ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Газовый рынок в поисках регулятора

Производителям «голубого топлива» было бы весьма выгодно влиять на ценовую политику, но ближневосточные производители не смеют пойти против воли Вашингтона

На фоне пандемии COVID-19 и резкого снижения спроса на ископаемое топливо любые формы поддержки энергорынка кажутся весьма уместными. На днях организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) провели первый совместный технический комитет. Возможно, данное мероприятие станет важным шагом для начала координации действий производителей нефти и газа. Кроме того не стоит забывать и об идее газового ОПЕК — кто знает, может быть именно сейчас во время беспрецедентного падения стоимости «голубого топлива» она обретет реальное воплощение.

Напомним, что технический комитет ФСЭГ и ОПЕК состоялся 22 июня в режиме видеоконференции. Как сообщило агентство «Интерфакс», в ходе данного мероприятия глава ОПЕК Мохаммед Баркиндо информировал руководителя ФСЭГ Юрия Сентюрина о недавних решениях его организации коллективно снизить нефтедобычу на фоне рухнувшего потребления нефти в мире, чтобы стабилизировать рынок. Он подчеркнул, что две организации имеют много общего, включая много общих стран-участниц.

Глава ФСЭГ Юрий Сентюрин отметил, что в свете пандемии COVID-19 и значительного падения спроса как на нефть, так и на газ, «может быть, сейчас лучшее время, чтобы газовая и нефтяная отрасль внедряли знания и решения нефтяной отрасли».

Он подчеркнул, что видит ОПЕК в качестве модели для деятельности ФСЭГ, и что ФСЭГ получает выгоду от постоянно усиливающегося обмена между представителями двух организаций.

В настоящее время Форум стран-экспортеров газа зарекомендовал себя исключительно в качестве консультативного органа. ФСЭГ был создан в 2001 году. В него входит 12 государств — газовых экспортеров: это Россия, Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея и 6 стран-наблюдателей — Оман, Нидерланды, Перу, Норвегия, Казахстан и Ирак. Главной задачей ФСЭГ является выработка единой позиции стран участниц и ее продвижение на газовом рынке.

2009 году рядом производителей газа была сделана попытка создать из ФСЭГ организацию, подобную ОПЕК, однако пока реализовать это так и не удалось. Впрочем, на подобные объединения продавцы энергоресурсов идут в самом крайнем случае. Например, в свое время ОПЕК была учреждена в 1960 году именно после того, как картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch/Shell, Texaco и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть.

Сейчас ситуация на газовом рынке развивается не менее драматичным образом. Цены на сырье упали до рекордных значений, а на европейском рынке они уверенно стремятся к нулю. Правда, это происходит не вследствие картельного сговора покупателей сырья, а скорее ввиду объективных обстоятельств — теплой зимы и пандемии. Тем не менее, производителям «голубого топлива» от этого не легче, поскольку развитие СПГ-проектов, на которое все больше ориентируется газовые экспортеры, требует больших инвестиций. Поэтому повторить тот шаг, на который решились 60 лет назад продавцы нефти, было бы полезно для большинства стран, желающих развивать проекты по добыче газа.

Ранее глава российского Минэнерго РФ Александр Новак уже высказал мнение, что ситуация на мировом рынке газа более хаотичная и сложная, чем на рынке нефти, так как на нем нет такого регулятора, как ОПЕК. В любом случае уход от «дикого капитализма» и стихийной конкуренции стал бы важной ступенькой для формирования долгосрочной политики роста потребления газа в мире.

Этому, конечно же, могут помешать США со своим особым мнением, которое, по сути, заключается лишь в желании подтянуть под себя управление всеми энергорынками.

Однако не стоит забывать, что в нынешний кризис, несмотря на явное неудовольствие, Вашингтону пришлось активно договариваться с нефтяными экспортерами. Тем более, что Катар — ведущий производитель СПГ в мире — может начать ценовую войну, и ситуация на газовом рынке повторит ту, которая складывалась в марте текущего года на нефтяном рынке.

У отраслевых экспертов, опрошенных «НиК», нет единого мнения, относительно возможности более серьезной координации действий газовых производителей. Кто-то считает эту идею давно назревшей и необходимой, кто-то скептически относится к перспективе объединения интересов экспортеров. Однако все указывают на возросшую роль на этом рынке СПГ-проектов, а также Соединенных Штатов, которые будут мешать согласованным действиям производителей газа.

Президент Российского газового общества, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что создание газового ОПЕК давно назрело. Он напомнил, что в свое время сложный и разнородный мировой рынок нефти стал более совершенным и единым именно после создания ОПЕК. Газовый рынок многие годы жил по совершенно другим правилам: была очень жесткая связь между производителем и потребителем, так как существовала необходимость строительства газопроводов. Однако по мере развития индустрии СПГ отношения между продавцами и покупателями «голубого топлива» стали меняться: «Сейчас доля СПГ в международной торговле газом приближается к 50%. СПГ сделал мировой газовый рынок более глобальным, стали расти доли спотовых продаж, что привело к серьезной волатильности. Выровнялась ценовая ситуация по регионам: если еще 5 лет назад наблюдалась существенная разница между, например, европейским рынком и премиальным рынком Азиатско-Тихоокеанского региона, то сегодня она практически исчезла.

По своим характеристикам газовый рынок становится все больше похожим на рынок нефти. Более того, СПГ через спотовую торговлю разорвал привязку стоимости газа к нефтяной корзине.

Газовый рынок стал более независимым в ценовом плане. При этом газ находится в прямой и косвенной конкуренции с другими энергетическими ресурсами, и цены на них отражаются на ценах на газ. Поэтому, конечно, в этих условиях, особенно в кризисные периоды, требуется координация усилий производителей и потребителей газа для балансировки рынка», — заявил эксперт.

Он указал, что производство газа и, особенно, СПГ — это очень инвестиционно емкая индустрия: «Еще пять лет назад инвестиционные решения по строительству СПГ-мощностей принимались только в том случае, если 80% продукции было законтрактовано. Сегодня это уже не требуется, и, по сути, все риски несет инвестор. Поэтому я считаю, что инвесторы должны объединиться, чтобы гарантировать возврат вложений, вырабатывая какие-то общие правила игры по примеру ОПЕК+. В этой ситуации назрела необходимость создания газового ОПЕК, уже не формального, а содержательного. Чтобы можно было договариваться, вырабатывать общие правила игры, в том числе и через ценовую политику, балансировку спроса и предложения. И это очевидно будет происходить прежде всего за счет объемов производства СПГ», — пояснил Завальный.

Эксперт считает, что работа газового ОПЕК будет выгодна всем участникам данного бизнеса, а против могут выступить Соединенные Штаты: «США хотят играть на энергетическом рынке только по своим правилам. С девизом „Америка превыше всего“ они вряд ли когда-нибудь будут участниками ОПЕК+ и каких-либо других объединений. Вашингтон в продвижении свои экономических интересов скорее полагается на использование политического влияния на энергетическую политику своих союзников. Например, мы это очень отчетливо видим на примере Украины, стран Прибалтики. Польша уже объявила, что будет ориентироваться на поставки американского СПГ, который им будет поступать на эксклюзивных условиях, и т. д.», — резюмировал Завальный.

Старший аналитик «Фабрики инвестиционных идей» БКС Виталий Громадин также считает, что выход ФСЭГ на уровень формата ОПЕК выглядит сейчас актуальным: «Появились опасения относительно ухода газовых цен в Европе в отрицательную зону по примеру того, что случилось с нефтью. Спрос на природный газ пострадал относительно незначительно, в основном из-за закрытия промышленных предприятий. Потребление электроэнергии, произведенной из природного газа, как ожидается, упадёт всего на 3% в 2020 г. Но рынок сжиженного природного газа (СПГ) показывал слабость ещё до эпидемии.

Катар, как главный поставщик СПГ в мире, может развязать ценовую войну на газовом рынке по примеру Саудовской Аравии на нефтяном рынке. В таком случае цены на природный газ рискуют уйти в минус.

При этом Катар является ключевым участником ФСЭГ. Поэтому, если в рамках организации будет заключена сделка, согласно которой Катар сможет сохранить свою долю рынка, то это, конечно, поможет избежать дестабилизации рынка», — заявил эксперт.

