ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 82,65 1,19
EUR 94,36 0,32
Brent 76.28/76.29WTI 72.68/72.70

Как в СССР начиналась добыча на шельфе

«Нефтяные камни» и другие морские мега-проекты.

Сегодня на фоне дефицита энергоносителей в Европе руководство Азербайджана намеревается увеличить поставки голубого топлива в Евросоюз. Причем не только за счет собственной добычи, но и за счет транзита. Не так давно Азербайджан и Иран подписали меморандум об увеличении в два раза своповых поставок газа из Туркменистана. Голубое топливо из бывшей советской республики стал поступать в Европу с начала 2021 года. Все это стало возможным благодаря активному освоению шельфа во времена СССР. Об этом пишет Григорий ВОЛЧЕК в издании «Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ОФФШОРНАЯ ДОБЫЧА.

Первая специализированная структура по освоению морского нефтяного шельфа в СССР была создана в 1949 году. Тогда в структуре союзного Миннефтепрома появилось Главное управление по разведке и разработке морских месторождений нефти — Главморнефть. Начальником нового главка и одновременно заместителем министра стал Сабит Оруджев. В состав Главморнефти вошли объединение «Азморнефть», тресты «Дагнефть» и «Дагнефтегазразведка», Астраханский судостроительный завод «Красные баррикады» и Избергский ремонтно-механический завод.

«Азморнефть» была весьма мощной организацией. Кроме промысловых, геологоразведочных и строительных предприятий, в нее входили полноценное пароходство со 150 судами, включая мощные плавучие краны, НИПИ «Гипроморнефть», Бакинский завод металлоконструкций, мореходная школа и учебный комбинат. Главморнефть работала очень успешно, открыв на Каспии более десяти месторождений. Крупнейшее из них — Нефтяные Камни — надолго стало главной ресурсной базой советского Азербайджана.

В послевоенные годы основной акцент в развитии нефтяной промышленности Азербайджана был сделан на морские месторождения. И в первую очередь — на Нефтяные Камни (Нефт Дашлары) с начальными извлекаемыми запасами более 200 млн тонн нефти.

Добыча на месторождении началась в 1951 году (об этом ИА «Девон» писало здесь). Через 15 лет она достигла пика в 7,6 млн тонн нефти в год. Нефтяные Камни, дававшие большую часть азербайджанской нефти, стали крупнейшим в Европе морским нефтяным месторождением. Именно здесь впервые в стране и мире были отработаны многие оффшорные технологии. Там же была создана первоклассная школа подготовки инженерно-технических и научных кадров для всех морских нефтепромыслов Советского Союза.

Успешное освоение Нефтяных Камней стало мощным драйвером геологического изучения Каспия. В 1965 году Бакинский судоремонтный завод «Каспморнефтефлота» построил первую в СССР плавучую установку для структурно-поискового бурения «Апшерон». Она стала оконтуривать крупный блок недавно открытых офшорных месторождений Бахар – Сангачал – Дуванны – Булла (ныне Хара-Зыря). Большая часть этих залежей, расположенных недалеко от побережья, было продолжением сухопутных месторождений. В течение следующих 10 лет все эти участки были введены в промышленную разработку.

Параллельно азербайджанские геологи вели изучение каспийской акватории у берегов Дагестана. Там в 1950-70-х годах были открыты месторождения Изберг-Избербаш, Инчхе-море, Арабляр-море, Дербентское, Димитровское, Восточное и Ялама-Самур. Работали азербайджанцы и у берегов Туркмении, на Челекене, и даже на шельфе сопредельного Ирана. С последним было подписано соответствующее советско-иранское межправительственное соглашение.

Освоившись на мелкой воде, геологи вышли на глубоководье и вскоре добились впечатляющего успеха, открыв крупное месторождение 28 Апреля. Это название дали в честь даты восстановления Советской власти в Баку. В настоящее время месторождение называется Гюнешли. В 1977 году на этом участке с глубиной моря 84 метра была установлена первая в СССР стационарная глубоководная платформа. В 1980 году месторождение было введено в эксплуатацию.

ОСВОИМ ШЕЛЬФ К 2000 ГОДУ!

