ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Арктический вектор развития опорного вуза тюменского региона

Кафедра Криологии Земли в Тюменском индустриальном университете была открыта в 2001 году. В то время во многих дисциплинах, изучаемых студентами вуза, и появился криологический аспект. Сегодня подобных кафедр в российских вузах – четыре, но именно структурное подразделение  ТИУ ежегодно выпускает самое большое количество высококвалифицированных специалистов. Все эти годы кафедру криологии возглавляет инициатор её создания — академик РАН, директор Института криосферы Земли, член-корреспондент Королевской академии наук Бельгии, крупный учёный и талантливый педагог Владимир Мельников.

— Владимир Павлович, известно, что геологи-мерзлотоведы становятся одними из самых востребованных специалистов, ежегодно кафедра Криологии Земли тюменского вуза выпускает 20-25 человек. Этого достаточно для освоения Севера?

— В 2000-е годы появилось много отраслевых институтов, нацеленных на Север, через несколько лет всё изменилось — они стали сотнями исчезать. И только сейчас наступает время, когда опять начинают думать о большом государственном деле, которое определяется Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ. По существу нужны специалисты, которые не понаслышке знают об особенностях освоения Севера, Арктики. Уж кому-кому, а самой северной индустриальной державе, которой является Россия, эти вопросы нужно знать лучше других. У нас самая большая протяженность арктического побережья — 65 % территории покрыто вечной мерзлотой. Отмечу, в СССР — было более 40%, то есть мы стали еще «холоднее»! А специалистов, знакомых с криогенными явлениями, не так уж много, в сравнении с тем, какую площадь, какую территорию мы имеем с многолетнемерзлыми породами и с арктическими климатическими условиями. И это для нас больной вопрос.

— У абитуриентов, которые поступают к вам, очень высокие баллы. С чем это связано?

— Качество студентов у нас очень высокое, это не только наше утверждение, об этом говорят, например, профессора из МГУ, которые читают лекции нашим студентам. Замечу, что северное направление, не так притягательно для москвичей. Может они «шкурой» не чувствуют север, или ещё какие-то причины. А мы живём в этой атмосфере, у нас все разговоры о тюменском нефтегазовом комплексе, о тюменском севере, поэтому к нам поступают самые лучшие студенты. Действительно, самый низкий балл по ЕГЭ был 180, а вообще доходит до 260, и это очень хорошо. Каждый год у нас очень серьезный конкурс, и это радует. И количество выпускников, безусловно, тоже, потому что Московский государственный университет выпускает в 2-2,5 раза меньше специалистов, чем мы, а Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова  еще меньше. Сейчас мы получили лицензию на обучение по программе магистратуры, и будем готовить не только инженеров-бакалавров, но ещё магистров и аспирантов, высококвалифицированных специалистов и перспективных ученых.

— Кафедра готовит специалистов по направлению бакалавриата «Геология», профиль  «Гидрогеология и инженерная геология», но вы утверждаете, что это только часть образования, которая сегодня необходима…

— Изучение мерзлоты требует массы специалистов разного профиля, мы говорим в целом о ресурсах, необходимых для человечества, а это одно из направлений, которое еще слабо изучено. Нам нужны специалисты, чтобы изучать мерзлоту и использовать этот огромный природный ресурс – сам лёд и то, что он содержит. Ведь лёд по существу является регулятором слоя, в котором мы живём, когда лёд замерзает, у него выделяется тепло, когда он тает, у него выделяется холод. Я уже не говорю об информационном ресурсе, который хранит тайны природы. И тому самое яркое доказательство керн, который был получен в Антарктиде. Была пробурена скважина 4 км, и керн, который вынули, изучен во многих странах, он нам принес доказательства многих гипотез, теорий того, что было последние 500 тысяч лет назад. Вся эта информация хранилась в нашем ледовом щите под названием Антарктида. Огромное количество ресурсов для нас сохраняет холод, который в обычных условиях у обывателей чаще всего ассоциируется с негативом, потому что печки топить надо, дорогую одежду, обувь покупать.

— Кафедра успевает за «новинками» и одной из первых начала реализовывать профильное модульное обучение, что в перспективе?

— Наших ребят с удовольствием берут производственные организации, чтобы они прошли у них практику, и потом пришли к ним работать. Нефтегазовые, строительные организации все заинтересованы в наших выпускниках.  Если говорить о перспективе, то нужно обязательно работать с зарубежными вузами. Я считаю, что профессиональный рост ребят  сильно зависит от того, с кем они общаются. Сейчас практикуется эффективный метод обучения, когда перспективных ученых из разных стран собирают в одном месте, они стажируются, пишут диссертации, при этом им предоставляются самые лучшие условия, вся необходимая аппаратура для их экспериментов, а в свободное от работы время они обязаны общаться друг с другом.  Это как раз и есть междисциплинарный подход. Когда физики, химики, географы и геологи говорят об объекте, то они к этому объекту подходят с позиции своего образования, своих знаний, и объект мы изучаем более полноценно. Следовательно, появляются новые знания, новые технологии и прогресс. Это не предметный подход, а объектный. Например, в следующем году мы планируем провести в Тюмени международную школу-семинар, участниками которой станут студенты и ученые из разных стран.

— Если вернуться к объектному подходу, например, ваш объект — это криосфера…

— Да, и это криосфера не только Земли, но и всей Вселенной.  Для изучения этого сложного объекта нам нужны специалисты самых разных профилей, и технических, и гуманитарных, и экономических. Нам нужны физики, которые занимаются турбулентностью, чтобы знать все изменения, которые происходят с климатом, особенно, в такие годы, как этот,  а также нужны люди с хорошим образованием по физике атмосферы. Нужны геологи, мерзлотоведы.

Очень большое значение для нас имеет та информация, которая приходит к нам из космоса. Например, в те годы, когда я учился, не было информации, о том, что происходит с холодными явлениями и объектами в солнечной системе, в нашей и других галактиках. Оказывается, в солнечной системе 12 небесных тел имеют лёд водного происхождения,  и меньше всего льда на Земле. У нас есть Антарктида, Гренландия, горные ледники, Арктика, северные моря и моря в южном полушарии, и роль этого «холодного мира» – огромная.

— Какие же тайны хранит многолетняя мерзлота?

— Сейчас, когда мы работаем вместе с микробиологами, биологами, мы начинаем понимать, что происхождение жизни на Земле с большой долей вероятности связано с холодом. Особенно это понимание нам стало ближе, когда была найдена бактерия в вечной мерзлоте Мамонтовой горы в Якутии, которая пробыла в состоянии анабиоза, то есть сохраняла жизнеспособность, но не размножалась, не создавала колонию около двух миллионов лет. Когда мы её достали в положительную температуру, она начала размножаться.  Тогда возникла мысль: мы нашли бактерию, которая долгое время сохраняла жизнеспособность, следовательно, есть и другие виды. Значит, у природы есть секреты, как долго сохранять свою жизнь. Как это перенести с бактерий на высокоразвитые существа — это проблема для всех ученых в мире. Медики, биологи, микробиологи, географы, физики, химики, криологи думают над этим, потому что еще сто лет назад невозможно было представить, что в грунтовом льду могут существовать жизнеспособные существа. Но уже в нескольких странах мира на основе этой бактерии производятся препараты, которые обладают омолаживающими, повышающими активность свойствами. Исследования в этом направлении продолжаются. И это лишь один из примеров. Изучение мерзлоты принесёт еще столько открытий, которые нам и не снились! И поэтому нам просто необходимы специалисты. 

Дополнительная информация

  • Автор: Инна Кальва

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Образование"

Материалов нет

Наверх