ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 91,98 0,11
EUR 100,24 0,27
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Cherchez la femme

Несмотря на то, что слово «нефть» — женского рода, нефтянка — отрасль брутальная, сугубо мужская. Тем не менее, будучи убежденным сторонником гендерного равноправия, я нашел несколько выразительных женских фигур, безусловно, достойных уважения и внимания со стороны исследователей нефтегазовой индустрии.

Дочь генерала, внучка поэта

Юлия Лермонтова (1946–1919) — дочь генерала, начальника Московского кадетского корпуса, троюродного брата Михаила Лермонтова — имея блестящее домашнее и гимназическое образование, не смогла продолжить учебу в России. В частности, Юлия получила отказ в приеме в Петровскую сельскохозяйственную академию — в те суровые времена, увы, женщин в вузы не принимали. 

За границей подход был более либеральным, в связи с чем Юлия поехала учиться в Германию, в старинный Гейдельбергский университет, который стараниями Роберта Бунзена, Густава Кирхгофа и Германа Гельмгольца был в тот период одним из главных естественно-научных центров мира. Компанию Юлии составила ее ближайшая подруга Софья Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская), впоследствии первая в мире женщина — профессор математики.

В Гейдельберге, помимо обучения, Юлия работала в химической лаборатории великого Бунзена, где по рекомендации Дмитрия Менделеева выполнила свое первое научное исследование — по разделению редкоземельных металлов.

Через два года Юлия переехала в Берлин, где училась Ковалевская. Здесь Лермонтова поступила на работу в лаборатории еще одного великого химика — Августа Гофмана, «отца лакокрасочной промышленности», первооткрывателя формальдегида, бензидина, изонитрилов и аминов. 

В 1874 году в Геттингенском университете Юлия, блестяще защитив диссертацию о метиленовых соединениях, получила «докторскую степень с высшей похвалой», после чего вернулась в родной Санкт-Петербург, где начала работать в университете, в лаборатории Александра Бутлерова, ведущего российского химика-органика. Вскоре Лермонтова была принята в члены Русского химического общества, и совершенно заслуженно — она открыла реакцию алкилирования олефинов галоидпроизводными жирного ряда; позднее эта реакция легла в основу синтеза базовых видов моторного топлива. 

Начиная с 1880 года, Юлия под руководством Владимира  Марковникова занималась исследованиями кавказской нефти, делая акцент на ее промышленной глубокой переработке. Она внесла большой вклад в создание технологий пирогенетических и каталитических процессов (с использованием металлических катализаторов). Лермонтова изобрела оригинальную нефтеперегонную установку непрерывного действия, отличавшуюся эффективностью работы и простотой конструкции. В целом можно сказать, что исследования Лермонтовой сыграли важнейшую роль в создании в России крупнотоннажной нефтеперерабатывающей промышленности. 

К сожалению, в 1888 году, в сравнительно молодом возрасте, Юлия оставила химию и переселилась в фамильное имение Семенково под Москвой,  где занялась сельским хозяйством.

Победительница колосса

Ида Минерва Тарбелл (1857–1944) окончила среднюю школу в Тайтусвилле, «нефтяной столице» Америки. Отец Иды был подрядчиком нефтянки (строил резервуары для хранения нефти), поэтому будущее мисс Тарбелл, можно сказать, было предопределено.

В начале XX века Ида, ставшая знаменитым журналистом и писателем-документалистом, решила обратиться к наиболее актуальным вопросам современности. В качестве объекта своего внимания Тарбелл выбрала крупнейшую корпорацию мира — рокфеллеровскую «нефтяную империю» Standard Oil, в собственности которой находились 400 предприятий, 170 тыс. км трубопроводов, 10 тыс. железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных нефтеналивных пароходов и пр.

В 1904 году вышла в свет книга Тарбелл «История Standard Oil», представлявшая собой полное описание развития компании с момента ее создания в 1870 году. Книга вызвала эффект разорвавшейся бомбы и в одночасье стала главным бестселлером Америки (этот статус она имеет и сегодня, занимая пятое место в списке ста лучших работ американской документалистики).

Тарбелл не просто раскритиковала Standard Oil — она предложила продуманную программу борьбы с ее монопольным положением на рынке и, по сути, подготовила почву для иска правительства США против корпорации (суть обвинения — заговор с целью ограничения свободы торговли).

Процесс занял около пяти лет. В 1911 году Верховный Суд США вынес вердикт: Standard Oil должна быть ликвидирована. В результате ее нефтяной бизнес был разделен на семь примерно равных частей, получивших названия штатов, в которых размещались основные производственные активы. Так в Америке появились компании Sohio, Esso, Socony Vacuum, Socal, Stanolind, Kyso и Arco, а еще позже, после череды слияний и поглощений, хорошо знакомые нам по сей день Exxon Mobil, Chevron, Marathon и BP America. Империя пала, нефтяная отрасль Америки (да и всего мира) приобрела совершенно новый, конкурентный облик (подробнее — см. материал «Женщина, победившая Рокфеллера»). 

