворачиванием проектов в отрасли и геополитическими факторами, но в ближайшей перспективе этого не произойдет.

Если будут исчерпаны резервы нефтехранилищ, единственным способом устранить избыток физического предложения на рынке станет новое падение котировок. В случае мягкой зимы и невысокого спроса на топливо в Европе и США баррель может подешеветь и до 20 долларов. Впрочем, этот сценарий не рассматривается как базовый: согласно основному прогнозу Goldman Sachs, в феврале марка Brent будет стоить 43 доллара, WTI — 38 долларов, а в четвертом квартале цены подрастут,

соответственно, до 54 и 50 долларов. Оценка себестоимости сланцевой нефти позволяет аналитикам сделать вывод, что рынок нащупает баланс между спросом и предложением как раз к концу 2016 года. Это станет возможным за счет устойчивого сокращения нефтедобычи в странах вне ОПЕК, прежде всего в США.

Мнение эксперта
Виктор Хайков, президент, председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса
Текущее снижение цен на нефть связано с резким увеличением ее предложения на рынке благодаря «сланцевой революции» и вложениям в более эффективные технологии добычи во время высоких цен. Появились новые игроки, такие как США. ОПЕК уже не может снижением добычи влиять на уменьшение предложения нефти в мире и повышение ее цены – "ушедший" объем сразу восполнят другие игроки, а страны ОПЕК (преимущественно Саудовская Аравия) потеряет долю и соответствующие ей доходы. Не снижая добычу, картель вынуждает производителей с высокой себестоимостью прекращать инвестиции в бурение новых скважин и разработку месторождений, не говоря уже про арктические проекты. По той же причине и Россия не снижает добычу. Идет война себестоимости. Несмотря на уменьшение буровых установок в мире, мы наблюдаем рост добычи. Это связано с тем, что снижение инвестиций в добычу у сланцевиков ведет к падению ее уровня с задержкой около года. Большинство из них при текущей цене на нефть гарантированно банкроты. Многие ведут добычу только из уже введенных ранее в эксплуатацию скважин. Им не поможет даже проведенное при высоких ценах на нефть хеджирование добычи, так как сроки не превышают 2015-2016 гг. Себестоимость добычи сланцевой нефти около 45-60 долларов, поэтому не стоит ожидать выше цен на ближайший год, дальше они могут незначительно вырасти. Традиционные игроки с трудом, но выдержат данный уровень, легче это будет сделать тем, у кого курс национальной валюты гибок по отношению к доллару. Но существенное влияние на мировую цену могут оказывать и экономические факторы, вызванные политическими решениями.

Изменение ВВП: 0 процентов

Даже если средняя цена нефти составит 60 долларов за баррель, вероятно снижение ВВП на 0,5 процента, хотя базовый прогноз Минэкономразвития предполагает, что экономику ждет подъем на 0,7 процента при нефти в 50 долларов. Инвестиции в основной капитал, по оценке министерства, возобновят рост только в 2017-м, и экономисты ЦМИ Сбербанка разделяют пессимизм в этом отношении. Несмотря на выигрыш в конкурентоспособности, который сулит девальвация, трудно ожидать притока капитала при текущем инвестиционном климате. Но МЭР ожидает увеличения розничного товарооборота несмотря на падение реальных располагаемых доходов, то есть население должно будет использовать сбережения для наращивания своих текущих расходов. Это нетипично для периодов затяжного кризиса, поэтому потребление, скорее всего, незначительно сократится. Основной положительный вклад в динамику ВВП, по мнению министерства, должно внести наращивание материальных запасов. Но компании накапливают их в ответ на повышение спроса на свою продукцию и увеличение объемов продаж. На внутреннем рынке спрос остается слабым, а говорить о серьезном приросте физических объемов несырьевого экспорта причин пока нет. Таким образом, экономического ускорения следует ждать лишь в 2017-2018 годах, когда оно во многом будет связано с предвыборным ростом расходов.

