Потолок, хотя и подвешенный горизонтально, может выйти кое-кому боком (к вопросу о введении ценового предела на российскую нефть)
Сумрачно-зимний день 5 декабря 2022 года рискует стать мрачной для коллективного Запада датой. Или даже бесславной вехой, знаменующей для недругов российского ТЭК вовсе не победу над денежным наполнением того, что они именуют «путинской военной копилкой». И дело даже не в унизительно-директивной 60-долларовой ценовой планке в пересчете на экспортный баррель, которую, например, заносчивая Варшава просила понизить до 30 долл! Выше 60-долларового уровня покупатели жидких углеводородов из РФ отныне не имеют права платить поставщикам, если таковые пользуются форматом и механизмами морских перевозок.
Бездна фантазии!
Дело же, однако, — в принципе. Москва, как не раз заявляли не только вице-премьер Александр Новак и его коллеги по кабинету, но и сам президент Владимир Путин, вообще не намерена продавать «черное золото» адептам новой «суперсанкционной» схемы. Если в день установления пресловутого «потолка» РФ реализовывала азиатским покупателям нефть по 79 долл за баррель, то с какой стати мы должны были лишиться целых 19 долларов?
«Страны ЕС сами себе устраивают энергетический кризис и обогащают США, — столь бескомпромиссно высказался председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий. — Думаю, последствия такой политики очень скоро, причем больно, ударят бумерангом по властям западных государств… Для нас важна экономическая целесообразность, а не искусственные внешние «ограничители»… Вслед за ЕС выстрелила себе в ногу G7. Представители руководства России не раз говорили, что в случае принятия такого решения нефть поставляться не будет»…
…Итак, Кремль просто не хочет следовать волюнтаристским, «высосанным из пальца» псевдонормативам. Иными словами, он не прогнется под ними вместо использования прочной, исправно функционировавшей целый век и потому, казалось бы, общепризнанной рыночно-биржевой базы. Для нас ничего не меняет тот факт, что «ценовой потолок» создан не только автором рестрикций — Соединенными Штатами. «Потолок» послушно натянут над головами еще и всей индустриальной семеркой, Евросоюзом и Австралией. Но даже бесконечные списки «личного состава», подпираемые не атлантами (как под сводами Эрмитажа), а ретивыми атлантистами, мало кого напугают. Россия парирует: даже если ей придется поджаться в апстриме и сократить на какое-то время добычу, — любители пугать одну из ключевых энергодержав ржавыми ножницами диктата могут пожалеть о содеянном, и очень скоро.
Собственно, многие из них уже об этом жалеют, как свидетельствуют первые же отклики ведущих мировых СМИ. «Вашингтонский потолок цен на нефть не сработает — и Путин об этом знает!», — под таким наотмашь бьющим заголовком вышла, например, постановочная статья на ленте Forbes.
«Союзники США, — отмечено в публикации, — справедливо проявляют осмотрительность применительно к замысловатому дизайну вашингтонского плана относительно рынка, который является намного более комплексным, чем это понимают Соединенные Штаты. Не уверены союзники (Белого дома – Авт.) и в способности того же «потолка» обеспечить выход к поставленной цели, то есть к прекращению воинственного поведения Путина на Украине».
Сомневаются (все те же вассалы администрации Байдена — Авт.) и в том, что принятая мера «не ударит бумерангом по ним же самим». И не будет ли, как сказано в статье, «нанесен значительный ущерб самим же продвинутым демократиям?». В действительности, добавим, ущерб гораздо более тяжелый, чем тот, который может быть причинен России». Но, спрашивается, почему?
Они и сами-то не уверены
Все, чем рискует Москва, — это, быть может, не очень-то затяжное сокращение доходов от нефтеэкспорта. Да, кое-какие убытки поначалу могут и впрямь стать явью. Но насколько фатальными они покажутся?
