"Угроза энергобезопасности". Запасы газа в ФРГ упали до критической отметки
МОСКВА, 10 дек. Германия подошла к зиме с самым низким за последние годы уровнем заполненности ПХГ. В этом винят правительство Фридриха Мерца и корректировки в законе об энергетике. Аналитики говорят о структурных изменениях в системе газоснабжения из-за отказа от российского топлива и указывают на возросшие риски энергетической безопасности.
Подземные хранилища газа заполнены на 68,5%, что на 20% меньше, чем средний уровень за десятилетие, сообщили в энергетическом объединении Gas Infrastructure Europe (GIE).
"В случае чрезвычайно холодной погоды этого не хватит, несмотря на новые мощности по импорту СПГ", — предупредил управляющий директор Объединения операторов газовых хранилищ Германии (INES) Себастьян Хайнерманн.
Игроки рынка возлагают ответственность за это на правительство — из-за решения отменить с 1 января "надбавку на безопасность газовых хранилищ".
Как поясняют эксперты, отмена надбавки, которая сейчас составляет 2,89 евро за МВт-ч, связана с изменениями в энергетическом законодательстве.
"Сбор ввели в 2022-м для покрытия расходов на замену российского трубопроводного газа более дорогим СПГ", — уточняет Евгений Сумароков, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве России.
Для потребителей отмена надбавки очевидный плюс: ее закладывали в конечную цену газа для домохозяйств. Теперь в планах — переход к бюджетному финансированию закачки топлива. На это правительство выделяет около 3,4 миллиарда евро из Фонда климата и трансформации. Такой подход заметно ослабляет экономические стимулы своевременно наполнять хранилища.
При надбавке действовал рыночный механизм: у операторов газохранилищ был надежный источник средств для заблаговременных закупок (обычно летом, когда цены ниже). Все было коммерчески оправдано целевым сбором.
А при механизме бюджетного финансирования государство должно само организовывать сделки через госструктуры (например, Trading Hub Europe) или выделять субсидии операторам. Это бюрократический процесс, зависящий от бюджетных циклов и политических решений. И, разумеется, менее гибкий и оперативный.
Плюс возникает проблема "общего котла" и конкуренции за бюджет с другими статьями, такими как соцвыплаты, затраты на оборону, расходы на инфраструктуру. Риски недофинансирования в таких условиях существенно возрастают.
В INES уже обратились к правительству с просьбой ввести инструменты, позволяющие обеспечить достаточную закачку ПХГ. Но пока до этого далеко.
Кабинет Мерца еще в начале года отменил требование заполнять к 1 ноября хранилища на 90%. Новых механизмов, которые сделали бы раннюю закачку экономически привлекательной, отрасли не предложили.
Есть и другие факторы.
"А именно: структурные изменения в системе газоснабжения после отказа от российских трубопроводных поставок, высокие цены на спотовом рынке, делающие закачку экономически невыгодной для операторов хранилищ, недостаточная пропускная способность терминалов СПГ для покрытия текущего потребления и формирования стратегических резервов на отопительный сезон", — перечисляет Надежда Капустина, профессор кафедры логистики Финуниверситета.
В итоге к осени Германия значительно отстала от других стран ЕС, Средний показатель заполненности ПХГ в данный момент — 83%. У Франции и Польши — 80, Австрии — 77, Бельгии — 92.
Как отмечает Евгений Смирнов, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ, ФРГ в последние годы в активно развивала инфраструктуру для СПГ. Но ставку делали на удовлетворение именно текущих потребностей.
Соответственно, возможностей по формированию буферных запасов стало гораздо меньше. И это создает дополнительные риски для крупнейшей экономики ЕС. Особенно с учетом того, что Германия традиционно выполняла функцию топливного хаба для соседних государств.
Недостаточные запасы ограничивают маневренность в случае непредвиденных обстоятельств: холодная зима, технические сбои на объектах инфраструктуры, геополитические кризисы, добавляет Надежда Капустина.
Расчет Берлина на СПГ — это вынужденная стратегия, продиктованная отсутствием альтернатив после разрыва энергетических связей с Москвой, подчеркивает она. Германия оказалась в ситуации, когда необходимость одновременного обеспечения текущего потребления и накопления стратегических резервов превышает реальные возможности импорта через имеющиеся терминалы.
Это напрямую угрожает энергетической безопасности: и население Германии, и промышленность могут столкнуться с еще более жесткими нормами потребления газа и ростом его стоимости. Это ускорит деиндустриализацию и сокращение числа действующих предприятий ведущей экономики Евросоюза.
Дополнительная информация
- Источник: ПРАЙМ
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Хранение углеводородов"
Материалов нет