Учитывая сохранение высокой зависимости России от цен на нефть, восстановление экономики будет проходить умеренными темпами по «L-траектории», считают аналитики Газпромбанка. Динамика ВВП, в условиях относительно низкой стоимости барреля и слабых внутренних факторов роста, станет положительной не ранее чем в третьем квартале. Но в целом экономика уже преодолела пик охлаждения и прибавит за год на 0,8 процента. Подъем будет обеспечен рядом факторов: восстановлением инвестиционной и производственной активности на фоне замедления инфляции, смягчением денежно-кредитной политики, сохранением высокого положительного сальдо платежного баланса.

Мнение эксперта
Евгений Надоршин, главный экономист компании «ПФ Капитал»
Нет сомнений, что ВВП продолжит падать (-2,5%). И рецессия не оставит нас в 2016 году. В то же время она будет не такой глубокой, как в 2015 году, но вряд ли это кому-то сильно поможет. Эта реальность могла бы быть иной при правильной экономической политике. Восстановления экономики можно ожидать в начале 2017 года.

Инфляция: 6,9 процента

Усиление инфляционного давления в середине осени, когда недельный рост потребительских цен достигал 0,2 процента, было ожидаемым и стало результатом сезонного удорожания продуктов питания и ослабления рубля, отмечаются эксперты финансовой группы БКС. Тем не менее, если не начнется новая волна падения курса российской валюты — а цены на нефть, по всей видимости,

стабилизировались — высокая сравнительная база 2015-го обеспечит существенное замедление инфляции в годовом сопоставлении уже в ближайшие несколько месяцев. К концу первого квартала она может снизиться вдвое по сравнению с недавними отметками. А к концу года должна уменьшиться до 8 процентов, но этот прогноз находится под угрозой, отмечают в Альфа-банке. Помимо неблагоприятного эффекта от введения платы за проезд грузовиков — по различным оценкам, она может добавить к росту потребительских цен до 1,5 процентного пункта (п.п.) — дополнительные риски связаны с ограничениями на импорт продуктов питания из Турции. Судя по всему, внешнеполитические меры сейчас для государства более значимы, чем инфляционное таргетирование. На сегмент овощей и фруктов приходится 4 процента российской потребительской корзины, а турецкий импорт занимает в нем до 20 процентов. Его запрет может добавить к инфляции еще 1-2 п.п.

Мнение эксперта
Евгений Надоршин, главный экономист компании «ПФ Капитал»
К концу 2016 году инфляция окажется чуть выше 9 процентов. Это связано с тем, что рубль будет дешевле. Временными факторами, которые подстегнут инфляцию, станут и ограничение на импорт ряда товарных позиций из Турции и сбор с грузовых автомобилей. Второй фактор подействует уже с декабря 2015, ограничения импорта станут значимо заметны в инфляции с января.

Цены промпроизводителей: + 6,4 процента

Сдерживание регулируемых тарифов и стоимости продукции и услуг инфраструктурного сектора ограничит рост издержек — он уменьшится в два с лишним раза по сравнению с уровнем 2015-го, считают в Минэкономразвития. В среднем по году инфляция в промышленности будет ниже потребительской в результате стабилизации валютного курса, ухудшения мировой конъюнктуры на основных для российского экспорта рынках и сохранения слабого спроса на продукцию предприятий внутри страны. Повышение цен на энергоносители будет умеренным и тоже несильно отразится на издержках, в том числе в производстве социально значимых товаров с низкой эластичностью спроса (сахара, хлеба и других).

Промышленное производство: +1,2 процента

Промышленность получила импульс от ослабления рубля и ограничения ввоза ряда товаров и имеет потенциал улучшения конкурентоспособности, уверены эксперты ВЭБ. Однако росту производства может препятствовать динамика спроса — как внешнего, так и внутреннего. На первый влияет охлаждение экономики Китая и азиатских рынков. Если нефть в ближайшие годы будет стоить 50-55 долларов за баррель, то российская промышленность сможет прибавлять по 0,9-1,3 процента, отставая от подъема ВВП. Альтернативный прогноз ВЭБа предполагает постепенное повышение нефтяных котировок. Поддержка в этом случае придет со стороны внутреннего спроса — он увеличится благодаря более высоким доходам от экспорта, и тогда ежегодный прирост промышленного выпуска достигнет 1,5-1,7 процента. Еще более впечатляющими его темпы могут быть в том случае, если государство станет проводить стимулирующую денежно-кредитную и бюджетную политику — финансировать крупные инфраструктурные проекты, поддерживать несырьевой экспорт.