Некоторых тревог, конечно, избежать не дано. Вот, скажем, у турецкого берега застряло в эти дни около 20 танкеров из Новороссийска. Большинство из них, конечно, пока еще не располагает «потолочной документацией» по свежим требованиям брюссельской штаб-квартиры ЕС и прочих инстанций. Ну а в проливах, вероятно, окопались не только дотошные правоведы, но и… любители базарных подходов под экологическим предлогом, которым все равно на чем делать неожиданно-транзитный навар — на поздних томатах или на стратегическом сырье для нуждающихся в нем регионов планеты.
Однако даже сама же Комиссия ЕС была вынуждена кое-что разъяснить ретивым любителям рейдовых задержаний и простоев в Средиземноморье. Судам, вышедшим в рейс до 5 декабря по действовавшим до сих пор ценам и страховым правилам, Брюссель разрешил разгрузиться в конечных портах своего назначения до 19 января. Так о чем же весь нынешний сыр-бор?!
Что же касается не морских, а наземно-трубопроводных поставок из РФ, прежде всего на Дальнем Востоке, то они, при всех репрессиях Запада, не должны пострадать совсем. И впечатляющие планы расширения пропускной способности российско-китайского ВСТО — лишь один из прочных залогов сказанного. Ну а если вернуться к морской глади, то дополнительные десятки «видавших виды» танкеров, способных служить еще по 10-15 лет, закуплены не только российскими пароходствами. Многие из них приобретены в Азии еще и тамошними — зарубежными звеньями шиппинга. Куплены теми, кто не только не хочет свернуть сибирский импорт, но и думает на нем заработать.
Новые звенья страхования фрахта, как и новые схемы самих океанских перевозок, созданные — повторимся — не только в России за последние недели наперекор традиционно-монопольным (ориентирующимся на директивы НАТО) коммерческим инстанциям, — это реальность. И она недаром внушает оборотистым, абсолютно неполитизированным и допускающим здоровый риск игрокам весомую дозу умеренного, но обоснованного оптимизма.
В этом плане нынешний визит министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок в Нью-Дели и отвергнутый там призыв пристегнуть Южноазиатский регион к антикремлевскому прессингу весьма характерны. Индия, закупив в нынешнем году вшестеро меньше нефти из РФ, чем гордый антикремлевским бойкотом(!) Евросоюз, вправе адресовать немцам серьезный вопрос: Вы-то сами уверены в том, что силовой слом сложившихся на мировом топливном рынке пропорций не обернется гулким обвалом всех ваших ожиданий, прогнозов и диктуемых англосаксами настроений? Собственно, именно это, хотя чуть более дипломатично, как раз и было высказано гостье из Берлина.
За океаном рассчитывали вообще обойтись без сырья из России
Да-да, в США определенно надеялись на то, что в мирохозяйственных связях назревает некий обвал, отражающий-де неумолимо-цикличный спад производства, потребления и индустрии путешествий в большинстве регионов планеты. Это и навязанная из-за океана деиндустриализация Европы, и вожделенное замедление китайского экономического молоха…
…Словом, по-прежнему полновесный приток российской нефти окажется ненужным, невостребованным. А тут еще и «ценовой потолок», который сильнее придавит «путинский бюджет». Но вот беда для команды Байдена. Китай и не думает замедляться! От Си Цзиньпина, укрепившего свою роль по итогам XX партсъезда, американские политологи и экономисты ожидали догматично-авторитарного противодействия очередной вспышке COVID-19 в Поднебесной — диктаторского закрытия предприятий. Запугивали мировую аудиторию «тоталитарно-марксистской массовкой» в ущерб самой же КНР. Но Пекин поступил наоборот: тотальные локдауны (во вред заработкам) отменяются, рыночная открытость не поколеблена, производство во многих отраслях вновь бумирует — и ему наверняка понадобятся огромные объемы импортных энергоносителей. Но только ли из России-матушки?
