ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 98,28 -1,65
EUR 103,24 -0,04
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Югра "доедает" ресурсную базу СССР, а у геологоразведки денег нет

ВИНКи игнорируют нефтегазоперспективные участки

Ключевая отрасль экономики Ханты-Мансийского автономного округа – добыча нефти – продолжает сталкиваться с проблемами. Среди вызовов, ставших предметом обсуждения, в том числе на очередной отраслевой научно-практической конференции в Ханты-Мансийске, оказались противодействие западным санкциям в сфере ТЭК, исчерпание ресурсов действующих месторождений и необходимость стабилизации добычи. Помимо этого, в экспертной среде прогнозы по извлечению ресурсов на территории региона до 2050 года колеблются от 79 до 216 млн тонн ежегодно. Особое внимание обращает на себя практически полное отсутствие государственного финансирования геологоразведочных работ на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а в последние десятилетия недропользователи, главным образом, «проедали» ресурсную базу, подготовленную еще во времена СССР. О путях решения отраслевых проблем и перспективах развития нефтегазового потенциала «Правда УрФО» побеседовала с доктором геолого-минералогических наук, профессором Высшей нефтяной школы Югорского государственного университета, заслуженным геологом России Станиславом Кузьменковым.

«Правда УрФО»: Станислав Григорьевич, на прошедшей в Ханты-Мансийске XXVIII окружной научно-практической конференции «Пути реализации нефтегазового потенциала Западной Сибири», среди прочего, поднималась тема санкций, направленных на запрет поставок высокотехнологичного импортного оборудования для нефтегазовой промышленности. Насколько болезненно они сказываются на отрасли, и есть ли эффективные меры противодействия?

Станислав Кузьменков: Практически все участники пленарного заседания конференции в той или иной мере остановились на этой теме. Более подробно ее раскрыл замгубернатора Югры Алексей Забозлаев, который отметил, что в настоящее время кризис нехватки высокотехнологического оборудования в ТЭК Югры прошел, но не во всех сферах. Некоторые нерешенные проблемы остались в программно-алгоритмическом обеспечении при сопровождении геолого-технологических мероприятий гидроразрыва пласта и ряда других технологий, направленных на повышение нефтеотдачи пласта. Что касается технологической оснастки при строительстве и эксплуатации скважин, то специалисты-нефтяники эту тему практически закрыли.

Станислав Кузьменков (в центре) с выпускниками-геологами

По информации, поступающей в правительство Югры от компаний-недропользователей, потребности в оборудовании, поставка которого прекращена в связи с экономическими санкциями, в настоящий момент отсутствуют, при необходимости импортное оборудование в среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть заменено отечественными аналогами. Нефтяные и сервисные компании за последние 20 лет приобрели значительный научный и технический потенциал, позволяющий самостоятельно осуществлять практически весь спектр необходимых работ на месторождениях округа.

«Правда УрФО»: Подавляющее большинство разрабатываемых на территории Югры месторождений либо вышло на максимальные объемы добычи, либо находится на последней стадии разработки. За счет чего можно компенсировать грядущее исчерпание ресурсов этих месторождений, на Ваш взгляд?

Станислав Кузьменков: На секции «Методы повышения эффективности разработки месторождений углеводородного сырья», да и на других тоже, этой проблеме было посвящено значительное количество докладов. В полемике принимали участие как производственники, так и научные центры, которые занимаются этой тематикой. Отмечу, что большинство докладов подготовлено на основе конкретных и уже прошедших апробацию технико-технологических мероприятий. Если говорить о конкретике, то следует привести несколько цифр, которые позволяют определить основные направления деятельности предприятий ТЭК округа.

Добычу нефти на уровне 220-215 миллионов тонн в год в последние 5 лет удалось стабилизировать за счет значительного объема эксплуатационного бурения не ниже 18 миллионов метров в год; ввода в эксплуатацию ежегодно не менее 4,5 тысячи новых добывающих скважин со среднесуточным дебитом в 26-30 тонн нефти в сутки; сохранения достигнутых объемов геолого-технологических мероприятий повышения нефтеотдачи и интенсификации добычи нефти на уровне 21-23 тысяч скважино-операций в год, за счет которых добывается порядка 25-30% от общей годовой добычи. Представляется, что именно эти направления и должны лечь в основу стратегии стабилизации добычи нефти в Югре.

«Правда УрФО»: Прогноз добычи нефти по ХМАО-Югре в перспективе до 2050 года рассчитан по целевому (216 миллионов тонн), инерционному (144 миллиона) и негативному (79 миллиона тонн) сценариям. Как Вы считаете, какой из них наиболее вероятен на этот момент, исходя из текущей диспозиции, и за счет чего можно добиться достижения целевого сценария?