По мнению аналитиков БКС, три основных фактора будут определять динамику промпроизводства. Во-первых, это эффект низкой сравнительной базы: уже в начале этого года он будет способствовать заметному улучшению показателей в годовом сопоставлении. Во-вторых, улучшение ситуации с внутренним спросом — как надеются в БКС, начиная с середины 2016-го спрос стабилизируется и начнет демонстрировать небольшой подъем. Это станет возможным после замедления инфляции и снижения ставок кредитования, что должно остановить также спад инвестиций. Третий фактор — динамика мирового спроса на сырье: любые позитивные подвижки приведут к росту выпуска в экспортных отраслях.

Мнение эксперта
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований
Рост в промышленности может составить 0,3–0,5 процентов и будет носить, скорее всего, статистический характер из-за низкой базы сравнения. Если говорить о качественном росте и тем более развитии экономики, то данный сдвиг будет зависеть не только от предпринимательского сообщества, но и от интенсивности позитивных изменений со стороны правительства РФ в структурном, монетарном, управленческом и институциональном направлениях, а также смягчения внешнеценового, санкционного и геополитического давления.

Инвестиции в основной капитал: -1,3 процента

Несмотря на оптимистичные инвестиционные планы «Газпрома» и электросетевых компаний, капитальные вложения в экономику могут сократиться на 0,4 процента. Так считают в ВЭБ. Один из сдерживающих факторов — это снижение финансирования проектов в нефтедобыче: компании вынуждены будут экономить после падения цен на нефть, которое не полностью для них компенсируется ослаблением рубля. Есть и дополнительные риски: если сроки строительства крупных объектов, таких как генерирующие мощности или газопровод «Сила Сибири», будут сдвигаться, то инвестиции потеряют порядка 2 процентов. Вывести этот показатель в плюс могло бы повышение цен на нефть — оно не только отразилось бы на доходах экспортеров, но и в целом повысило интерес инвесторов к вложениям в России. Однако быстро достичь докризисного объема инвестиций удастся лишь в одном случае: если государство будет принимать стимулирующие меры.

Оборот розничной торговли: +0,3 процента

Новая волна ухудшения ситуации с розничным потреблением, которую статистика отразила осенью, не сулит ничего хорошего самим потребителям, особенно в условиях сохранения высокой инфляции, прогнозируют аналитики Альфа-банка. В то же время, так как замедление роста номинальных зарплат и усиление безработицы идут рука об руку с восстановлением производства, вполне возможно, что компании сосредоточились на повышении производительности, и это улучшит распределение ресурсов в экономике. Таким образом, хотя статистика и выглядит крайне негативной для розницы, в целом она таковой не является. По итогам 2016 года, согласно прогнозу Альфа-банка, розничный товарооборот подрастет на 0,5 процента.

Однако быстрое восстановление розницы маловероятно, отмечают в Минэкономразвития, темпы роста выше 2 процентов станут возможными лишь в 2017-2018 годах, когда прогнозируется увеличение денежных доходов населения, дальнейшее снижение инфляции и расширение потребительского кредитования. При этом продажи непродовольственных товаров будут расти в среднем быстрее, чем продуктов, напитков и табачных изделий — разница в динамике этих сегментов может составлять 1,2 п.п. ежегодно. По итогам 2016-го и торговля, и платные услуги населению выйдут в символический плюс — на 0,4 и 0,2 процента. Сильнее всего в денежном выражении увеличатся продажи свежих фруктов и компьютеров, а в сфере услуг наилучшую динамику продемонстрирует сегмент физкультуры и спорта.