Конечно, нет — и недаром Си Цзиньпин уже на этой неделе(!) наносит визит в Саудовскую Аравию. И это, наряду с заснеженными энергетическими перемычками через Амур, раздражает Вашингтон отнюдь не меньше. Раздражает, кстати, не только потому, что китайцы дружелюбно приглашают нефтеносное «королевство пустынь» в ряды ШОС, где Эр-Рияд, судя по его контактам с Кремлем, склонен прочно и полноправно обосноваться.
«Корень зла», на взгляд США, заключен в том, что на прошедшей в эти же дни встрече ОПЕК+ россияне и саудиты договорились, вместе с ближайшими партнерами по альянсу 24 государств-единомышленников по ТЭК, «не выплескивать» на рынок больше сырья, как этого хотелось бы Соединенным Штатам ради снижения цен. И, судя по всему, кредитоспособных китайцев это вовсе не приводит в состояние душевного трепета и, тем более, отчаяния.
Интересно: где же в таком случае собираются в Вашингтоне срочно изыскивать дополнительные источники товарной нефти, тем более если против российского «черного золота» повсюду расставляются заслоны?
Перелистывать адреса бесполезно
Коль скоро от лидеров созданной Мао Цзэдуном КПК ревнители монополярного мира коварно ждали кошмарных уличных репрессий против невзлюбивших антиковидные запреты рабочих и служащих, то от властей Исламского Ирана ожидались новые расправы с борцами за права женщин.
Дескать, разгоны митингов приведут шиитскую республику к некоему подобию путча. А там, глядишь, и завещанное Дональдом Трампом нефтяное эмбарго против 84-миллионной страны можно будет — из США — милостиво отменить. Но и здесь прогнозы «ясновидящих наблюдателей издалека» гулко провалились. Тегеран самокритично покаялся в рецидивах средневековой несправедливости. Пресловутая «полиция нравов» бесславно распущена. Но ведь сам-то «режим мулл» прочно стоит на ногах — и готовится к созданию транскаспийского коридора «Север-Юг» из России к Индийскому океану.
Ну а замаскированные «безымянные танкеры» под чужими флагами как доставляли из Персидского залива — на манер «летучих голландцев» — нефть в Китай, так и доставляют. Казалось бы, вот он — столь желанный для Запада излишек «черного золота». Но, видите ли, это не тот излишек, которые требуется мастерам идеологических инъекций в коммерческую хронику.
Уж не стоит ли команде Байдена усилить «чисто домашний» акцент на собственные месторождения в США? Увы, поздно. Будучи опекунами отечественного сырьевого сектора, овладевшие нижней палатой Конгресса оппозиционеры-республиканцы, пострадав от демократических природоохранных рестрикций в 2021-м, не бездействуют. Они обнародовали воинственную программу из 10 пунктов предстоящего законодательного противоборства с «душителями ископаемого топлива» в США.
Белый дом может сколько угодно ссылаться — в самооправдание — на некие 1500 своих директив в пользу нефти и газа Техаса, Нью-Мексико или Северной Дакоты. А в ответ неумолимо предъявляются свидетельства как минимум 125 «железобетонных» запретов и прочих федеральных санкций, ставивших тамошнему апстриму бесконечные палки в колеса.
Так что же, спрашивается, делать, если Китай все еще непредсказуем, Индия непослушна, Иран ничему всерьез не подвержен, Саудовская Аравия излишне суверенна, Россия самостоятельна, и даже лидеры американского ТЭК сильно не доверяют двуличному вашингтонскому Олимпу?
Венесуэльский прорыв и его эфемерность
Стратеги энергетического курса США срочно кинулись в Боливарианскую Венесуэлу! Бросились тем более, что «нефтяное Эльдорадо» на Ориноко, зажатое все тем же Трампом в тиски экспортного эмбарго с 2018 года, в принципе способно напрямую (во всяком случае, географически) восполнить сетям НПЗ в Луизиане и Техасе хотя бы часть дефицита привозного сырья.