В 1954 году Главморнефть расформировали, а вопросы развития шельфа ушли на второй, и даже третий план. Все ресурсы отрасли были брошены на ускоренную разработку недавно открытых крупных месторождений Урало-Поволжья — Ромашкинского, Мухановского, Бавлинского, Кинзебулатовского, Яринского, Жирновского и ряда других.

Спустя четверть века, в конце 1970-х годов, о шельфе вспомнили снова. В то время на советском шельфе ежегодно добывалось 8 млн тонн нефти (из них 7 млн тонн — на Нефтяных Камнях), что составляло менее 1,5% общесоюзной добычи. При этом в мире в целом на шельфе добывалось 20% всей нефти. Отставание было налицо, и его требовалось наверстать.

Мощный импульс освоению шельфа в Советском Союзе дало принятое в августе 1978 года соответствующее постановление Совета Министров СССР. Основным инициатором принятия этого важного решения был Сабит Оруджев, с 1972 года возглавлявший союзное Министерство газовой промышленности. Министр, не забывший про свой успешный морской опыт на Каспии, весьма прозорливо видел будущее нефтегазовой промышленности в освоении шельфа.

Вскоре после выхода постановления в структуре Мингазпрома был создан специализированный главк — Главморнефтегаз. Под его эгиду перешли крупные нефтедобывающие объединения на Каспии, Сахалине, Балтике, Кубани и в Крыму, геологоразведочные тресты «Союзморгео» и «Арктикморнефтегазразведка», а также несколько крупных научно-исследовательских и конструкторских подразделений.

Для 80-тысячного коллектива морских геологов, нефтяников и газовиков была разработана специальная одежда, основой для которой стала форма гражданского морского флота. Форма прожила недолго, а вот нормативные документы, разработанные в тот период, действуют по сей день. Весь отечественный флот нефтегазовых операций, включая плавучие буровые установки, до сих пор живет по уставу, принятому в 1984 г.

Отрасли ставилась вполне конкретная задача — до 2000 года подготовить береговые базы и флот, провести интенсивную геологоразведку прибрежного шельфа. Требовалось нарастить его ресурсную базу до 3 млрд тонн нефти и 1,5 трлн. кубометров газа, обеспечив выход на среднегодовой уровень добычи 40 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа.

Решение столь амбициозной задачи напрямую зависело от создания качественно нового флота. На верфях в Выборге, Астрахани, Севастополе, Херсоне и Волгограде планировалось наладить серийное строительство самоподъемных плавучих буровых установок, буровых судов ледового класса, инженерно-геологических и научно-исследовательских судов, мощных плавучих кранов, водолазных и подводных судов. Кроме того, предполагались масштабные закупки плавсредств за рубежом. Обширный флот Главморнефтегаза должен был насчитывать более 50 различных типов судов.

ПЕРИОД РАСПАДА.

Впечатляющая программа по развитию морской нефтегазодобычи в СССР выполнена не была в силу ряда обстоятельств. В частности, организованные профсоюзным движением «Солидарность» массовые забастовки в Польше сорвали размещение в этой стране советских заказов по строительству нефтегазового флота. Для них была выделена огромная по тем временам сумма — 700 млн инвалютных рублей. В 1981 году скоропостижно, не дожив до 70 лет, умер Сабит Оруджев, главный энтузиаст освоения шельфа в советском руководстве.

В 1988 году Главморнефтегаз был передан Миннефтепрому. Как только утряслись все организационные межведомственные вопросы, в 1989 году возникли новые. Они были связаны с созданием на базе Мингазпрома госконцерна «Газпром» с собственными интересами на шельфе и взглядами на перспективы развития отрасли. А затем начались и политические пертурбации. Еще до распада СССР большая часть производственных активов Главморнефтегаза в Азербайджане, Туркмении и Украине, перешла в собственность этих республик.

Тем не менее, за 13 лет работы Главморнефтегаз приобрел 250 новых судов, и его флот стал насчитывать более 700 судов. Большая часть флота сосредоточилась на Каспии. Мощные флотилии были созданы на Черном, Азовском, Балтийском, Охотском, Японском и Баренцевом морях. Помимо советских верфей, суда ударными темпами строились в Финляндии, Югославии, Норвегии, Швеции, ГДР, ФРГ и Японии.