Мнение эксперта
Евгений Надоршин, главный экономист компании «ПФ Капитал»
По итогам 2015 года темпы падения розничной торговли в продовольственном и непродовольственных сегментах практически одинаковы – более девяти процентов. В 2016 году розничное потребление в реальном выражении продолжит падать, хотя темпы и снизятся - около трех процентов (сопоставимо продолжат уменьшаться и реальные располагаемые доходы населения). В отличие от 2009 года государство не готово в сопоставимых объемах использовать ресурсы для поддержания потребления. Да и самих ресурсов у него уже нет в тех объемах, в каком они были в 2009 году. К тому же поддержание розничного потребления не решает внутренних проблем, которые сдерживают развитие российской экономики. То есть это бессмысленная трата денег. Госполитика должна сконцентрироваться на создании новых мощностей, новых возможностей для роста: носить республиканский характер, а не останавливаться на социальной поддержке.

Реальные доходы населения: -0,6 процента

Восстановление реальных доходов будет зависеть от конъюнктуры на рынках сырья и индексации зарплат бюджетников, пенсий и соцпособий, отмечают эксперты ВЭБ. Если нефть не подорожает, а бюджетная политика останется жесткой, доходы населения потеряют в реальном выражении 1,5 процента и вернутся к росту лишь в 2018-м. Но увеличение потребления начнется раньше и будет финансироваться за счет сбережений домохозяйств. Повышение цен на нефть и более высокие темпы индексации социальных выплат приведут к тому, что реальные зарплаты перестанут сокращаться уже в этом году, однако доходы населения все равно начнут расти не раньше 2017-го. И в обоих этих сценариях будет увеличиваться разрыв между реальными зарплатами и производительностью труда в экономике.

Но не исключено, что в частном секторе рост номинальных зарплат ускорится, считают аналитики Райффайзенбанка. Это произойдет в результате увеличения прибыли корпораций и за счет того, что в 2015 году многие из них занимали выжидательную позицию в отношении индексаций. Этот процесс будет неравномерным: в основном повышать зарплаты сотрудникам смогут позволить себе компании-экспортеры. Тем не менее, рост номинальных выплат на фоне снижения инфляции приведет к улучшению динамики оплаты труда и в реальном выражении.

Таблица. Карта экономических прогнозов по состоянию на январь (консенсус-прогнозы)

Показатель

2016

2017

2018

Среднегодовая цена нефти марки Urals (Brent), долл. за баррель

57↓

60↓

55

Курс доллара по отношению к рублю (среднегодовой), руб./$

64,2↑

61,3↑

61,8

Курс евро по отношению к рублю (среднегодовой), руб./евро

66,8↑

64,6↑

65,5

Динамика ВВП, %

0↓

1,5↓

2,5

Инфляция, %

6,9↑

5,1↑

5,1

Динамика цен производителей промышленных товаров, %

6,4

5,4

5,5

Динамика промышленного производства, %

1,2↑

1,5

1,6

Динамика реально располагаемых доходов населения, %

- 0,6↓

1,2

1,2

Динамика инвестиций в основной капитал, %

- 1,3↓

0,4

2,6

Динамика оборота розничной торговли, %

0,3↓

2,2

2,0

Источники: Министерство экономического развития, Центральный банк РФ, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Центр развития Высшей школы экономики, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, PricewaterhouseCoopers, HSBC, Deutsche Bank, Citigroup, Bank of America Merrill Lynch, Goldman Sachs, ING, Sberbank CIB, Альфа-банк, "ВТБ Капитал", "Уралсиб Кэпитал", ФК "Открытие", Номос-банк, Газпромбанк, "Атон", ФЦ «Инфина», БК "Финам".

www.fd.ru

Подписчики журнала, зарегистрированные на сайте www.fd.ru и активировавшие код доступа, могут ознакомиться с детальными прогнозами по каждому из показателей в разрезе аналитических команд. Соответствующий файл Excel размещен на сайте в разделе "Макроэкономика".

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Ассоциация в СМИ"

Материалов нет

Наверх