Независимый эксперт Вячеслав Мищенко, напротив, предположил, что создание газового ОПЕК в том виде, в котором он существует на нефтяном рынке, невозможно: «ФСЭГ с 2009 года (когда организация стала международной — НиК) никак не проявила себя, хотя изначально организация себя позиционировала как газовый ОПЕК. Это связано с тем, что, во-первых, рынок газа — это не рынок нефти. Основную конкуренцию газу составляет уголь и возобновляемые источники энергии. Как только газ повышается в цене, включаются механизмы отраслевой межтопливной конкуренции, которые делают уголь более привлекательным. Если газ дешевеет, то он приходит на место угля. То же самое происходит и с ВИЭ. Тем более, что присутствует „зеленая повестка“, особенно на европейском рынке. Она показала свою жизнеспособность даже в этот кризис.

То есть идет саморегулирование по привлекательности энергогенерации именно с точки зрения межтопливного баланса и влияния „зеленой повестки“.

Кроме того появилось много производителей СПГ, которые практически нивелировали всю эту конструкцию ФСЭГ», — заявил эксперт.

Он напомнил, что Форум стран экспортеров газа изначально создавали Россия Иран и Катар. Последний был на тот момент крупнейшим поставщиком СПГ: «За эти 11 лет на газовом рынке произошла революция. Появилось много СПГ проектов, которыми управлять невозможно, они живут своей собственной жизнью. Кстати, Катар сейчас наращивает при помощи США объемы производства СПГ. В связи с этим рассматривать ФСЭГ в качестве ОПЕК нереально. Рынок нефти совершенно другой, он не испытывает межтопливной конкуренции, — заметил Мищенко. - Поэтому я скептически отношусь к созданию газового ОПЕК. В 2009 году была другая структура рынка. Казалось, что Россия Иран и Катар могут внести свою повестку и предложить объединительную платформу, которая могла бы влиять на цены.

Но с развитием огромного количества проектов СПГ, форум стал консультативным или аналитическим органом этих основных участников. Это больше политическая и диалоговая платформа»,

— указал эксперт.

Политолог Дмитрий Евстафьев в свою очередь напомнил, что несмотря на успехи ОПЕК+ по стабилизации нефтяного рынка, наблюдается подготовка общественного мнения и экспертного сообщества в ряде стран к началу второй фазы демпинговой войны: «На сегодняшний день газовый ОПЕК невозможен без США. Соединенные Штаты пока еще не убедились в том, что им нужно какое-то международное сотрудничество. Вашингтон уверен, что в режиме политического „выкручивания рук“ сможет обеспечить благоприятную позицию покупателей. Поэтому пока США не уйдут на дно в своем ТЭКе, особенно в сланцевой его части, они не будут готовы ни на какие серьезные переговоры. До этого еще года полтора. При этом я вижу, что данные переговоры возможны скорее при Трампе, чем при его оппонентах из демпартии. Однако очевидно, что это будет решения от негатива, а не от позитива», — рассказал эксперт.

Он также отметил, что газовый ОПЕК не выгоден никому в краткосрочной перспективе, но выгоден всем в долгосрочной:

«Меньше всего он выгоден странам с твердыми позициями в области СПГ, поскольку тогда сжиженный газ и газ из трубопровода нужно будет уравнивать в цене.

Это тяжелая работа, которая пока еще не сделана. Газовый ОПЕК — гораздо более сложная система с точки зрения организации, чем нефтяной ОПЕК», — резюмировал Евстафьев.

Стоит также отметить, что на создание новых экономических организаций очень сильно влияет исторический момент и политическая воля ее участников. Поскольку если представить, что ОПЕК создавался бы сейчас, а не 60 лет назад, Соединенный Штаты бросили бы все свои силы для предотвращения появления этой организации. С газовым ОПЕК ситуация такая же. Ведь несмотря на все противоречия, потребление газа в мире неуклонно растет, и производителям «голубого топлива» было бы весьма выгодно общими усилиями влиять на ценовую политику. Тем не менее, сейчас ближневосточные производители углеводородного сырья уже не смеют пойти против воли Вашингтона, поэтому перспективы создания газового ОПЕК выглядят весьма призрачно.

Екатерина Вадимова

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынки"

Материалов нет

Наверх