Больше всех для Главморнефтегаза строили финны — более 30 судов. Среди них были уникальные плавучие краны «Станислав Юдин» и «Титан», нефтесборщик «Вайдегубский», водолазное глубоководное судно «Спрут» с тремя подводными аппаратами, геофизическое судно «Академик Гамбурцев» и транспортное судно «Трансшельф». Большинство из этих судов в строю и по сей день. Они работают по всему миру, правда, зачастую под другими флагами и названиями.

Всего на закупку нового флота Главморнефтегаз израсходовал 3,5 млрд рублей в ценах 1980 года. Это были огромные деньги даже для расточительной советской экономики. Но все эти деньги не были выброшены на ветер. Благодаря крупным централизованным капиталовложениям в СССР была создана мощная база для разведки и разработки морских углеводородных месторождений.

В конце 80-х годов на шельфе в 90 км к востоку от Баку были открыты крупные многопластовые месторождения Чираг (предыдущие названия — Каверочкин, Достлуг и Осман) и Азери (бывший Хазар). Вместе с ранее открытыми залежами они составляют единый блок Азери — Чираг — Гюнешли с совокупными запасами 930 млн тонн нефти и 600 млрд кубометров газа.

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» АЗЕРБАЙДЖАНА.

В 1994 году, уже в суверенном Азербайджане, было подписано соглашение о разработке АЧГ. Документ, громко названный «контрактом века», символизировал и новые процессы, идущие на постсоветском пространстве, и тренд на глобализацию. В соглашение вошли 13 компаний из 8 стран. Среди участников проекта - американский Exxon Mobil, британский ВP и норвежский Statoil (ныне Equinor). Участвовал в проекте и российский ЛУКОЙЛ, но затем продал свою долю.

В 1997 году началась добыча нефти на месторождении Чираг. Затем, в течение 11 лет, постепенно были пущены в эксплуатацию и другие блоки АЧГ. Гигантский промысел заработал на полную мощность, что сразу же дало резкий рост объемов добычи нефти. Пик производства — около 41 млн тонн нефти в год — пришелся на 2010 год. После этого началось плавное снижение добычи вплоть до нынешних 29 млн тонн нефти в год.

Экспорт добытой на АЧГ нефти идет по пущенному в 2006 году магистральному трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан протяженностью 1768 км. Длина азербайджанского участка составляет 443 км, 249 км — грузинского и 1076 км — турецкого. Диаметр трубы — 1100 мм, пропускная способность — 60 млн тонн нефти в год. Начальная точка трубы — береговой терминал Сангачал недалеко от Баку, конечная — турецкий нефтеналивной порт Джейхан на Средиземном море.

Помимо нефти АЧГ, стратегическая труба прокачивает на экспорт казахстанскую и туркменскую нефть. Сырье с восточного побережья Каспия доставляется в Сангачал на танкерах из казахстанского Актау и туркменской Аладжи. Параллельно трассе Баку — Тбилиси — Джейхан проложена другая стратегическая магистраль. Южно-Кавказский трубопровод (Баку — Тбилиси — Эрзерум), транспортирует газ с крупного азербайджанского морского месторождения Шах-Дениз. Диаметр трубы составляет 1070 мм, протяженность — 970 км.

Месторождение Шах-Дениз, открытое в 1999 году, как и Азери — Чираг — Гюнешли, очень крупное. Оно содержит 1,2 трлн. кубометров природного газа и 240 млн тонн газового конденсата. Одним из участников проекта разработки Шах-Дениз является ЛУКОЙЛ. Максимальная добыча на месторождении запланирована на уровне 16 млрд кубометров в год. Весь объем добываемого газа поставляется на экспорт — в Грузию, Турцию и страны Южной Европы.

Разработка огромных каспийских месторождений Азери — Чираг — Гюнешли и Шах-Дениз вывели экономику Азербайджана на новый качественный уровень. На протяжении ряда лет страна прочно удерживала мировое лидерство по темпам роста ВВП.


Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх