Никто до сих пор полностью не понимает, как в конечном итоге отреагируют мировые экономики, особенно когда новоявленный глава Белого дома меняет решения. Но оценки спроса на нефть снизили все, поэтому цены на нефть пока не спешат подниматься выше $70. Все оглядываются на ОПЕК+. Но кроме спроса на нефть снижены и оценки предложения нефти — в США.
Напомним, Дональд Трамп 2 апреля объявил о введении пошлин на импорт всех товаров на 10% с 185 торговыми партнерами, а для ключевых партнеров специальные условия: Евросоюзу обещана надбавка к этому на 20%, Китаю — на 34%. КНР, логично, ответила введением своих пошлин. Трамп объявил о дополнительных наценках, в итоге пошлины на китайский импорт в США достигли трехзначных значений — 134%, что по сути является запретительным уровнем.
Буквально через неделю США дали 90 дней 75 торговым партнерам на раздумье, отложив введение и разрешили импорт телефонов и смартфонов и ряд другой электроники из Китая.
Первым после объявления этих пошлин вышел отчет Минэнерго США (EIA), которое успело внести в анализ часть этой пошлинной вакханалии — лишь пошлины, объявленные 2 апреля, и ответные меры Китая. Однако из всех трех основных аналитических институтов — МЭА и ОПЕК — Минэнерго США понизило прогноз роста нефтяного спроса в текущем году больше всех — на 400 тыс. барр./сут. Теперь EIA ожидает, что потребление нефти (точнее, ЖУВ) в 2025-м увеличится на 0,9 млн барр./сут. и на 1 млн барр./сут. (на 100 тыс. барр./сут. меньше, чем в предыдущем прогнозе) — в 2026-м.
И хотя сокращение прогноза роста спроса коснулось главным образом Азии, EIA по-прежнему считает регион основным драйвером роста мирового спроса на нефть. Так, ожидается, что Индия увеличит потребление жидких углеводородов на 0,3 млн барр./сут. и в 2025 году, и в 2026 году по сравнению с темпом роста в 0,2 млн барр./сут. в минувшем году. Китай, как прогнозируется, нарастит спрос на 0,2 млн барр./сут. и в 2025 году, и в 2026 году по сравнению с темпом роста в 0,1 млн барр./сут. в 2024 году.
На фоне ожидаемого ускоренного увеличения нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+, начиная с мая, торговые пошлины приведут к наращиванию с середины года коммерческих запасов черного золота, а это неизбежно повлечет снижение цен на него. Поэтому EIA снизило прогнозную стоимость нефти Brent на 2025-й на $6/барр. — до $68/барр. и на $7/барр. в 2026 году — до $61/барр. Кроме неопределенности в отношении пошлин Минэнерго США указывает на неясность в отношении действия существующих санкций в отношении России, Ирана и Венесуэлы.
Среди ответных пошлин Китая на товары из США EIA выделили влияние на пропан (обозначается в составе СУГ).
— говорится в отчете. В 2024 году на США пришлось 32% китайского импорта пропана, еще 17% пришло из Ирана, 7% — из Катара и 3% — из ОАЭ.
EIA полагает, что ОПЕК+ все-таки будет держать добычу на уровне ниже запланированного в течение предстоящих двух лет, чтобы ограничить наращивание запасов и поддержать цены.
— отмечают аналитики.
Основного же прироста Минэнерго США ждет из стран за пределами ОПЕК+ — на 1,2 млн барр./сут. в 2025 году и на 0,7 млн барр./сут. в 2026 году. Основными драйверами станут США, Канада, Бразилия и Гайана. В целом же мировое предложение жидких углеводородов в 2025 году увеличится на 1,3 млн барр./сут., в 2026 году — на 1,2 млн барр./сут.
Минэнерго США не стало особенно останавливаться на описании добычи нефти (без учета жидких углеводородов) в США, но снизило оценку поставок в нынешнем году на 100 тыс. барр./сут. — до 13,51 млн барр./сут., на будущий год прогноз снижен на 200 тыс. барр./сут. — до 13,56 млн барр./сут. Таким образом, в нынешнем году ожидается рост добычи нефти Вашингтоном на 300 тыс. барр./сут. и лишь на 50 тыс. барр./сут. в следующем.
По словам вице-президента Rystad Energy по нефтегазовым рынкам Северной Америки Мэтью Бернштейна (Matthew Bernstein) в текущих ценовых условиях операторы американских проектов могут быть вынуждены снизить темпы роста добычи нефти:
По оценке Rystad, полные затраты для достижения безубыточности для многих американских игроков сейчас превышают $62 за баррель, и включают в себя минимальную доходность, выплаты дивидендов и расходы на обслуживание долга.
— считает эксперт Rystad.
Аналитик полагает, что влияние пошлин на сталь на стоимость скважин в 2025 году может быть ограниченным, но неопределенность будет мешать компаниям работать. По оценке Бернштейна, почти весь рост нефти в США приходится на Пермский сланцевый бассейн, и, хотя он является наиболее прибыльным, компании обещали акционерам высокие дивиденды, а это ставит под угрозу рост производства операторами в Пермском бассейне на наименее прибыльных участках.
— считает эксперт.
МЭА в своем отчете привела данные ФРС Далласа, согласно которым, американские сланцевики находятся в шоке: им нужны цены в среднем в $65 за баррель марки WTI (сейчас около $60/барр.), чтобы бурить с прибылью. Они же негативно оценили влияние пошлин на сталь на объемы бурения скважин.