Станислав Кузьменков: Учитывая вышеупомянутые тенденции развития ТЭК Югры, можно с уверенностью сказать, что мне как геологу с почти 50-летним стажем работы в ХМАО-Югре наиболее реальным представляется целевой сценарий с небольшими изменениями до 200 миллионов тонн в год. Постараюсь пояснить эту уверенность.

В январе 2025 года в округе будет добыто 13 миллиардов тонн нефти. В 2023 году доля добычи нефти по 16 крупным из 287 разрабатываемых месторождений составила 52,3% от суммарной в 216 миллионов тонн. А накопленная добыча именно по этим уникальным месторождениям – Самотлорскому, Ватьеганскому, Усть-Балыкскому, Мамонтовскому, Красноленинскому, Приобскому и другим – из общего объема накопленной на 2024 год составила 5914 миллионов, или 46%. Возникает риторический вопрос: а что с добычей по остальным 271 месторождениям. Ответ я озвучил выше – необходимо внедрение в промышленных масштабах апробированных и показавших хорошую эффективность геолого-технологических мероприятий и увеличение объемов эксплуатационного бурения на этих объектах.

«Правда УрФО»: В ходе работы конференции было озвучено, что на текущее время в отрасли наблюдается практически полное (менее 1% от общей суммы затрат на ГРР) отсутствие финансирования геологоразведочных работ на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (ЗСНГП) со стороны государства. Каковы могут быть последствия сложившейся ситуации?

Станислав Кузьменков: Говорить о последствиях сложившейся ситуации в ГРР мы продолжаем многие годы. Начиная с 1993 года в Югре добыча компенсировалась «новой» нефтью на 30-35%, то есть на протяжении всего этого времени компании-недропользователи «проедали» подготовленную в советское время Главтюменьгеологией ресурсную базу углеводородного сырья.

Что изменилось на сегодня и что будет в будущем, говорить трудно, поскольку сегодня сложилось устоявшееся мнение о том, что нефтедобывающие компании на длительный период обеспечены подготовленными к разработке запасами, объемы и виды ГРР следует сократить и/или переориентировать на более высокотехнологичные виды исследований. Такая тенденция характерна и для Югры. Об этом свидетельствует низкая лицензионная активность компаний, обеспеченность которых ресурсной базой нефтедобычи превышает 30 и более лет. Данную тенденцию необходимо менять на государственном уровне, иначе мы можем прийти к инерционному, а хуже того, негативному сценарию добычи нефти в перспективе.

«Правда УрФО»: Можете ли обрисовать ближайшие перспективы проведения геологоразведочных работ на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции? Каков потенциал этих перспективных зон, и что необходимо для его раскрытия?

Ваш вопрос является продолжением предыдущего с точки зрения перспектив наращивания ресурсной базы нефтедобычи с целью стабилизации добычи нефти на уровне 215-220 миллионов тонн на долгие годы и/или десятилетия, на что я надеюсь. Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения лицензирования фонда недр округа.

В настоящее время под долгосрочные лицензии, дающие право добычи нефти, распределено 47% нефтегазоперспективных земель Югры. Оставшуюся часть территории, а именно 53%, через систему конкурсов и аукционов на право пользования недрами следует предлагать потенциальным недропользователям. Однако и я об этом сказал выше, независимые нефтедобывающие общества неохотно принимают участие в тендерах, а ВИНКи практически устранились от этого. Для сравнения: в ЯНАО нераспределенный фонд недр составляет всего 1% перспективных на нефть и газ территорий.

Можно ли сегодня изменить критическую ситуацию с лицензированием в Югре? Думаю, можно, и начинать необходимо с тематических работ, чем и занимаются мои коллеги из научно-аналитического центра рационального недропользования имени В.И. Шпильмана вместе со мною. В результате анализа геолого-геофизической изученности на территории Югры были выделены первоочередные (до 2023 года) и на перспективу (до 2050 года) поисковые зоны, в пределах которых прогнозируется открытие «новой» нефти как в традиционных нефтегазоносных комплексах в неокоме и юре, так и с доюрскими образованиями, которые неоправданно забыты геологами. Предварительно нефтяной потенциал этих зон нами оценивается примерно в 1 миллиард извлекаемых запасов нефти. И это без учета новых открытий в пределах распределенного фонда недр, где для недропользователей еще не сняты ограничения по глубине. Оценку новых открытий на этих землях еще предстоит выполнить.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли студентов наших вузов в подготовке конференций и форумов в ХМАО-Югре. Это не просто статисты, выполняющие определенные им функции, а активные их участники. Отрадно, что правительством автономного округа и соответствующими департаментами, в первую очередь депнедрами Югры, открыты «шлюзы» участия в проводимых мероприятиях в области недропользования именно для молодежи, что ранее строго «ранжировалось».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"

Материалов нет

Наверх