E-law в России: зачем роботам права и кто будет отвечать за их преступления
Роботы, заменяющие людей, давно не фантазия сценаристов научно-фантастических фильмов. Сильный искусственный интеллект (ИИ) становится лучше с каждым годом: тема перестала быть только интересом разработчиков. Задаваться вопросом об этическом отношении к роботам уже не смешно, но необходимо. В России уже есть несколько проектов, занимающихся робоправом. А предприниматели активно обсуждают создание специального закона о роботах. «Хайтек» рассказывает о том, как современные правовые системы отвечают на вопрос «Робот — тварь механическая или право имеет?» и кто будет нести ответственность, если механизмы и ИИ навредят человеку.
Представьте мир, в котором люди сосуществуют с системами, которые так же, как и мы, обладают разумом, мыслями, чувствами и самосознанием. У них есть желания и интенции, печали и радости. Нет только органических тел — это роботы, которых можно включать и выключать.
«Дивный новый мир» подкидывает этические головоломки. Как вести себя с роботами? Есть ли у нас моральный долг перед теми, кого мы создали? Может быть, прогресс вообще стоит остановить, пока искусственный интеллект не превзошел человеческий? Пока такие вопросы остаются лишь спекуляциями на тему, потому что реальных примеров разумных роботов у человечества пока нет.
То, что испытывают другие люди, остается недоказанной загадкой для наблюдателя: никто не может быть уверен в том, что его собеседник действительно мыслит точно так, как мыслит сам размышляющий. И все-таки в разумность других людей принято верить безоговорочно. Допустить, что у роботов есть глубокий эмоциональный интеллект, гораздо труднее.
Как поверить, что оно — человек?
Чтобы понять, можно ли принять конкретный ИИ за человека, его нужно тестировать с помощью теста Тьюринга. В 1950 году его создал пионер компьютерных технологий Алан Тьюринг. Речь не шла о действительной замене человека компьютером: ученого интересовал вопрос, может ли машина обладать видимым интеллектом.
В редакции Тьюринга тест выглядит как диалог между собеседниками, а его цель лишь ответить на единственный вопрос: «Является ли ваш собеседник человеком?». С компьютером общается один эксперт. На современных соревнованиях по ту сторону экрана располагается целая команда судей. Они определяют, говорят ли они с живым человеческим существом, исключительно благодаря его ответам на задаваемые вопросы. Кроме того, судьи параллельно общаются с настоящими людьми. Получается своеобразная игра в наперстки, в которой игроку нужно угадать, где «прячется» настоящий человек.
До недавнего времени у чат-ботов не получалось обмануть судей. Ситуация поменялась, когда российская программа, «мальчик» Eugene, наконец прошла тест. Это произошло на десятилетие позже, чем предполагал Тьюринг — вместо 50 лет компьютерам потребовалось 64 года. Надо сказать, что стопроцентно пройти тест не смогла ни одна машина. Более того, для победы требуется даже меньше, чем 50% голосов судей — всего 30%. Eugene показался человеком 33% экспертов. Разговор с людьми у него был коротким, всего пять минут на каждого человека. Правила, как можно заметить, далеки от строгих.
Дополнительная информация
- Автор: Анастасия Никушина
- Источник: Хайтек
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Цифровые технологии"
Материалов нет