— говорится в документе.
МЭА также оценило влияние ответных пошлин Китая на импорт этана и СУГ из США и в целом снизило прогноз извлечения жидких углеводородов в США на 150 тыс. барр./сут. в 2025 году — до 490 тыс. барр./сут. В 2025 году, подсчитали в агентстве, производство жидких углеводородов в США составит 20,7 млн барр./сут., а в следующем нарастит чуть меньше — 280 тыс. барр./сут. — до 21 млн барр./сут.
Согласно отчету ФРС Далласа, для покрытия эксплуатационных расходов компаниям нужна цена нефти марки West Texas Intermediate (WTI) около $41 за баррель, что выше прошлогодних $39 за баррель. По регионам средняя цена WTI, необходимая для покрытия эксплуатационных расходов, составляет от $26 (бассейн Eagle Ford) до $45 за баррель.
— говорится в опросе. Для крупных компаний, добывающих не менее 10 тыс. барр./сут. нужна цена в $31/барр., для операторов поменьше — $44 за баррель.
А чтобы бурение новой скважины принесло прибыль в среднем компаниям нужна цена WTI в $65 за баррель — по регионам эта цифра варьируется от $61 до $70 за баррель. Цена безубыточности в Пермском бассейне — $65 за баррель WTI, как и в прошлом году.
В среднем респонденты ожидают, что цена на нефть марки WTI составит $68 за баррель к концу 2025 года — ответы варьировались от $50 до $100 за баррель. На вопрос о более долгосрочных ожиданиях респонденты в среднем ответили, что ожидают цену на нефть марки WTI в размере $74 за баррель через два года и $82 за баррель через пять лет.
По мнению аналитиков МЭА, кроме низких цен на нефть, рост добычи сланцевой нефти в США будет сдерживаться и другими факторами, в частности геологией, технологиями и рынком. Эксперты отметили, что раньше снижение бурения и ввода уже пробуренных скважин компенсировалось повышением производительности и эффективности, но в этом году эта тенденция пошла на спад.
— говорится в отчете.
— подчеркнули аналитики МЭА.
По сравнению с предыдущим месяцем, в целом по 2025 году оценка роста снижена на 300 тыс. барр./сут. В 2026 году агентство ждет роста потребления нефти в мире лишь на 690 тыс. барр./сут. на фоне хрупкой макроэкономической ситуации в мире и все большего распространения электромобилей.
МЭА также считает, что страны ОПЕК+ в мае увеличат добычу нефти гораздо меньше плана — на 225 тыс. барр./сут., а не на обещанные 411 тыс. барр./сут., поскольку несколько участников, включая Казахстан, ОАЭ и Ирак, добывают сильно выше своих квот и обещали компенсировать недосокращение.
На фоне неопределенности аналитики снизили и прогноз роста предложения жидких углеводородов на мировой рынок на 200 тыс. барр./сут. — до 1,3 млн барр./сут., то есть предполагаемый профицит составит 0,6 млн барр./сут. В 2026 году предложение может увеличиться еще почти на 1 млн барр./сут., что примерно на 300 тыс. барр./сут. превышает прогноз роста спроса.
ОПЕК снизила свои ожидания по росту спроса всего лишь на 150 тыс. барр./сут. — до 1,3 млн барр./сут., в следующем году альянс ждет такого же темпа роста.
ОПЕК рассказала о добыче нефти в марте участниц соглашения. И хотя многие страны снижали добычу, очередные превышения нарушителей привели к тому, что план превышен на 100 тыс. барр./сут. Так, Ирак, общий «долг» которого составляет уже почти 2 млн барр./сут., в марте задолжал еще 100 тыс. барр./сут. Недосокращение Казахстана составляло 0,9 млн барр./сут., в марте страна превысила оговоренный уровень добычи еще на 420 тыс. барр./сут.
Если верить версии, что ОПЕК+ пошел на ускоренное увеличение на фоне торговой войны, чтобы дисциплинировать своих участников, то пока это не сработало. Впрочем, Минэнерго Казахстана превентивно заявило, что обязательства нарушены, но пообещало провести переговоры с нефтедобывающими компаниями и в апреле выполнить обязательства. Мониторинговый комитет ОПЕК+ потребовал к 15 апреля представить новые графики компенсаций с ускоренными обязательствами.
Если же речь идет о начале ценовой войны и возвращении доли рынка, то ситуация выглядит иначе.
А пока цены на нефть находятся под давлением. Так, аналитики Goldman Sachs уже второй раз снизили свои прогнозы по цене на нефть. Теперь — на $6 за баррель в 2025 году — до $69 за баррель марки Brent, на 2026 год оценка снижена на $4 за баррель — до $58 за баррель.
Поскольку российская нефть торгуется с дисконтом к нефти Brent, нефтегазовые доходы российского бюджета находятся под угрозой — Urals продается примерно по $54 за баррель .
— полагают аналитики «Ренессанс Капитал».
По их мнению, несмотря на то, что налоговая нагрузка на нефтяной сектор является самой высокой среди других отраслей экономики России, снижение налоговых поступлений от нефтегазовых компаний создает риски «налоговых новаций» в пользу пополнения доходной части бюджета за счет результатов нефтяных компаний.
— говорится в их обзоре.
Кроме того, по мнению аналитиков, после значительного падения цен на нефть ослабление национальной валюты практически неизбежно.
Светлана Кристалинская
Дополнительная информация
- Источник: Нефть и Капитал
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"
Материалов нет