Но широкого бизнес-прорыва эта инициатива, увы, не предвещает. Компания Chevron, которой отныне разрешено добывать нефть и свободно вывозить ее из страны, давным-давно, причем непрерывно, присутствовала на венесуэльском апстрим-рынке. Присутствовала там даже во времена национализаций Уго Чавеса и последовавшего прессинга со стороны его преемника Николаса Мадуро. То есть, в отличие от давно уже «хлопнувших дверью» ExxonMobil и ConocoPhillips, этот инвестор (по договоренности с Белым домом) и не думал покидать Каракас; так что попытки придать нынешним событиям привкус сенсации совершенно бесплодны.
А во-вторых, оживившиеся бизнес-операции по линии Chevron вряд ли могут вырасти в нечто крупное и многообещающее уже по определению. Ибо, во-первых, доходы от восстановленного экспорта не должны дать госмонополии PDVSA ни одного цента, ибо весь «навар» призван пойти на погашение многолетних потерь самих же американцев. Во-вторых, Chevron наделен правом поставлять на венесуэльские апгрейдеры и заводы запчасти, растворители и дистилляты вместо ненавистного Белому дому союзника кабинета Мадуро — далекого, но всегда готового помочь Ирана. Эта замена поставщиков, согласитесь, обретает остро политизированную окраску.
В-третьих, Вашингтон побудил боливарианские власти сесть за стол переговоров с оппозицией на мексиканской дипломатической площадке. Но и там что-то непохоже на подлинную готовность эмиссаров Мадуро поступиться своими основополагающими принципами.
Эпилог напрашивается сам собой
…Такова в общих чертах ситуация в глобальном ТЭК, в которой вступил в силу антироссийский «ценовой потолок». Сами же инициаторы настолько не уверены в его эффектах, что в США и ЕС уже объявлено о возможности предстоящих корректировок установленного «режима лимитов».
Когда же, интересно, состоится первая «сверка часов»? Оказывается, уже 15 января. За кого же, спрашивается, принимают нас «ценовые жандармы»? Неужто они полагают, будто нам неизвестно, что с предрождественских дней (в преддверии 25 декабря) и вплоть до январских морозов на Западе «днем с огнем» невозможно отыскать в рабочих кабинетах ни министров и их замов, ни сколь-либо серьезных аналитиков, ни топ-менеджеров углеводородного ТЭК? Царит, иными словами, курортно-мертвый сезон, когда почти нигде невозможно получить элементарную справку, а не то что проект важнейшего стратегического решения: что далее делать с российской нефтью.
Паутиной непродуманных постановлений в этой области коллективный Запад запутал себя окончательно. Недаром сами же «США предупреждают об осторожности в ходе европейских дебатов о «ценовом потолке», — прямо отмечает Нирмал Нарайанан на ленте Reuters.
«…Можно вовсе запутаться в том, почему Вашингтон не выдвинул более эффективных инструментов для политики в этой сфере. Ведь они находятся буквально под рукой и действительно могут снизить доходы РФ от экспорта нефти и газа. Таким образом, подобные рычаги способны опустошить часть путинского военного сундука на деле, — искренне недоумевает эксперт Гарри Г. Бродман. — Трудно понять, почему Вашингтон так и не сфокусировался на институционализации подобных действенных альтернатив. Таких, которые включали бы в себя рыночно-ориентированные, транспарентные и более интуитивные — в экономическом смысле — механизмы. Те, что почерпнуты из арсенала международной рыночной политики».
…Готовы и мы сознаться без обиняков: многим авторам «Нефтянки» вышесказанное в равной степени кажется малопонятным. Более того, — тупиковым и даже диким в ХХ1 веке.
Павел БОГОМОЛОВ
Кандидат политических наук
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Рынок нефти"
Материалов нет