Судьба рыбака, который случайно нашел величайшее нефтяное месторождение Мексики в 1961 году, мало кому известна даже на его родине. Но от этого она не менее интересна и поучительна. В своем материале Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает, как Рудесиндо Кантарелл стал одновременно национальным символом и жертвой безразличия государства.
Был июль 1958 года, когда небольшая лодка «Сентенарио-дель-Кармен» плыла по спокойной водной поверхности Мексиканского залива близ провинции Кампече. Вдруг 44-летний рыбак Рудесиндо Кантарелл заметил нечто необычное. Менее чем в 30 метрах от лодки, в самом сердце бирюзовых вод появилось бурлящее темное пятно. Рудесиндо бросил якорь, чтобы рассмотреть загадочное пятно повнимательнее… Тот момент навсегда останется в истории Мексики.
Кому мог рассказать провинциальный рыбак о своем открытии, когда не было никакого интернета? Конечно, жене.
«Я решил приблизиться к масляному пятну. Я видел, как огромный пузырь выходит на поверхность и подумал, что это нефть. Однажды я сказал своей жене: Слушай, я думаю, что в Кармен есть нефть», — рассказывал Кантарелл в интервью журналу Proceso в 1983 году.
Следующим человеком после жены, который узнал об открытии рыбака, стал инженер нефтяного гиганта Pemex, с которым Кантарелл встретился в порту Веракрус в Коацакоалькосе. Рудесиндо отвез заинтересованных инженеров Pemex к тому самому месту. В 1968 году, ровно через десять лет после открытия, там будет построен комплекс под названием «Кантарелл» — по имени рыбака.
В 1971 году было подтверждено, что эти черные пузыри, расположенные в 70 километрах к северу от Плайя-дель-Кармен, исходят из крупнейшего нефтяного месторождения в Америке и второго по запасам в мире.
Исследования инженеров Хавьера Менезеса, Серафина Паса и Марио Гальвана при содействии самого Руденсиндо Кантарелла подтвердили открытие. В этом месте на относительном мелководье менее чем в 100 километрах от побережья Кампече государственная компания Petróleos Mexicanos (Pemex) обнаружила крупнейшее нефтяное месторождение в истории страны.
Чтобы понимать, какое значение имело открытие рыбака, следует напомнить, что в 1960-х годах в Мексике было всего 10 нефтяных заводов, а их производство было крайне скромным по сравнению с крупными мировыми компаниями того времени. Удивившие Кантарелла пузыри вели к месторождению, в котором хранилось 40 миллиардов баррелей.
Эксплуатация месторождения началась в 1979. В 1980-х годах на скважинах этого месторождения – Бакаб, Абкатун, Ку, Малуб, Акал и Нохоч – добыча сырой нефти была доведена до одного миллиона баррелей в день, что составляло почти 40% от общей нефтедобычи в Мексике.
По объемам это месторождение опережали только залежи Гавар в Саудовской Аравии. Можно сказать, что Рудесиндо нашел одно из самых невероятных сокровищ всех времен. К сожалению, великое открытие принесло и много неприятностей, в том числе и для самого первооткрывателя.
Национальный герой Мексики
После того, как факт обнаружения месторождения получило подтверждение, рыбак прославился в национальном масштабе, а его фамилия стала синонимом нефтяного богатства.
Но изобилие месторождения Кантарелл, которое давало две трети всей мексиканской нефти, мгновенно расслабило Pemex, которая, вместо того чтобы реинвестировать прибыль в технологии, просто качала сырье, подпитывая государственный бюджет и обеспечивая 40% государственных доходов. И, по мере снижения добычи на месторождении, разрабатываемом устаревшими способами, недостатки отсутствия конкуренции стали очевидными.
В результате, как это часто бывает, при богатейших запасах ископаемого топлива — Мексика обладает 30 млрд баррелей нефти и 500 млрд куб. футов природного газа — в стране 53 миллионов человек живут за чертой бедности. Проблема в том, что государство не может должным образом использовать свои богатства.
А что же сам рыбак, обнаруживший эти несметные сокровища?
После того, как он стал общенациональной знаменитостью, Кантарелл получил работу в компании Pemex. Звучит солидно, а вот должность – уже не настолько. Кантареллу предложили работу помощника уборщика в лаборатории Pemex в Кампече. Зарплата была соответствующей. При этом постоянный контракт с ним так и не подписали. Рыбак пытался добиться более достойных для себя условий, отправлял руководству компании и федеральным властям бесконечные письма, но результата они не принесли.
Кантарелл умер в 1997 году в нищете в возрасте 83 лет. До самой смерти он получал лишь небольшую пенсию за свое открытие. История простого рыбака, принесшего своему государству огромную прибыль, мало кому известна даже в его родном городе Сьюдад-дель-Кармен. Да и само государство о нем вспомнило лишь однажды. В 1978 году мексиканское правительство наградило его золотой медалью по случаю 40-летия национализации нефти с саркастически звучащей надписью. Надпись на медали гласила – «Нефть наша».
Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"
Материалов нет