В проекте «Краткий гид по Арктике», который мы подготовили совместно c Сибирским федеральным университетом, мы рассказываем о ресурсном, биологическом и культурном разнообразии Российской Арктики.
Арктический регион традиционно сложен для освоения и добычи минеральных ресурсов. В истории России все освоение Арктического региона, в частности его минеральных ресурсов, происходило волнами. Первая фаза освоения была связана с открытиями Северного морского пути и необходимостью обеспечения этого морского пути энергетическими ресурсами, углем. Большой интерес к Арктике вызвало открытие нефтяных месторождений на Европейском Севере.
Рекомендуем по этой теме:

Почему извергаются вулканы?
Мультфильм о вулканах и их влиянии на историю
Освоение месторождений твердых полезных ископаемых сопряжено с очень большими трудностями и проблемами. В первую очередь это климатические проблемы, которые определяются наличием многолетней мерзлоты. Любая инфраструктура, которая создается для добычи полезных ископаемых, будь то рудник, дороги или путепроводы, испытывает колоссальное антропогенное воздействие. Может наблюдаться деградация многолетней мерзлоты. Например, если говорить об освоении месторождений норильского никеля, где сейчас глубина отдельных рудников достигает более 1000 метров, то горная выработка проходит через мерзлые породы, а на глубине 1000 метров температура достигает 40 °C. Естественно, там, где проходит соединительный слой, работы осложняются перепадами температур.
Второй фактор — людские ресурсы. В Арктике удержать квалифицированные кадры очень сложно. При освоении месторождений арктической зоны в советское время, сразу после революции и особенно в сталинские времена, использовался известный опыт освоения методом Главного управления лагерей, так называемого ГУЛАГа. Вся разведка месторождений золота велась отдельными техническими бюро (ОТБ), которыми руководили военные. Освоение этих месторождений осуществлялось в большей степени, конечно, подневольным трудом, трудом заключенных. Достаточно сказать, что норильские месторождения осваивались таким же образом. Тот же Николай Урванцев, первооткрыватель месторождения, и многие другие геологи как раз находились в лагерях. Вся рабочая сила для освоения этих месторождений поставлялась за счет насильственного перемещения кадров.
Рекомендуем по этой теме:

Минералы — самородные элементы
Минералог Игорь Пеков об истории открытия минералов, интерметаллидах и исследовании лунного грунта
В настоящее время проблема освоения арктических минеральных ресурсов стоит достаточно остро. И здесь на первый план, конечно, должна выходить экономика. Удачным примером Новейшего времени является пример добычи золота на месторождении Большевик. В 1980 году туда впервые попала артель «Полюс» и провела первую добычу россыпного золота. Сейчас там продолжают работать. Содержание полезных компонентов — металлов — должно быть таким, чтобы окупить всю логистику. Предприятие отрабатывает всего 2 месяца, и это промывной сезон. За 2 месяца нужно добыть столько, чтобы покрыть все расходы на логистику, на горючее. Это очень сложно, поэтому, например, при долгосрочных инвестициях в освоении коренных месторождений требуются серьезные затраты. Освоение золоторудных месторождений Чукотки не могло начаться без хорошей энергетической инфраструктуры, и толчком стала Билибинская атомная электростанция. Только она позволила серьезно осваивать месторождения Колымы и Чукотки. Поэтому в настоящее время недропользование в арктической зоне должно идти за развитием инфраструктуры. И встречным движением инфраструктура должна идти за минерально-сырьевыми ресурсами.
Отдельная компания, которая будет нацелена на один вид полезного ископаемого в арктической зоне, может оказаться нерентабельной. В Советском Союзе при плановом хозяйстве обычно к таким регионам подходили очень комплексно. Например, сейчас одним из комплексных проектов может быть освоение богатых руд Томторского месторождения и месторождений ударных и импактитовых алмазов в Попигайском кратере. Это должны быть комплексные месторождения, когда затраты на инфраструктуру ложатся на совместные предприятия. Сейчас есть большой интерес к Сырадасайскому угольному месторождению и ряду других, которые находятся в 100 километрах от Диксона на Таймырском полуострове. Там тоже нужны комплексные подходы в части развития инфраструктуры. Эти месторождения находятся практически на побережье, и необходимо частно-государственное партнерство в том, что касается обеспечения причалов и электроэнергетики. Нужны решения по созданию мобильных, плавучих атомных электростанций. Специалисты Института геологии и минералогии Сибирского отделения Академии наук говорят, что по реке Анабар можно затащить плавучую атомную электростанцию и Томторское месторождение будет обеспечено энергией.
К арктической зоне надо подходить с огромными вложениями в геологоразведку. В Российской Арктике еще много геологических пятен, практически нет карт нового поколения двухсоттысячного масштаба, которые являются основой для планомерных масштабных поисков. Другой фактор недропользования — упрощение лицензирования, стимулирование недропользователя, для того чтобы он шел в Арктику с разведкой, геологическим изучением. Работы могут проводиться не на всей территории Арктики, но, во всяком случае, в зоне экономической доступности Северного морского пути и крупных рек. Именно в этих местах должны быть, на мой взгляд, проведены масштабные геолого-съемочные работы нового поколения, поисковые работы двухсоттысячного масштаба, которые позволили бы резко увеличить потенциал этих территорий.
Рекомендуем по этой теме:

Новые минералы и как их открывают
Минералог Игорь Пеков о поиске новых минералов, способах определения новизны и методах описания химического состава
Я отмечал, что потенциал Таймырско-Североземельской провинции очень высок из-за наличия там свинца, цинка и золота. Второй аспект — это освоение техногенных россыпей золота в арктической зоне. Чукотка и Колыма являются мощными золотороссыпными провинциями, где добыто уже более 1000 тонн золота из россыпей. Но добыча часто проходила хищническим способом и с большими потерями. Сейчас есть высокий потенциал техногенного золота, то есть повторной переработки, в том числе дражным способом и с использованием новых технологий извлечения тонкого, мелкого металла.
В Российской Федерации был принят закон об индивидуальном и вольном приносе для Магаданской области, который постановил, что индивидуальные предприниматели могут идти на техногенные россыпи и добывать что-то. Но эта инициатива осталась незавершенной. Например, сейчас Казахстан и Таджикистан приняли эти законы об индивидуальном старательстве, которые позволяют вести добычу до 50 килограмм золота. Я считаю, что в недропользовании это даст толчок для увеличения добычи благородного металла. Также я думаю, что надо еще и работать с кадрами: нужны люди, которые могут и хотят работать в Арктическом регионе. Для них нужна соответствующая подготовка.
Дополнительная информация
- Источник: https://postnauka.ru
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"
Материалов нет