Хозяйка «библии»

Ванда Яблонски (1920–1992) — дочь известного геолога, сотрудника нефтяной компании, вошедшей в состав американского нефтяного гиганта Standard Oil of New Jersey (ныне — Exxon Mobil). Отец Яблонски искал нефть в различных регионах мира, поэтому его семье пришлось вести кочевой образ жизни (например, Ванда училась в школах восьми стран). 

Окончив университет в США, Ванда пришла на работу в авторитетное деловое издание New York Journal of Commerce, где стала выпускать приложение, целиком посвященное нефтяной индустрии — Petroleum Week. Вскоре Яблонски стала настоящей «акулой» отраслевой журналистики и аналитики. Она могла пробиться к любому, самому статусному ньюсмейкеру, включая короля Саудовской Аравии (интервью у него она брала… в королевском гареме, переодевшись в хиджаб).

К концу 1950-х годов мировая нефтяная отрасль стала ареной острого конфликта транснациональных нефтяных корпораций и правительств ряда государств, богатых углеводородами. Причины конфликта были просты: нефтяные мейджоры не хотели делиться.

Лидерами «лагеря недовольных» были Венесуэла и Саудовская Аравия, но действовали они разобщенно — до той поры, пока министров нефти этих стран Хуана Пабло Переса Альфонсо и Абдуллу ибн-Хамуда Тарики не познакомила Яблонски. Произошло это в апреле 1959 года в Каире на Арабском нефтяном конгрессе, причем встреча влиятельных государственных деятелей состоялась в обстановке строгой секретности… в гостиничном номере Ванды. И именно здесь, в каирской гостинице, определись контуры будущей ОПЕК, созданной спустя полтора года.

Что касается Ванды Яблонски, то в 1961 году она организовала в Нью-Йорке свое собственное бизнес-издание — Petroleum Intelligence Weekly. Журнал, которым Ванда бессменно руководила более четверти века, не только стал «библией нефтяной индустрии», но и сделал Яблонски мультимиллионершей (подробнее — см. материал «Акула по имени Ванда»).

Жертва импичмента

Дилма Русефф (род. в 1947 году) — тоже дочь интересного человека — болгарского коммуниста, эмигрировавшего в Бразилию. В молодости Дилма, сторонница радикальных политических взглядов, вступила в подпольную боевую организацию «Команда национального освобождения», за что получила двухлетний срок. После тюрьмы Дилма остепенилась — стала дипломированным экономистом и занялась легальной политической деятельностью в оппозиционных политических организациях.

В 2003 году харизматичный политик Луис Инасиу Лула да Силва, избранный президентом Бразилии, назначил Русефф, свою верную соратницу, министром энергетики. Соответственно, по должности Дилма стала председателем совета директоров госкомпании Petrobras, входящей в первую десятку крупнейших нефтяных компаний мира. Спустя два года Русефф возглавила администрацию президента Бразилии, а еще через пять лет, после окончания каденции Лулы да Силвы, была избрана новым президентом страны. Через четыре года Дилма переизбралась на второй срок. 

В 2014 году разразился крупнейший в бразильской истории коррупционный скандал — топ-менеджеров Petrobras во главе с Марией дас Грасас Силвой Фостер (кстати, давней подругой Русефф) обвинили в получении огромных откатов от подрядчиков. При этом часть «откатных» денег перечислялась правящей Партии трудящихся и поступала в личные карманы партийных боссов. На скамью подсудимых сели десятки человек — руководители подрядных организаций, топ-менеджеры Petrobras, а также ряд политиков. Часть подсудимых получила длительные тюремные сроки. 

О масштабе нарушений говорит тот факт, что в 2015 году в связи с выявленными в Petrobras фактами коррупции и завышения стоимости активов независимые аудиторы снизили рыночную стоимость компании почти на 17 млрд долларов!

Естественно, этот скандал затронул и Русефф (хотя она отрицает, что знала о нарушениях) — против нее возбудили процедуру импичмента. 31 августа 2016 года решением бразильского Сената Дилма была отстранена от должности президента страны. 

Ну что ж, отрицательный герой — это тоже герой.

Иркутская история

Марина Седых (род. в 1960 году) окончила Иркутский государственный университет по специальности «правоведение», работала юрисконсультом в системе потребкооперации, на Иркутском заводе тяжелого машиностроения и на госпредприятии «Востсибнефтегазгеология». С момента основания в 2000 году Иркутской нефтяной компании Седых занимает пост генерального директора ИНК, владея 10% акций компании. 

С запуском магистрального трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан и существенным расширением транспортных и экспортных возможностей добыча в ИНК резко пошла вверх. В настоящее время ИНК добывает в год около 9 млн тонн нефти и газового конденсата (более трети совокупной добычи независимых нефтекомпаний России), активно развивает производство и строит крупный комплекс по добыче и переработке газа стоимостью около 0,5 трлн рублей. 

В рейтинге Forbes «Богатейшие женщины России» Седых занимает двенадцатую позицию с состоянием в 400 млн долларов.

Григорий Волчек

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Общество"

Материалов нет

Наверх